Канский видеофестиваль. Дни последние, прекрасные

Пьяные шампанским лавочки, удивительные итоги, трогательные прощания и все вечеринки завтрашнего дня.

IMG_4268

Канск как предчувствие свободы

За двенадцать лет Канский фестиваль сформировал у себя атмосферу, факторы создания которой плохо повторимы где бы то ни было еще. Естественным образом как бы находясь под куполом, будучи отрезанным от основных европейских культурных потоков русской лесостепью, Канск дает помещенным в него на неделю участникам видеозабега состояние полной свободы. Программа фестиваля свободна от разделения на анимацию, игровое, документальное. Фестивальные люди максимально свободны от официоза и пафоса.

IMG_4275

IMG_4395

В Канске происходит все сразу, какой-то очень важный и без сомнения культурный процесс не то что граничит с повседневностью, а максимально встроен в неё, как, наверное, и должно быть. Вот в толпу, обсуждающую судьбу современного комикса и не только, практически врезается ночной мотоциклист, пахнущий застольем, ставит свою машину на колеса и, закусив сигарету, снова замыкает провода зажигания. Кажется, он приехал на спор отжать у интуристов бутылку пива. Другой человек: «А это испанец, да? А у меня тут в гостинице мама работает». Третий человек: «Ик, я без наезда, ты ему переведи, что меня Костя зовут, добро пожаловать в Канск».

IMG_4291

Финальная часть конкурсной программы

Хороший ритм получился у конкурсной программы — от ударного списка первого дня через расслабленный галерейный настрой второго и третьего к очень парадному, мощному четвёртому дню. Тут, наверное, про каждую работу следует написать хотя бы пару строк.

Немец Кристиан Хиппчен представил свой мультфильм «Тетя-свинка идет на дерьмодискотеку» — один из моих любимых в программе. Кристиан готовил его восемь месяцев методом перекладки.

«15 лет спустя» — минидрама испанца Педро Коллантеса, снятая в Норвегии. Один дальний план смешного и горького.

Broken Radio — Borders of Asia Ильи Леутина — один из самых безумных фильмов программы, 20 минут геометрического переосмысления одного плана старого радиоприемника.

«Падший ангел» Чуса Домингеса — это вдохновленная Вернером Херцогом работа о смерти, лаконичная и самая отстраненно жестокая.

Работа «Позабудьте про камин» Петра Жукова по сценарию Маяковского получила спецприз; у Петра в фильме есть бутафорская гениталия с фрагментом собственной бороды, художник в шубе и настоящий лев.

«Дипломная работа» Антонины Баевер — не кино и не музейная инсталляция, а социальное исследование на тему возможности заказа диплома в сфере искусства.

Победители

Практически нет вопросов к победному шорт-листу — он, кстати, весь женский, включая диплом за лучший российский фильм, который (даже к собственному удивлению) взяла Виктория Чупахина за фильм «Аллеи» по собственному сочинению о Бунине.

Гран-при. «Кардо» Светлана Сигалаева снимала в рекордно быстрые сроки в Швеции — таково было задание. Упоительная импровизация актёров, фактурнейший Кардо и много не вязнущих на языке размышлений о Родине – если и был в конкурсе самый логичный победитель, то это Сигалаева.

Диплом за 2 место. «Распутай» Мехна Гупты, британки индийского происхождения — классический нэшнл джеогрэфик, идеально выверенный по таймингу, яркий и грустный.

Диплом за 3 место. «Что остается» Лив Шарбатке, фильм из программы первого фестивального дня.

«Специальное упоминание» жюри досталось Ивану Константинову с его «Головой», спецдипломы у Хесуса Домингеза, у Дмитрия Лурье, Клима Козинского, спецдиплом поехал на Коста-Рику за Imaginarium. Я бы еще, конечно, не обошла отметкой ни «Тётю-свинку» Криса Хиппчена, которая после Канска едет на фестиваль No Gloss в Великобритании, ни «Норму жизни» лауреата «Кинотавра» Евгения Бяло.

Что теперь?

Теперь Светлана Сигалаева приедет на фестиваль-2014 уже в качестве члена жюри.

IMG_4531

Теперь у Канска есть смонтированные из самолетной арматуры пять посадочных мест на набережной ВЭС авторства архитектурной бригады Бертрана Госселина – их пустили в жизнь, как корабль, с битием шампанского.

IMG_4434

IMG_4438

IMG_4455

Теперь у Канска будут и другие лавочки (да и не только, наверняка) – когда получит продолжение Международный Канский архитектурный фестиваль, который будет трансформировать городское пространство Канска.

IMG_4298

Теперь в Канске пройдет первый поэтический фестиваль «Зазубрина»; подам, пожалуй, заявку.
Теперь в четырнадцатом будет тринадцатый; кому там поплевать через плечо?

PS: Спасибо Надежде Бакурадзе и Павлу Лабазову за фестиваль, всем администрациям, министерствам и коммерческим организациям за помощь и сочувствие, старым и новым друзьям — за чачу, товарищеское плечо, живой диалог и прощания в атмосфере орлёночьего костра.

Фото: Кристиан Лисица.

IMG_4511

IMG_4483

IMG_4472

IMG_4376

IMG_4284

IMG_4273

Александра Закирова 2 сентября 2013 г.

Обсуждение

  1. Сергей 04.09.2013 10:03

    фотка Пети с костылём фантастическая
    спасибо вам, ребята, что были с нами и писали всё это

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи