Центр Красноярска как коллективное бессознательное

Нашим белорусским братьям, а точнее сестрам, так понравилось препарировать социалистическое наследие Красноярска (часть 1 и часть 2 — вспомните, если забыли), что они решили пойти дальше. В этот раз уже вместе со студентами-архитекторами они решили составить ментальный образ центра Красноярска. Так сказать перевести коллективное бессознательное в язык цифр.

Если некоторые результаты исследования, выполненного Анной Скриган при помощи студентов СФУ Светланы Лоскутовой и Марины Злобиной, вам покажутся выводами капитана Очевидность, то не забывайте два важных факта — а) текст написал человек, который живет на расстоянии 4 000 км от Красноярска, б) задача науки часто состоит в том, чтобы подтвердить очевидное.

Вся прелесть науки в том, что очень часто, подтверждая и переводя очевидное из разряда «нам так кажется» в «так есть на самом деле», она позволяет делать совсем не очевидные выводы. По крайней мере мне выводы, сделанные на основе этого простого по формату исследования, кажутся заслуживающими внимания.


krasnoyarsk1

Центр Красноярска. Автор фото Виталий Караван

Ментальное картирование

Образ места или города – это сумма убеждений, идеалов и ощущений, которые испытывают люди, находясь или проживая на определенной территории. Для того, чтобы получить представление об образе места, ученые используют «ментальные карты». Двух одинаковых ментальных карт не существует, так как ментальные карты отражают человеческую способность организовывать, хранить, помнить и использовать пространственную информацию. Фактически, ментальная карта – это индивидуальное представление о том, каким человек видит мир. Несмотря на то, что ментальная карта – это плод конструкции сознания, существуют определенные сходства таких карт у людей, проживающих в одном и том же пространстве и принадлежащих к одной социальной группе. Поэтому анализ ментальных карт позволяет изучить значение определенного места/территории для конкретной группы людей.

Изучая или проектируя города как благоприятную и комфортную для жизнедеятельности человека среду жизни, необходимо анализировать ментальный образ, который формируется в сознании людей. Ментальное картирование можно использовать как инструмент градостроительных стратегий, как способ трансформации психических образов в прагматичные действия по преобразованию городского пространства. Коллективное ментальное представление о городском пространстве позволяет свести воедино различные точки зрения, переведя дискуссию на качественно новый уровень обсуждения.

Методика исследования

В нашем исследовании мы изучали образ центра Красноярска в группе студентов различных специальностей (градостроительство, архитектура, философия, журналистика, биология). Всего в исследовании приняли участие 48 человек. Целью исследования являлось изучение представлений и образов, связанных с центром Красноярска, анализ индивидуальных оценок качества и комфортности городской среды, предложение возможных направлений развития центра города. Надо помнить, что в исследовании была использована лишь одна социальная группа — студенты. Вполне возможно, что для других групп жителей полученные выводы могут быть другими.

Существуют разнообразные методики проведения исследований по созданию и интерпретации ментальных карт. Мы использовали методику скетч карт Кевина Линча. В течение 20 минут студентам было предложено нарисовать центр Красноярска для друга, впервые оказавшегося в городе и желающего осмотреть интересные, уникальные и примечательные объекты. Кроме примечательных объектов на карту могли быть нанесены любые пояснения, пометки, ориентиры, улицы и т.п., позволяющие ориентироваться человеку в незнакомом городе.

DSCN0423

Пример ментальной карты

Границы центра города

Границы центра Красноярска на картах были представлены по-разному. Восточная граница почти на всех картах обозначена достаточно точно – это Стрелка. С определением западной границы возникали сложности. Это могла быть и площадь Революции и Красная площадь и Железнодорожный вокзал. Енисей изображали естественной южной границей центра города, северной чаще всего выступала улица Ленина. Иногда на картах рисовали Караульную гору, но чаще всего как объект, который виден из центра, но к нему не относится.

Абсолютное большинство студентов отразило пространственную и композиционную структуру центра города – на картах были указаны Енисей и сетка улиц в центре города. Енисей является важнейшим элементом композиционной структуры нарисованных карт и в большинстве случаев занимает значительную часть рисунков. Только 17% студентов указали участок реки Кача под Караульной горой, несмотря на значительную историческую роль реки в формировании города.

С центром города в среднем ассоциировалось три улицы. Однако на 27% карт улицы не были подписаны вообще, а на 12,5% — было указано более четырех улиц. Наиболее упоминаемыми улицами были проспект Мира (69%), улицы Маркса (69%) и Ленина (63%).

Субмеридиональные, короткие улочки центра, как правило, не были подписаны, а часто и не прорисованы. Площади упоминались примерно на половине карт. Площадь Революции самая упоминаемая – ее подписали на 56% карт с упоминанием площадей. Далее по популярности следовали площадь Театра оперы и балета (40 %) и Красная площадь (16 %). Из других общественных мест города следует отметить зеленые зоны – парки, скверы, набережные острова. Наиболее упоминаемыми были центральный парк имени Горького, набережная и острова Отдыха и Татышев. Из панорамных видов указан только вид с Караульной горы.

Встречались рисунки с ошибочным указанием месторасположения объектов. Часто объекты были указаны без улиц и возможных пешеходных маршрутов их достижения. Некоторые студенты указывали остановки общественного транспорта и/или парковки. Только 6 работ включали пешеходный маршрут для друга, указанный стрелками либо инструкции и пояснения для туриста. Возможно, это косвенное свидетельство недостаточного знания центра с точки зрения пешехода, редкого использования улиц для прогулок и в целом низкой пешеходной доступности большинства объектов центра Красноярска.

Достопримечательности центра города

Всего на ментальных картах было указано 55 объектов, из которых 14 упомянуты лишь одним человеком. Наибольшую долю составляли административные здания – 35 %, объекты развлечений – 22 %, памятники – 16 %, архитектурные объекты – 16 %, общественные пространства – 9 %.

Пятерка самых упоминаемых объектов

Объект Упоминаемость, %
Центральный парк им. М. Горького 69
Кинотеатр «Луч» 60
Театр оперы и балета 56
Набережная 52
Библиотека 31

К популярным объектам относятся также БКЗ, часы возле городской администрации, часовня, памятник Ленину и КИЦ. Кроме памятника Ленину, попавшего в первую десятку по популярности, упоминаются памятники Поздееву (15 %), Рязанову (6 %) и Пушкину (4 %). Только два человека выделили кварталы исторической застройки. 30 % карт включала дополнительные пояснения, отражающие отношение составителя карты к отображаемому объекту либо социальные практики, связанные с объектом. Четверть всех комментариев касалась вида с Караульной горы и рекомендаций обязательного ее посещения. На четырех картах была описана комфортность центра: «тихая» об ул. Урицкого, или «неспокойная обстановка, обстановка работы» и «улицы, порядок и движение которых трудно запомнить» о пр. Мира и ул. К.Маркса, «красивые беседки» о набережной Качи.

Почти 40 % комментариев описывали социальные практики: «здесь свадьбы», «уточки» — участки набережной Енисея, «покорми уток! Они любят хлебушек» — о набережной Качи, «отдых», «много велоспорта», «можно покататься на велосипеде» — в отношении острова Татышев, «мамина работа», «красивая музыка» у театра Пушкина, «не сиди на лавочках!» — о Красной площади, «тут нарисуют тату, погадают, сделают портрет» — о площади около Театра Оперы и Балета. Комментарии касались также памятников Дубенскому и Поздееву, библиотеки и органного зала. Упомянут фирменный магазин «Краскон» с примечанием «вкусные конфеты».

72370532_033

Утки. Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/users/nebulus/post157508974/

Что имеем

  • Брендовыми, центральными улицами Красноярска, что и не удивительно, почти все опрошенные считают ул. Ленина, пр. Мира и ул. К. Маркса. При этом многочисленные, перпендикулярные им небольшие улочки, идущие от Качи до Енисея, упоминаются нечасто. «Брендовые» улицы воспринимаются как сложившийся цельный образ.
  • На ментальных картах велико композиционное значение Енисея. При этом историческое значение Качи утрачено.
  • Общественные пространства центра города (площади, парки, скверы) недостаточно отражены на студенческих ментальных картах. Это может служить косвенным указанием на то, что эти пространства редко используются для отдыха и общения. Они не ассоциируются с чем-то значимым ни для самих жителей, ни с объектом гордости для показа туристу.
  • Улицы центра не используются респондентами для продолжительных прогулок «без цели», не выполняют функции социальной коммуникации.
  • Исторические здания, архитектурные шедевры и памятники играют незначительную роль в формировании образа центра города у местной молодежи. Неотъемлемым атрибутом центра стал долгострой на Стрелке, в то время как самое старое сохранившееся каменное здание города (Покровская церковь) упоминается лишь однажды.

Как нам центр обустроить

  • В развитии концепции исторического центра следует сделать акцент на формировании архитектурного ансамбля и пешеходных участков на небольших улочках, перпендикулярных основным, также изобилующих разнообразными достопримечательностями, зачастую неизвестными молодежи.
  • В будущем генеральном плане и концепции исторического центра необходимо усиление роли набережной реки Качи как общественного пространства.
  • Акцент в развитии общественных пространств должен стоять на совершенствовании их коммуникативной функции и повышении пешеходной доступности центра города.
  • Градостроительная политика должна включать не только усилия по реконструкции и сохранению архитектурного и исторического наследия города, но его пропаганду и продвижение среди горожан.
Егор Задереев 31 марта 2014 г.

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи