Идеальный общественный транспорт в Красноярске

Продолжаем публикацию цикла статей о транспортной проблеме города. 
Все записи: Красноярск. Транспортная проблема. Автор: Антон Шаталов

Каким бы мы хотели видеть общественный транспорт в Красноярске

Каким бы мы хотели видеть общественный транспорт в Красноярске

Комнаты и коридоры

Как очень верно было подмечено одним из комментаторов прошлых статей, город — это большое общежитие. Все в нашей цивилизации имеет фрактальную структуру, где каждая часть подобна структуре целиком. Давайте заглянем в дом, где живет большая семья. Здесь есть прихожая, кабинет, гостиная, спальни взрослых и детей, мастерская, кладовка, кухня, туалет и ванная комната. Все помещения связаны друг с другом холлами и коридорами, а большая красивая дверь в прихожей встречает и провожает нас во внешний мир.

Город устроен подобным же образом — в нем есть спальни и кабинеты, кухни и ванные, гостиные и мастерские. Каждая комната в доме выполняет определенную функцию, и чем больше дом, тем длиннее коридоры, связывающие разные функции между собой.

При покупке дома или квартиры, без исключения каждого человека интересует соотношение общей и полезной площади. Люди предпочитают иметь минимум коридоров и часто объединяют некоторые помещения для более удобной коммуникации. Компактный дом с прямыми короткими связями между помещениями дешевле отапливать и удобнее содержать в порядке.

В масштабе города действуют все те же принципы. Городу нужны короткие связи между районами и удобные средства пространственной коммуникации для его эффективного функционирования, иначе он не привлекателен для жизни.

Жизненная энергия

Чем больше человек тратит энергии на перемещение между объектами своей жизнедеятельности, тем меньше ее остается на выполнение задач, которые перед этим человеком стоят. Потенциал и эффективность города определяется эффективностью каждого в нем живущего. И неважно кто вы, студент или бизнесмен, чиновник или любой другой работник бюджетной сферы. Все должны вовремя приходить на работу, не становясь уставшими по пути.

Многие жители городов ежедневно сталкиваются с дискомфортом при движении на работу и обратно

Многие жители городов ежедневно сталкиваются с дискомфортом при движении на работу и обратно

Самое время снова вернуться к тезисам о том, что задача транспортной системы заключается в перемещении людей, а не транспортных средств, а комфорт одной группы горожан не может быть реализован за счет снижения комфорта другой группы.

Большая часть населения города до сих пор не имеет собственного автомобиля. Если некоторые граждане (в основном, молодые) находятся на пороге его приобретения, то многим взрослым и пожилым людям этот шаг сделать гораздо сложнее. При этом немалый процент горожан в силу возрастных, физиологических, психологических и экономических факторов не сможет сделать этот шаг никогда. Назовем эту часть населения группой риска.

Комфорт одной группы горожан не может быть реализован за счет снижение комфорта другой группы

Комфорт одной группы горожан не может быть реализован за счет снижение комфорта другой группы

Группа риска или все вместе?

Лишив горожан иных возможностей перемещения, кроме как с помощью собственного четырехколесного друга, мы стимулируем лавинообразный рост количества индивидуальных транспортных средств. Следовательно, мы столкнемся с растущим дефицитом городского пространства необходимого для дорог и парковок.

Пытаясь удовлетворить спрос, город сделает еще один шаг к своей алиенации и дезинтеграции. Захламленных коридоров в нашем «доме» станет еще больше, а перемещаться по ним станет еще сложнее. В такой ситуации проиграют все, а группа риска полностью лишится возможности передвигаться по городу.

Больше дорог = больше машин

Больше дорог = больше машин

Кто попадает в группу риска? Учителя школ, воспитатели детских садов, медсестры, врачи поликлиник, преподаватели ВУЗов, служащие государственных учреждений, инженеры, студенты, школьники, рабочие, люди со слабым зрением, пожилые люди, инвалиды, гости города и, в конце концов, люди, которые боятся, не хотят или не могут научиться водить автомобиль. Качество жизни города зависит от этих людей никак не меньше, чем от любого автовладельца.

Но функционирующий общественный транспорт нужен не только для решения социальных задач, он необходим городу, для сохранения его гуманитарных качеств. В прошлых статьях я подробно описал разницу в пространственных потребностях личного и общественного транспорта, как и влияние транспорта на качество городской среды. Город вздохнет свободно, если к пассажирам общественного транспорта из группы риска прибавится хотя бы 15-20% от числа автовладельцев. Имея адекватную альтернативу, глупо ей не пользоваться.

Общественный транспорт идеально сочетается с пешеходными улицами в исторических частях города

Общественный транспорт идеально сочетается с пешеходными улицами в исторических частях города

Весомые преимущества

Создание комфортных условий для перемещения пассажиров на общественном транспорте — одна из ключевых тактик для роста их лояльности. Но даже сверхсовременный рельсовый транспорт никогда не выиграет у автомобиля по уровню комфорта.

Тем не менее, приобретая автомобиль, далеко не все отдают себе отчет в том, что комфорт передвижения отчасти компенсируются дискомфортом, который испытывает автовладелец при необходимости парковать, мыть, заправлять, страховать, ремонтировать, обслуживать авто и платить за него налоги и сборы. Транзитный пассажир лишен этого бремени, так как его взаимодействие с транспортным средством заканчивается сразу после того, как он вышел на своей остановке. Поверьте, для многих сей факт является весомым преимуществом общественных перевозок.

Приоритет

Если тягаться с авто по уровню комфорта — задача, наверное, самая тяжелая, то в скорости перемещения общественный транспорт может выигрывать вполне уверенно. Для этого нужно выполнить ряд условий. Во-первых, приоритетом движения должен обладать вид транспорта, перевозящий большее количество людей. Американский гуру транспортного планирования Вукан Вучик выделяет три категории приоритета движения общественного транспорта ROW (Rights of way):

ROW-C

Охватывает весь транспорт, использующий городскую улично-дорожную сеть. Под эту категорию попадают автобусы, трамваи и троллейбусы, которые перемещаются по городским улицам в общем потоке вместе с автомобилями.

Большая часть подвижного состава красноярского транзита по факту относится именно к ROW-C. Ее несомненным плюсом является низкая, по сравнению с другими категориями, стоимость инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы. Но при этом общественный транспорт данной категории вряд ли может конкурировать по скорости и комфорту с автомобилем.

Если вся сеть городского транспорта имеет приоритет ROW-C, такой транзит выполняет исключительно социальную функцию и по большей части обслуживает группу риска.

Уличный транспорт категории ROW-C

Уличный транспорт категории ROW-C

ROW-B

Категория транспорта, использующая выделенные линии или рельсовые пути, находящиеся, как правило, в одном уровне с улично-дорожной сетью общего пользования.

Движение вагонов общественного транспорта этой категории в основном регулируется светофорами, иногда используется дополнительная секция для обеспечения приоритета при пересечении перекрестков. Отдельные фрагменты линии транзита этой категории могут относиться также к ROW-C и ROW-A.

ROW-B является наиболее гибкой категорией приоритета движения, имеет повышенную вместимость подвижного состава, значительно более высокие характеристики по уровню комфорта и скорости перемещения, при этом требует на порядок больше инвестиций для реализации системы. Основными видами транспорта в этой категории является легкорельсовый (LRT – Light Rail Transit) и скоростной автобусный (Bus Rapid Transit).

Система легкорельсового транспорта на обособленных путях категории ROW-B

Система легкорельсового транспорта на обособленных путях — яркий представитель категории приоритета ROW-B

В Красноярске к данной категории с большой натяжкой можно отнести трамвайные линии на проспекте имени газеты Красноярский рабочий. В свое время обособленные путевые конструкции трамвая также существовали на ул. Матросова и Октябрьском мосту. Трамвайных путей на мосту давно нет, а на Матросова трамвай сегодня имеет приоритет ROW-C.

Должен отметить, что ликвидация обособленных трамвайных путей не добавила автомобилям никаких преимуществ. В обоих случаях расширенные дороги втыкаются в «бутылочные горлышки» перекрестков. Выделенные же полосы для движения автобусов и троллейбусов в центре города не работают по назначению, поэтому отнести левобережную часть сети к категории ROW-B невозможно ни на одном ее участке.

ROW-A

Категория общественного транспорта, использующая полностью обособленные путевые конструкции, проложенные в тоннелях или на эстакадах, то есть вне улиц. Она охватывает наиболее скоростные, комфортные и капиталоемкие системы транзита. К этой категории относится метро, пригородные электропоезда, монорельсовый и, пожалуй, речной транспорт. Последний существовал в Красноярске и возможность его возвращения вполне оправдана — представьте, 5 минут от Речного вокзала до ТЦ «Красноярье».

Метро относится к внеуличному транспорту и имеет самую высокую категорию приоритетности ROW-A

Метро относится к внеуличному транспорту и имеет самую высокую категорию приоритета ROW-A, впрочем и самую высокую стоимость.

Администрации города и края уверяют нас, что проект Красноярского метрополитена будет однажды возрожден. Но делать ставку исключительно на метро можно только при развитой его сети, а это, как вы понимаете, серьезные инвестиции. Тем не менее, я считаю необходимым как можно скорее ввести в эксплуатацию первую очередь метрополитена.

Иерархия маршрутной сети

Красноярску следует отказаться от большого количества несвязанных между собой «экскурсионных маршрутов», которые от одной конечной следуют до другой, собирая и развозя пассажиров по всем закоулкам города. Нам необходимо в самое ближайшее время перейти к дифференциации маршрутов на магистральные и подвозящие. Такая система называется Trunk and Feeder.

Магистральные маршруты необходимо проложить вдоль основных артерий города, где собираются максимальные пассажиропотоки. Эти маршруты должны иметь наиболее высокие провозные характеристики и, в идеале, обладать категориями приоритета движения ROW-A или ROW-B. Подвозящие же маршруты становятся значительно короче и легче адаптируются к спросу. Такая система намного более эффективна, поскольку имеет расширенный инструментарий для тонкой настройки.

Соотношение инвестиции – эффективность. В. Вучик «Транспорт в городах удобных для жизни»

Соотношение инвестиции – эффективность. В. Вучик «Транспорт в городах удобных для жизни»

Очевидно, что подобная трансформация системы городского транспорта приведет к необходимости пересаживаться с одного маршрута на другой. И для того, чтобы реформы оправдали себя, необходимо удовлетворить два следующих условия…

Сквозная тарификация поездок

Плата за проезд должна взиматься за перемещение до пункта назначения, независимо от количества пересадок, которые придется совершить пассажиру. Это легко реализуется при оплате проезда с помощью магнитной транспортной карты пассажира. В Красноярске такие карты уже есть, нужно лишь расширить возможности этой платежной системы. В будущем даже паркование автомобиля в городе может оплачиваться этой картой.

Межмодальная интеграция

Это последнее и, вероятно, самое важное условие. Все виды общественного транспорта должны быть связаны между собой. Пользователю в удобном виде должна быть предоставлена информация о расписании, пробках, ДТП и ремонтных работах. Расписание движения должно быть синхронизировано между видами транспорта, чтобы горожанин мог получить маршрутную карту и время в пути, указав лишь пункт назначения. Современные средства телекоммуникации позволяют осуществить это в полном объеме.

Остановка общественного транспорта в Париже

Остановка общественного транспорта в Париже

Остановочные пункты и сами вагоны общественного транспорта нужно обязательно оборудовать информационными табло, автоматами продажи и пополнения транспортных карт, интерактивными информационными дисплеями. Нам нужен удобный сайт городской транспортной системы и мобильные приложения для телефонов и коммуникаторов.

Помимо вновь создаваемого информационного пространства, важно озаботиться пространством человека — создать удобные пересадочные узлы. В зависимости от пассажиропотока, такие узлы могут превращаться в настоящие крытые или подземные транспортные терминалы с обслуживанием (аптеки, пункты быстрого питания, цветы, продукты, и т.д.), где летом работает кондиционер, а зимой — отопление.

Человек, раз прошедший через турникет и спустившийся в метро, не считает зазорным пересаживаться с ветки на ветку, так как это не составляет для него особого труда. То же справедливо и в случае пересадки пассажира с одного вида транспорта на другой. Для обеспечения комфорта пассажиров и привлекательности общественного транспорта необходимо повысить общий уровень пешеходной инфраструктуры города, которая, в свою очередь, тоже является неотъемлемой частью системы.

Комплекс подземных сооружений на Kарлсплац в Мюнхене

Комплекс подземных сооружений на Kарлсплац в Мюнхене

В системе ни в коем случае нельзя не учитывать автомобилистов. Если рядом с крупными транспортными терминалами появятся перехватывающие парковки, пользователей общественного транспорта однозначно будет больше. А бесплатный Wi-Fi, возможность провоза велосипедов, все остальные известные фишки и программы повышения лояльности пассажиров, являются лишь приятным дополнением.

Места для провоза велосипедов в трамвае

Места для провоза велосипедов в трамвае

Кто должен отвечать за транспорт в городе?

У интермодальной транспортной системы может быть только одна голова – безусловно, это сам город, точнее специальный департамент в администрации. При этом совершенно необязательно, что все перевозчики войдут в единое муниципальное предприятие. Перевозчики, в данном случае, являются лишь подрядчиками, которые предоставляют услугу конечному потребителю, но строго следуют установленным для них правилам.

Планирование транспортной сети должно осуществляться в тесной связи с планированием всех сфер городской жизни. Нужно понимать, что транспорт — не существует сам по себе, транспорт в городе — это коридоры в наших квартирах.

Антон Шаталов 2 октября 2012 г.

Обсуждение

  1. Надежда 02.10.2012 10:54

    2 года назад была в Лондоне. Меня восхитило приложение для Andriod, в котором в режиме реального времени отображалась информация, когда придет ближайший поезд метро на интересующей меня станции, а также 3 последующих поезда! Вот у нас бы было так: вышел на остановочку и уже знаешь, что твой автобус будет уже через n минут! Они же сейчас, вроде бы, оборудуют весь общ.транспорт системами ГЛОНАСС/GPS. Простая задачка для программиста, на мой взгляд.

    • Дмитрий 02.10.2012 14:38

      Надежда, для программиста создать подобное приложение не проблема. Здесь больше проблема организационная, чтобы и управление ЖД, и трамваев, и маршрутных автобусов — предоставляли публично такую информацию в он-лайне, А вот уже собрать все вместе и показывать в окне мобильного приложения — действительно не проблема.
      Ну и сейчас городской общественный транспорт особо за расписанием и точностью хода по времени не следит, ну или не получается. Хотя трамваи могли бы.
      Вот например статья о работе трамваем в Самаре, с версией объяснения почему они сейчас не удобные, по-моему, для Красноярска эта версия вполне реалистична: http://mymaster.livejournal.com/297345.html

  2. Разделяю и поддерживаю, комфортный общественный транспорт во многом говорит о развитии города.

    Но я тут внезапно осознала еще одну важную роль личного автомобиля в наших широтах — это же передвижная гардеробная. Такая погода, когда в течение суток идут 20-градусные перепады, авто — отличное решение проблемы.

    • Это все входит в уровень комфорта личного транспорта, который всегда будет выше комфорта общественного транспорта. А он, пожалуй, единственное, в чем ОТ не сможет тягаться с ЛТ. У каждого типа транспорта свои преимущества, важно уметь их использовать вместе, извлекая эффективность из каждого.

  3. Аноним 02.10.2012 12:59

    Ну вот и пряники. Осталось составить проект (надеюсь ТГИ справится лучше, чем с планированием парковок в историческом центре), посчитать смету, найти деньги, построить.. и можно призывать к отказу от автомобиля. Тем более, что ROW-B к дорогам имеет мало отношения, как я понял.
    А если спуститься с небес на землю с подрезающими друг друга маршрутками, то очень хочется каких-нибудь реальных предложений. Исходя из имеющихся возможностей, так сказать..

  4. Когда жида в Бангкоке, то с удовольствием ездила на общественном транспорте, как и большинство моих знакомых, живущих там по 10-15 лет — это проще и удобнее. нежели иметь свое авто там.
    И здесь я бы с удовольствием передвигалась на общественном транспорте (особенно при поездках в центр), а свое авто использовала бы только для поездок за город, на природу, на передвижение между городами.
    но все упирается лишь в одно НО — убогость нашего общественного транспорт, грязь, хамство персонала, а иногда и просто в опасность передвижения с такими водителями, как зарулем наших маршруток

    • Дмитрий 02.10.2012 14:53

      По-моему если несколько граждан официально обратятся с жалобами в соответсвующие органы, и повторят свои обращения несколько раз, то ситуация может измениться.
      Последнее время, складывается мнение, что наведение порядка вполне достижимое явление, просто этим ни кто не хочет заниматься. Для начала можно попробовать обратиться через виртуальную приемную:
      вот городская http://www.admkrsk.ru/reception/Pages/default.aspx
      вот краевая http://www.krskstate.ru/priem

      Сам не обращался, но особо притензий и не имею, хотя вчера видя как друг за другом гоняться два переполненных автобуса 23-го маршрута по Октябрьскому мосту, то тоже подумал, что управы на них почему-то нет.
      ОТ если и пользуюсь, то избегаю часов пик, лучше пешком дойду до остановки где уже свободнее нужные мне маршруты.
      По поводу обращения был довольно занятный случай: весной, в фейсбуке в личку написал депутату ЗК вопрос, просто узнать куда можно обратиться по поводу уборки близлежащего к дому парка, так как желал поучаствовать, ответа не последовало, а спустя месяц он мне пишет, доволен ли я, что в этом парке даже губернатор убирался :) якобы это реакция на мое письму. До сих пор не пойму на сколько правдива эта связь. но сам факт позабавил. Это я к тому что стоит обратиться адресно, а не обсуждать это на кухне или в комментариях статей косвенно связанных с темой :)

    • надежда 30.09.2013 13:36

      ладно маршруток. а автобусы? сегодня ехала 71 автобусом до остановки ботанический бульвар, водитель промчался мимо остановки магазин локомотив из-за того что женщина стоящая у выхода не нажала кнопку, я попыталась заступиться, но в ответ посыпались трёхэтажные маты, я просто была в шоке от такой наглости, за рулём скорее всего зек или какой-то Булгаковский шариков! скажите. куда обращаться в таких случаях.?

  5. 2 Надежда — на картах гугл в реальном времени можно осмотреть прибытие автобусов на остановки Красноярска. я пользуюсь этим сервисом. и он чаще работает, чем «мимо». во всяком случае мне стало удобнее ездить на автобусах. чего и вам желаю.

  6. Аноним 02.10.2012 15:11

    Шикарный пост про Самару.

  7. Журналист 04.10.2012 23:01

    Да просто посмотрите на подъезды новых домов. Еще лифт не пустили, а в него уже нассали, стены исписали, бычков и бутылок накидали и бомж на чердак заселился первым в доме. У нас все общественное будет убогим. Поэтому, если хочешь наверняка ехать без дышащего перегаром в ухо бомжа и слушать не шансон с матом, то вариант один—сам заботься об этом. Уровень культуры в обществе не позволит иметь транспорт с ваших картинок. Если дать бедуину мерседес, он будет там хранить верблюжий навоз.

    • Так выложите уже навоз из своего мерседеса и перестаньте нести чушь :-)

      • Тот, который Аноним 13.10.2012 20:37

        При всей образности Журналиста, он изложил довольно понятную мысль. Я с ней не совсем согласен, но это точно не чушь. Чушь написали вы Иван. :-) А в том, что мы сами во многом виноваты в состоянии наших автобусов и подъездов, много правды. Я только уверен, что наши граждане не бедуины и общество меняется к лучшему. Но вот, вы Иван, переходя на личности, меня в этом совсем не убеждаете.

        • Что вы, какие личности. Я лишь заметил, что товарищ Журналист судит по себе. Или, скорее, просто троллит, намеренно утрируя и искажая факты.

          Главная проблема, по-моему, как раз не в «бедуинах», а в людях, кричащих на всех углах, что мы обречены жить в говне и с этим уже ничего не поделать.

          • Журналист 15.10.2012 22:14

            Во-перых, я не товарищ. Во-вторых, факт остается фактом, общественное у нас синоним совкового, убогого, изгаженного. Общественный туалет, общественная баня, места общего пользования, общежитие, общественный транспорт. Потому что в головах надо сначала менять, а не в сортирах. А пока в головах, в основном, разруха, нормальный человек в общественное по возможности не полезет.

            • Уж простите за товарища, господин Журналист :-)

              Вы не задумывались, что в этой ситуации может существовать и обратная связь? С одной стороны «общественное плохое — им не пользуются нормальные люди», но с другой стороны «не пользуются нормальные люди — общественное становится еще хуже».

              Я лично верю, что у нас достаточно адекватных и культурных людей. Просто в ситуации, когда общественный туалет представлен вонючим сортиром, глупо удивляться, что им пользуются одни бомжи. Парадигму «общественное — синоним убогого» можно изменить только путем создания качественных общественных пространств, общественного транспорта, общественных туалетов, в конце концов.

    • Глазастый кубик 09.10.2012 17:02

      Все могут просто посмотреть «на подьезды новых домов», но все увидят разное. «Не нужно делать людям хорошо, т.к. люди не хорошие. Хорошо делайте только для себя» — вот, что увидели вы.

  8. Андрей Григорьев 02.01.2013 16:32

    Летом в Красноярске есть реальная перспектива передвигаться на электровелосипедах. Прошлым летом лично опробовал: несёшься и не потеешь. Уже протестировал конкретный маршрут: ТЦ на Красрабе — Предмостная — Коммунальный мост (по тротуару, так как асфальт ровнее) — левобережная набережная (там новый асфальт супер для вело-скорости 35-40 км/час) — можно на Татышева, можно добраться до площади железнодорожного вокзала. Если, как публично обещал Акбулатов жителям зелёной рощи, восстановят пешеходный мост между Рощей и Татышева, быстрый транзит на электровелике из Рощи до ж.д. вокзала гарантирован (на обычном велике не быстро, в мыле, но тоже возможно :). За личным электровелосипедом транспортное будущее для жителей больших городов и пригородов!


Похожие записи