История в 10 песнях: Morcheeba

10 марта в Красноярске выступят одни из самых уютных представителей поколения трип-хопа, британское трио Morcheeba.

Morcheeba

В преддверии концерта британцев в Большом зале филармонии «Красноярск Дэйли» разбирается в их творческом наследии – довольно-таки насыщенно и разностороннем, стоит отметить.

Morcheeba началась в 1995-м году, когда переехавшие из Кента в Лондон братья Годфри, Пол и Росс, познакомились на вечеринке с юной чернокожей певицей по имени Скай Эдвардс. Первые совместные треки троица, взявшая причудливое название «Morcheeba» (MOR означает middle of the road, середину пути, а «cheeba» — одно из слэнговых наименований марихуаны; сами распутывайте, что они имели в виду), писала на дому у братьев Годфри – им помогал только инженер записи Пит Норрис. Первые демо-записи рассылались по лейблам, и группа вызвала интерес небольшой компании China Records – в октябре 95-го вышел первый EP, а в следующем году появился и первый альбом «Who Can You Trust?»

Альбом встретили тепло, но без особых восторгов – даже в самый разгар бума трип-хопа Morcheeba казались всем чуточку более расслабленными (зря, что ли, марихуана проникла даже в название группы), чем подобало бы по-настоящему выдающейся группе. Впрочем, их всегда выручала немного непривычная палитра влияний – Росс тянулся к хип-хопу и трип-хопу, а Пол, отвечавший за гитару, всегда тяготел к психоделическому року и блюзу; Скай же всегда тянуло к чистому нежнейшему соул. Гитара Пола приятно расцвечивала расслабленные электронные треки, а вокал Скай придавал песням приятной гипнотичной прозрачности. То есть, даже когда Morcheeba не могли тягаться со своими трип-хоповыми предшественниками (великая бристольская троица Massiva Attack, Portishead и Трики) в оригинальности, они брали чистой ненавязчивой радостью от прослушивания.

Ну, и, по крайней мере, запала пластинки «Who Can You Trust?» вполне хватило, чтобы получить приглашение поучаствовать в записи альбома «Feelings», очередной сольной пластинки Дэвида Бирна; Скай также удачно попала в супер-звёздную сборную певцов, записавших новую версию песни Лу Рида «Perfect Day», чтобы собрать деньги для Би-Би-Си, которых тогда как раз хотели переводить на самоокупаемость (традиционно на Би-Би-Си рекламы не было). Помимо самого Рида, в проекте участвовали Боно, Дэвид Боуи, Элтон Джон, Сьюзан Вега, Эмилу Харрис, Лори Андерсон и Том Джонс.

Второй альбом «Big Calm» стал для группы прорывным – душевный сигнл «The Sea» обильно крутился по радио, да и отход группы в сторону более песенно-ориентированного материала сделал своё дело. Трио и правда расширяло свой творческий подход – на альбоме были приветы кантри, звучали скрипки, в заглавном треке читали рэп. «Big Calm» — единственный альбом Morcheeba, ставший платиновым в Великобритании; да и в остальном мире эта пластинка стала самой успешной в истории группы.

http://www.youtube.com/watch?v=_TPLUW5ata4&feature=player_detailpage

Третья пластинка, «Fragments of Freedom», выходит ещё двумя годами позже. Тут Morcheeba уже ведут себя, как настоящие поп-звёзды – звук становится бодрее и быстрее, появляются нотки фанка и целый госпел-хор.

Пластинка продаётся вполне успешно, но критики далеко не так благосклонны к группе, как во времена «Big Calm» — в качестве основной претензии озвучивается то, что группа, увлёкшись многочисленными стилистическими экспериментами, потеряла собственное лицо.

Восстановить положение дел коллектив пытается на четвёртом альбоме «Charango» — здесь все новые стилистические вливания уравновешиваются умиротворённостью первых двух пластинок. Вроде бы всё получается – критике всё нравится, альбом продаётся, у группы наклёвывается первое большое турне по Америке.

Внутри коллектива, однако, дела идут не особенно хорошо; к концу американского тура братья Годфри, всю дорогу сочинявшие весь материал группы, чувствуют такую усталость от бесконечного цикла записей и выступлений, что не находят выхода лучше, чем попросить менеджера позвонить Эдвардс однажды утром и попросить передать ей, что её услуги группе больше не требуются. Вокалистка резонно рассуждает, что без неё группе конец – сами Годфри, однако, через пару лет передумывают и возрождают Morcheeba, правда, с новой певицей.

Новым голосом Morcheeba становится Дэйзи Марти, белая певица из лондонской группы Noonday Underground. Записывается новый альбом «The Antidote», на котором Morhceeba резко уходит от трип-хопа в сторону живого поп-рока с солидной долей влияния психоделических 60-х (что логично в свете того, что голосистая Марти в составе Noonday Underground исследовала примерно такие же материи). Длится это недолго – Марти братья выгоняют прямо в разгаре тура; запланированные концерты за неё допевает другая девушка, которая не задерживается в группе дольше окончания тура. Следующий альбом братья Годфри пытаются записать методом даун-темпо группы Zero 7 – песни пишет сама группа, а для исполнения зовётся толпа приглашенных вокалистов; альбом «Dive Deep», записанный таким образом, получает благосклонные отзывы критики, но продаётся вяло. Концертов тоже нет – возить толпу вокалистов нерентабельно, постоянной певицы нет; надо что-то менять.

Меж тем, Эдвардс, записавшая в 2006-м единственную (неплохую) сольную пластинку «Mind How You Go», потихоньку гастролирует с новым материалом и сохраняет деловые отношения с той же менеджмент-конторой, что занимается делами Morcheeba – однажды она и братья Годфри сталкиваются в коридоре и решают, что кто старое помянет, тот дурак, и можно что-нибудь и поделать вместе, отчего ж нет-то. Первые пробные сессии вызревают в полноценный реюнион – к 2010-му году готова новая пластинка «Blood Like Lemonade».

Внутри обновлённой Morcheeba – новые взаимоотношения; если раньше Эдвардс просто озвучивала песни, сочиненные братьями, то теперь стала полноценным соавтором. Про «Blood Like Lemonade» сами музыканты сказали, что «именно эту пластинку мы должны были сделать после «Big Calm»»; поверим. Три года спустя появился альбом «Head Up High», на котором Morcheeba снова экспериментирует – это энергичная, яркая, разносторонняя пластинка, на которой томные баллады под фортепиано соседствуют с почти что танцевальными ритмами и дабовыми басами.

Кажется, Morcheeba пока ещё не надоело сочинять и играть музыку вместе – пожелаем же им в этот раз продержаться подольше.

 

Сергей Мезенов 6 марта 2014 г.

Написал

Сергей Мезенов Сергей Мезенов
Кино, вино и домино


6 марта 2014 г.

Рубрики

Метки


Обсуждение


Похожие записи