БФМ: фестивальные будни

Большой фестиваль мультфильмов идёт своим чередом — как всегда, при поддержке фонда Михаила Прохорова. Чем нас порадуют вечерние показы на неделе — смотрим в программу.

Тени и пыль

Тени и пыль

Понедельник, 25 марта

Дом кино, 19:00

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАМА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ АНИМАЦИЯ
58 мин, 16+

Принято считать, что современная русская анимация насквозь традиционна и боится экспериментов, особенно формальных. Тем не менее, мы считаем, что экспериментальная анимация в России есть, только она живет не в кинозалах, а в галереях. Экспериментами и провокациями в этой области сегодня занимаются художники видеоарта, использующие анимационные технологии.

Мультипликационное кино, с моей точки зрения, — это составное изображение, которое возникает как реакция на покадровую запись. Для современного художника — мультипликация не столько прием, сколько отражение возможностей методов взаимодействия с тканью изображения. Составляется сознательная оппозиция классическому видео и экспериментальному изображению. Наивное взаимодействие с анимационной структурой позволяет художнику провозгласить абсолютную идею произведения в эпоху коллажной мультипликации о том, что именно смежное изображение является системой координат для новой образности.

Представленные в программе художники работают с анимацией, точнее анимационным образом, достаточно последовательно. Ольга и Александр Флоренские рассматривают анимацию как язык наивного изображения. Петр Жуков, наоборот, увлечен деконструкцией картинки — его короткие фразы, набранные из социальных сетей, сформированы как определенная живописная структура. Маша Ша вводит в документальное изображение элементы анимации и работает с ними как с визуальными фразами. Группа «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов) рассматривает пленку как материал для мультипликационных экспериментов, акустическая анимация Олега Елагина вводит элемент визуальной деконструкции. Марина Черникова последовательным линейным монтажом воспроизводит идею анимации, Алексей Булдаков работает с авангардным образом и стирает его до уровня обывательского отношения (для него анимация — форма особого взаимодействия со зрителем), Дмитрий Трофимов пользуется академическим представлением о том, чем может являться анимация и предлагает рассмотреть пейзаж через открытку путешественника. Это открытое зрение позволяет художникам использовать анимацию в качестве открытой изобразительной системы.

Карина Караева, начальник отдела кино и видеоарта Государственного центра современного искусства 

КОЛЫ
Режиссер и художник: Борис Казаков, Россия, 1999. 8 мин, бескамерная анимация (скрэтч и рисунок на кинопленке).

Фантастический и стремительный экшн, нарисованный и процарапанный поверх фильма киноэкспериментатора Евгения Юфита «Серебряные головы»

ТРОФЕЙНЫЕ ФИЛЬМЫ
Режиссеры: Александр и Ольга Флоренские, Фонд социально-культурных программ «Губерния», Россия, 2003. 10 мин, смешанная техника

Фильм состоит из пяти пародийных двухминутных «фильмов в фильме»: «Японский трофейный фильм», «Мусульманский трофейный фильм», «Немецко-фашисткий трофейный фильм», «Русский трофейный фильм», «Трофейный фильм неясного происхождения».

ABCD
Режиссер и художник: Маша Ша, Россия, 2009, 4 мин

Сложно разбираться со словами, особенно когда они не твоего родного язык

X
Режиссер и художник: Маша Ша, Россия, 2007, 1 мин 23 сек

X значит что-то мистическое, странное или неизвестное.

ТРЕУГОЛЬНИКИ – ЭТО МОЯ ФОРМА / TRIANGLES ARE MY SHAPE
Режиссер и художник: Юлия Застава, Россия, 2010, 2 мин 47 сек

Взаимосвязь того или иного состояния независимой переменной с определенным значением зависимой переменной. Когнитивный диссонанс.

ВИШЕНКИ ГОВОРЯТ / СHERRIES TALK
Режиссер и художник: Юлия Застава, студия?, Россия, 2009, 4 мин 47 сек

Обрывочное повествование о галлюцинации ландшафта. Мертвые горы, кислотный пень, размножающийся глазами, проблемы в мире людей — это взгляд ягод, поэтому аутичный химический звук и почти полное отсутствие драматургии.

ЕБУЩИЙСЯ АБСТРАКЦИОНИЗМ / FUCKING ABSTRACTIONIZM
Режиссер и художник: Алексей Булдаков, Россия, 2008

Агитация — это процесс распространения идей для воздействия на сознание, настроение и общественную активность масс. «Ажитация» в более широком смысле означает состояние возбуждения или тревоги. Однако в самом узком своем смысле латинское «agitatio» означает «приведение в движение». Все эти три смысла «агитации» оживлены в анимации Алексея Булдакова «Секс-Лиссицкий». Булдаков обращается к агитационному плакату  Л. М. Лиссицкого «Клином красным бей белых», агитирует, то есть, производя мультипликационную версию плаката, приводит в движение простейшие геометрические фигуры и, тем самым, очень волнует, даже тревожит зрителя: взаимопроникающие супрематические формы двигаются в духе полового акта, издавая звук порно-видео.

МАРОККО
Режиссер и художник: Дмитрий Трофимов, Россия, 2007, 1 мин 10 сек

Путевые заметки, составленные как коллаж изображения

СЕРФИНГ ПО ГОРОДУ / URBAN SURFING
Режиссер и художник: Марина Черникова, Россия, 2007, 3 мин 20 сек

Эта работа – результат исследования границ психологического восприятия городской среды, равно как и тестирование передовых рубежей языка видео как средства артистического самовыражения. Перевод воспринимаемой энергии города в энергетику его понимания. В результате, узнаваемые и логичные архитектурные элементы трансформируются в абстракции. А общий концепт города как понятного структурированного ансамбля переводится в динамичное, фрагментарное и индивидуальное восприятие городской среды.

ПРАВИЛО КАПИТАНА
Режиссер и художник: Андрей Суздалев, Россия, 2012, 6 мин 03 сек

На капитана небольшого судна, находящегося в дальнем плавании, воздействует множество факторов: нестабильность, неизвестность, удалённость от берега, зависимость от погоды, технические поломки, отношения с экипажем и т.д. Некоторые простые, на первый взгляд, правила организации жизни в море помогут сохранить душевное равновесие, которое является неотъемлемой частью «хорошей морской практики». Фильм-конспект по мотивам записей яхтенного капитана Евгения Шкарубы

СМЫВАЯ КРАСКИ
Режиссеры и художники: группа «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), Россия,1995, 2 мин 50 сек

Изображение ударяет в глаза цветовыми вспышками переменной толщины и яркости. Оазис для глаза, осмысленный мелодичной фортепианной музыкой, подобен сновидению.

ГРАВЮРА
Режиссеры и художники: группа «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), Россия, 1995, 3 мин 50 сек

Работа сделана на основе найденных на территории нижегородского кинокомплекса обрезков засвеченной киноплёнки. Ее поверхность напоминает деревянные или медные листы литографий с видами старого города, зеркально опрокинутыми вниз.

RUSSIAN ONLINE TUBE
Режиссер и художник: Петр Жуков, Россия, 2012, 12 мин

Серия работ, основанная на видеороликах с русского сегмента youtube, в своей визуальной интенции отсылающая к немецкому экспрессионизму. Работа представляет экзистенциальное предчувствие катастрофы, аккумулированное в нескончаемом потоке девиантных видеороликов

Вторник, 26 марта

Дом кино, 20:00

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

ДРЕССИРОВЩИК ЖУКОВ / THE BUG TRAINER / VABZDZIU DRESUOTOJAS
Режиссеры: Линас Аугитис, Марек Скробецкий, Донатас Ульвидас / Linas Augutis, Marek Skrobecki, Donatas Ulvydas, сценарий: Линас Аугитис, Йонас Банис, Донатас Ульвидас / Linas Augutis, Jonas Banys, Donatas Ulvydas, продюсер: Раса Мишкините / Rasa Miskinyte, ERA FILM (Литва), SE-MA-FOR Film production (Польша), NHK (Япония), AVRO (Нидерланды), YLE (Финляндия), 2008
53 мин, 12+

Дрессировщик жуков

Дрессировщик жуков

История любви двух кукол становится удивительным исследованием магии анимации и судьбы одного из величайших гениев кинематографа – Владислава Старевича. Жук узнает о Старевиче ( «отце» своей возлюбленной) от киноведов Николая Изволова, Марины Карасевой, Марчина Гижицкого, Гуннара Строма, Скирмантаса Валюлиса, и режиссеров Стивена и Тимоти Куэй.

«Владислав Старевич – европейский Дисней, пионер кукольной анимации, один из незаслуженно забытых гениев кинематографа. Его называли настоящим Волшебником, Алхимиком анимации, чья магия родилась в Литве, получила признание в России и расцвела в полную силу во Франции. Он никогда не раскрывал секретов своего мастерства – но кем был он сам? Этот фильм стал попыткой «расшифровать» Старевича средствами его собственного художественного мышления. Движущей силой истории, сотканной из биографических и исторических фактов, воспоминаний, фильмов самого Старевича, становится любовь двух кукол друг к другу».

Среда, 27 марта

20:00

СТУДИИ

Tandem Films Entertainment (Великобритания)

Тandem Films Entertainment – английская студия, знаменитая на весь мир своими короткометражными мультфильмами ( «Манипуляция», «TXT-остров»), мини-сериалами ( «Кот Саймона») и рекламными роликами (British Airway, Ribena и пр.)

Студия создает фильмы во всех возможных техниках, начиная с рисованного и компьютерного кино, заканчивая кукольными фильмами, работами в смешанных техниках и экспериментами с объектной анимацией.

Один из самых известных фильмов студии – «Манипуляция» — получил в свое время премию «Оскар» и, пожалуй, лучше других выражает кредо студии, художники которой любят играть с формой, предлагать необычные ракурсы и новые формулы для анимационного языка, стирать грань между анимацией и игровым кино.

В то же время фильмы Tandem — это непременно зрительские работы, остроумные, модные, актуальные в плане дизайна и злободневные.

Программа «Манипуляции»
69 мин, 12+

МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION/
Режиссер: Дэниэл Гривз / Daniel Greaves, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 1991, 6 мин 30 сек, рисованный, 3D-моделирование, пиксиляция

Фильм об извечной борьбе между художником и его персонажем, который не хочет, чтобы его стерли. Идея фильма возникла, когда автор снимал тестовые рисунки на видео. Дэниэл заметил, что во время съемок тень от рук падает на рисунок, и подумал, не сделать ли руки художника героями фильма? Впоследствии этот эффектный прием неоднократно использовался в анимационных работах разных художников из разных стран.

СОБАКА / DOG
Режиссер: Сюзи Темплтон / Suzie Templeton, Tandem Films Entertainment, Royal College of Arts, Великобритания, 2001, 7 мин, кукольный

Фильм о том, как люди переживают трагедию. Отец и сын недавно потеряли жену и мать соответственно. Отец пытается утешить ребенка. В то же время их старая собака страшно страдает, усугубляя тяжелую атмосферу дома.

ROCKIN’ & ROLLIN’
Режиссер: Ричард Джек и Дэниэл Гривз / Richard Jack and Daniel Greaves, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2001, 4 мин 30 сек, объектная анимация

Взгляд на закулисную жизнь шаров бильярдного пула.

ЦВЕТНЫЕ КЛАВИШИ / COLOR KEYS
Режиссер: Дэвид Дэниэлз / David Daniels, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2003, 4 мин, компьютерная анимация

Я не играю на пианино. Хотелось бы, но не играю. У нас дома есть инструмент, и я слушаю, как на нем играет моя дочь. Я сажусь рядом, мои уши становятся глазами, и передо мной возникают формы и образы. Так много цветных эмоций может быть создано с помощью этих черно-белых клавиш! «Цветные клавиши» — это один из визуальных экспериментов, в данном случае по работам ирландского композитора Жулза Максвелла. Такие фильмы – единственный для меня способ играть на пианино. По-своему.

МЕЛОЧИ / LITTLE THINGS
Режиссер: Дэниэл Гривз / Daniel Greaves, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2004, 11 мин, рисованный

«Мелочи» — это 7 коротких забавных сюрреалистических историй, лишь отчасти связанных друг с другом. В эпизодах герои сталкиваются с повседневными ситуациями, и зародившийся конфликт развивается так неожиданно, как возможно сделать только в анимационном кино. Все эпизоды были сделаны разными художниками и аниматорами, и отражают их индивидуальный стиль.

Мелочи

Мелочи

ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕПОЛАДКА / THE TECHNICAL HITCH
Режиссер: Джон Данливи / Jon Dunleavy, Screen East, UK Film Council, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2006, 6 мин, 3D-компьютерная анимация

Главный герой этого фильма — Техническая Неполадка, которая вмешивается в человеческие дела самым неожиданным образом. Устав от ненависти окружающих, однажды Техническая неполадка уходит на покой – читать газеты и пить кофе. Будет ли теперь мир счастлив?

ЗА ХОЛМОМ / OVER THE HILL
Режиссер: Питер Бэйнтон / Peter Baynton, UK Film Council, Split Second Films, Spool Films, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2007, 7 мин, 2D-компьютерная анимация

Пожилые обитатели дома престарелых «За холмом» проводят свои дни неторопливо и с отдохновением. Жизнь их прекрасна, хотя и довольно медлительна. Но все это лишь до тех пор, пока шустрое трио бабулек не обнаруживает вдруг страшную тайну, навсегда меняющую их мнение о системе организаций по уходу за стариками.

ТЕНИ И ПЫЛЬ / SHADOWS & DUST
Режиссер: Джон Данливи / Jon Dunleavy, Screen East, UK Film Council, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2008, 5 мин, 3D-компьютерная анимация

Увидев однажды зубную фею (которая, разумеется, забрала первый выпавший зуб, ребенка, оставив монетку), героиня следует за волшебным существом и попадает в таинственный сказочный лес, где ее зубы вызывают очень пристальное внимание.

ИСТОРИИ ОТ THE NEIGHBOURHOOD / STORIES FROM THE NEIGHBOURHOOD
Режиссер: Джон Хамфриз / Jon Humphreys, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2008, 1 мин 30 сек, 3D-компьютерная анимация

Реклама книжек-раскладушек от издательства The Neighbourhood.

БЕЗ РАЗГОВОРОВ / SPECHLESS
Режиссер: Дэниэл Гривз / Daniel Greaves, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2009, 7 мин 30 сек, рисованный, After Effects

Семейство из шести человек за совместным ужином, приготовленным в микроволновке, общается друг с другом при помощи SMS-ок и компьютеров. Впрочем, одному члену семьи все это не по вкусу.

ОБЫЧНЫЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / USUAL SUSPECT
Режиссер: Ероен Яспаэрт / Jeroen Jaspaert, Tandem Films Entertainment

Великобритания, 2009, 23 сек, 3D-компьютерная анимация

Крошечная комичная история про одно фантастическое детективное расследование.

ОСТРОВ.TXT / TXT ISLAND
Режиссер: Крис Гэйвин / Chris Gavin, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2009, 3 мин 30 сек, стоп-моушн

Остров.txt – типографическая сказка об эпической неудаче. Войска пришли на тропичесий остров и начали использовать природные ресурсы. С безжалостной эффективностью пришельцы начали строить на острове новый вариант рая… В фильме все сделано при помощи пластиковых типографских знаков, одушевленных с помощью покадровой съемки. Собственно, и начался фильм с того, что автор обнаружил в «благотоворительном магазине» упаковки с пластиковыми буквами и знаками препинания. Он создал огромное полотно в стиле ASCII, и на его базе рассказал историю, которая изначально придумывалась для другого проекта.

КОТ САЙМОН: КАТМАНДУ / SIMON CAT MAN DO
Режиссер: Саймон Тофилд / Simon Tofield, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2008, 1 мин. 30 сек, 2D-компьютерная анимация

Саймон Тофилд работает в Tandem Films с 2006-го года. За это время он провел ряд рекламных кампаний как коммерческий директор, а как аниматор много сотрудничал с одним из ведущих режиссеров студии Дэниэлом Гривзом на фильмах «Плоский мир», «Мелочи» и др. За это время он создал множество интересных персонажей, но его фирменным героем стал кот Джефф. Параллельно Саймон экспериментировал с разным софтом, в том числе с программами флэш-анимации, и один из таких тестов впоследствии стал знаменитым мультфильмом «Cat Man Do» — про взаимоотношения хозяина и его кота. «Катманду» был отмечен как лучший комедийный фильм на British Animation Award, и впоследствии команда Tandem Films помогла Саймону Тофилду запустить сериал с этими персонажами. Уже к ноябрю 2008 года ютуб-канал «Кота Саймона» с первыми тремя эпизодами насчитывал 18 миллионов закачек.

Кот Саймона

Кот Саймона

КОТ САЙМОН: ДВОЙНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ / SIMON CAT: DOUBLE TROUBLEe
Режиссер: Саймон Тофилд / Simon Tofield, Tandem Films Entertainment, Великобритания, 2011, 2 мин 50 сек, 2D-компьютерная анимация

В квартире Саймона и его кота появляется новый жилец. А это значит, жди новых неприятностей.

 

Сергей Мезенов 25 марта 2013 г.

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи