Три цвета ДНК

С 25 по 27 апреля в Красноярском драмтеатре им. А.С. Пушкина пройдет очередной, уже седьмой по счету, фестиваль современной драматургии «Драма. Новый Код». В этом году трехдневная программа «ДНК» «окрашена» в три цвета – синий, белый и красный. Что не случайно – фестиваль изначально зарекомендовал себя четко выраженной концептуальностью. Год от года основная тема «ДНК» меняется, но основный принцип давно себя зарекомендовал – это действительно все самое лучшее, интересное и провокационное, что создано в отечественной драматургии за прошедший год.

ДНК-2014

Кто-то соотнесет символику седьмого «ДНК» с российским триколором, кто-то увидит параллели с цветами французского флага. Интеллектуалы вспомнят трилогию «Три цвета» режиссера Кшиштофа Кесьлевски, включавшую в себя именно эти оттенки. Так или иначе, каждый может сам разгадать для себя эту метафору во время фестиваля.

Программу его первого дня составил критик Павел Руднев, вторым рулит молодая команда драматургического фестиваля «Любимовка». Также нас ждет очередная премьера в постановке Олега Рыбкина, гость – спектакль «Фундаменталисты» Центра им. Мейерхольда и показ работ выпускников Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. По окончании каждого показа – дискуссионный клуб «В поисках автора».

Фестиваль, как и прежде, поддерживает Фонд Михаила Прохорова.

СИНИЙ

25 апреля (пятница)
Открытие фестиваля ДНК

Прочтение пьесы «Луизиана» Натальи Антоновой

Режиссер Антон Безъязыков
13:00, Камерная сцена

Ольга Шакина, критик, о пьесе Натальи Антоновой: «Совершенно миндадзевского толка экзистенциальная драма «Луизиана», вдохновленная гибелью теплохода «Булгария»».

Наталья АНТОНОВА

Наталья АНТОНОВА – журналист, драматург. И.о. главного редактора «The Moscow News». Родилась в Киеве, выросла в Соединенных Штатах, работает на постсоветском пространстве. Пишет прозу на английском и пьесы на русском. Не раз принимала участие в драматургических фестивалях «Любимовка» (Москва) и киевских «Гогольфест» и «Тиждень актуальной пьесы». Соавтор документального фильма «Дом у дороги».

Прочтение пьесы «Тушь, варенье, птеродактиль» Дарьи Верясовой

Режиссер Алессандра Джунтини
16:00, Дом кино

Автор называет свою пьесу «грустной комедией о любви», ее адресат – молодежь. Молодая женщина живет с мужчиной. Ее старшая сестра категорически не одобряет этот выбор. И делает все, чтобы пара рассталась. К этой простой и узнаваемой коллизии обращались многие авторы – от Теннесси Уильямса до Аркадия Гайдара. Собственно, герои пьесы «Тушь, варенье, птеродактиль» носят такие же имена, как и главные герои повести «Тимур и его команда» — Ольга, Женя, Тимур. Только в пьесе они взрослее и связывают их совсем другие – более сложные и запутанные – отношения.

Дарья ВЕРЯСОВА

Дарья ВЕРЯСОВА – драматург. Родилась в Норильске в 1985 году. Долгое время жила в Красноярске, сейчас учится в Литературном институте им. А.М. Горького.
Стихи начала писать в раннем возрасте, в 2012 году начала писать прозу, а в 2013-м году решила попробовать себя в драматургии. Своими учителями в литературе считает А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, О.Э. Мандельштама, О.Н. Николаеву. Своим литературным единомышленником называет Олега Михайлова.
Лауреат «Илья-премии» (2009) и премии «Пушкин в Британии» (2013), стипендиат премии имени Николая Рубцова. Публиковала стихи в журналах «День и ночь», «Октябрь». Повесть «Муляка», рассказывающая о последствиях наводнения в Крымске летом 2012 года, была опубликована в журнале «Волга», вошла в лонг-лист премии «Повести Белкина» в том же году.
В 2013 году с пьесой «Последняя любовь Деда Мороза» вошла в шорт-лист Международного конкурса драматургов «Евразия» и в лонг-лист премии «Дебют». Пьеса напечатана в журнале «Современная драматургия», поставлена в Шахтинском драматическом театре.
Пьесы для детей, написанные в соавторстве с Олегом Михайловым, поставлены профессиональными и самодеятельными коллективами Москвы, Нижнего Тагила, Твери, Нижнего Новгорода, Прокопьевска и других.
Пьеса «Тушь, варенье, птеродактиль» вошла в шорт-лист VII Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр».

Прочтение пьесы «Сигналы примирения» Марины Крапивиной

Режиссер Андрюс Даряла
19:00, Камерная сцена

Павел Руднев: «У Марины Крапивиной прекрасная новая пьеса «Сигналы примирения». Искренне поздравляю автора «Ставангера» – это ее вторая крупная удача, на мой взгляд. Тема в пьесе одна, но следит автор за ней самым пристальным образом, не упуская объект изучения из виду ни на секунду: тема «родовой», «породистой» приспособленности человека к боли, о родовой же забывчивости и избыточно пропагандируемого христианством культа мученичества и страдания. Если представлять себе движение искусства как движение за разрушение социальных масок и стереотипов, то тут, конечно, сатирической десакрализации подвергается типаж больного мученика, типаж страдальца. Это очень жестокая, очень провокационная, но по-человечески важная и правдопобная пьеса, снимающая еще одну социальную иллюзию. Кроме того, это точный ответ нашему времени, в которой общество с очевидностью выбирает «сигналы примирения» как способ самозащиты».

Марина КРАПИВИНА

Марина КРАПИВИНА – драматург. Родилась и живет в Москве. По образованию редактор. В 2008 г. посещала спецкурс «Поэтика новейшей русской драмы», там узнала о движении «Новая драма». В 2009 г., вернувшись с фестиваля «Любимовка», под впечатлением от многочасовых читок написала за полчаса монолог, который отправила на фестиваль «Премьера». Он попал в шорт-лист. В 2010 г. стала финалистом «Любимовки» (монопьеса «Мартовские иды»). С этой пьесой была приглашена в Йельский университет (вместе с драматургом Ниной Беленицкой), где молодой режиссер Михаил Овчинников представил эскизы спектакля в студенческом театре Yale Cabaret (Нью-Хейвен) и в театре La Mama (Нью-Йорк).

Пьеса «Ставангер» стала первой многофигурной пьесой. Она попала в шорт-лист «Текстура-2011». Была опубликована в журнале «Современная драматургия», переведена на польский язык. Дважды ставилась в театрах Эстонии и Латвии, одна из постановок участвовала в программе «Новая пьеса» фестиваля «Золотая маска».

Программа «ДНК Плюс»

Показ работ выпускников Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова:
«Прощеный день» Дины Бариновой, «Мама» Лидии Шейниной и «Оазис» Ольги Привольновой.
Встреча с Диной Бариновой и Ольгой Привольновой.
21.00, Дом кино

«Мама», 2013, 28 мин.

Главной героине 96. Она уже много лет не выходит из дома, неточно знает, какой сегодня день, и не всегда помнит, кого из ее близких уже нет рядом. Такую жизнь принято называть существованием. На самом деле, все в этой жизни наполнено смыслом и эмоцией – меняющаяся природа за окном, тревога и забота о родственниках, пусть уже давно ушедших, и непреходящая нежность к тем, кто ее окружает. Это становится важнее подробностей места и времени, деталей быта и точности воспоминаний.

«Мама»

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ: Международный кинофестиваль «Послание к человеку», Санкт-Петербург, 2013 – приз за лучший документальный фильм. Российский Открытый фестиваль документального кино АРТДОКФЕСТ, Москва, 2013, программа «Среда». Национальная Премия в области неигрового кино и телевидения «ЛАВР», 2013 – номинант. Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге DOK.Leipzig, Германия, 2013 – почетное упоминание жюри в международном конкурсе короткометражных фильмов. Международный фестиваль студенческих фильмов Кинопроба, Екатеринбург, 2013 – Гран-при. Московский фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино», Москва, 2013 – приз за лучший документальный фильм. Международный фестиваль документальных фильмов о правах человека DOCUDAYS UA, Киев, 2014 – специальное упоминание жюри в конкурсе короткометражного кино. Канадский международный фестиваль документальных фильмов HotDocs, Торонто, 2014 (24.04-4.05, конкурс короткометражных фильмов).

Лидия ШЕЙНИНА родилась в Петербурге. Жила и училась в США, где начала снимать игровые короткометражки. Увлекшись документальным кино, поступила в школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

«Оазис», 2013, 34 мин.

Здесь спят с ружьем под матрасом, мечтают об очках Хамелеон, читают Есенина, поют на 20-ти градусном морозе, а после «здрасьте» обещают изнасиловать.

«Оазис»

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ: Российский Открытый фестиваль документального кино АРТДОКФЕСТ, Москва, 2013, программа «Среда». Московский фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино», Москва, 2013.

Ольга ПРИВОЛЬНОВА в 2001 году окончила КГУКиИ по специальности – режиссер телевизионных программ. В 2002 переехала в Москву, поступив на режиссуру игрового кино в Школу Кино и Телевидения ( «Интерньюс»), мастерская В. Хотиненко, В. Фенченко, И. Дыховичного. Более 9 лет работала автором, режиссером, шеф-редактором, креативным продюсером различных реалити-шоу на каналах ТНТ, СТС, ТВ-3, МТВ, Муз-ТВ. В 2013 году окончила Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

«Прощеный день», 2013, 31 мин.

Семья Самодуровых живёт в селе Углянец Воронежской области. Шура и ее братья Алеша и Петя слепые от рождения. После смерти родителей и старшего брата Шура отказалась сдавать больных братьев в психиатрическую клинику. Последние 10 лет они живут втроем.

«Прощеный день»

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ: Российский Открытый фестиваль документального кино АРТДОКФЕСТ, Москва, 2013, конкурс. Международный фестиваль документальных фильмов в Амстердаме IDFA, 2013, конкурс студенческих фильмов. Московский фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино», Москва, 2013 – специальное упоминание жюри. Международный фестиваль документальных фильмов о правах человека DOCUDAYS UA, Киев, 2014.

Дина БАРИНОВА родилась в 1986 году в Воронеже. Училась на факультете журналистики Воронежского Государственного университета. В 2012 году выиграла грант на обучение в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

БЕЛЫЙ

«Любимовка на ДНК»
26 апреля (суббота)

Евгений Казачков, сценарист, драматург: «Любимовка» — намоленное годами пространство, магнит, притягивающий молодых авторов: здесь очень высокий уровень доверия и вместе с тем невероятное количество талантливых людей, готовых вкладываться в общее дело идеи ради. При этом, заступая на вахту, мы прекрасно понимали, что фестивалю требуются перемены. Необходимо выйти из «бомбоубежища», сломать устоявшиеся представления о «формате» «Любимовки». Чего греха таить — в какой-то момент фестиваль стал теплицей, обогревавшейся энергией противопоставления «новой драмы» и «театра с колоннами». Сегодня нам кажется важным для начала перестать мыслить в системе координат «или — или»: «Любимовка» может и должна стать местом встречи поколений, форматов, школ, пространством живой дискуссии, перекрестком самых разных мировоззрений, в центре которого по-прежнему остаются новые пьесы».

Прочтение пьесы «Тлеющий человек» Александра Демченко

Режиссер Антон Безъязыков
 12.00, Камерная сцена

Александр Демченко: «Это мой первый серьезный опыт написания пьесы. Я много лет занимаюсь прозой, но в один момент все застопорилось: не получается. Стал искать новые формы, остановился на драматургии. Вначале попробовал создать фантастический сюжет с параллельными мирами и потусторонними силами. Показал одному известному московскому критику. Он сказал, что так пишут все, и на будущее посоветовал взять то, что мне по-настоящему близко».

Театральный критик Анна Степанова: «Тлеющий человек» – драматургический дебют розовощекого русопятого красавца из-под Курска по имени Александр Демченко. Несмотря на монотонную, уныло пробормотанную читку с довольно странным подбором артистов, пьеса показалась любопытной. Пестрые, местами забавные диалоги, обманка с героем (сначала думали, что это сын, а оказалось, отец), лакуны с недоговоренной тайной взаимоотношений, любовь, пробивающаяся через тупую убогую жизнь чахлыми ростками, которые топчут, рвут, а они, кривые и нелепые, все лезут и лезут. Интересно будет прочесть следующую пьесу нашего курского дебютанта».

Александр ДЕМЧЕНКО

Александр ДЕМЧЕНКО – журналист, драматург. Родился в Железногорске (Курская область). Как драматург дебютировал в 2013 году на фестивале «Любимовка» (пьеса «Тлеющий человек»). В творчестве отдает предпочтение маргинальной теме.

Прочтение пьесы «Пустота» Максима Черныша

Режиссер Талгат Баталов
 16.00, Дом кино

Театральный критик Сергей Лебедев: «Название пьесы «Пустота» Максима Черныша оказалось, по большому счету, пустой формальностью. Профессиональный сценарист Черныш воссоздал в своей пьесе контрастно-тематическую полифонию современного социума со всеми его надуманными проблемами и недолговечными, хотя и хитро выстроенными любовными многогранниками. Герои ищут счастья и смысла в жизни, пытаются выйти за рамки своего предназначения и своих обязанностей (попробуй на совете директоров выкрикнуть бессмысленное «Добби-бобби!»), а в итоге для большинства выходит, что от добра добра не ищут».

Максим ЧЕРНЫШ

Максим ЧЕРНЫШ – сценарист сериалов и режиссер. После окончания университета работал в банках и ряде коммерческих структур, копирайтером в рекламных агентствах D’Arcy, EUROrscg.
В 2009 году был зачислен на ВКСР (Высшие режиссерские курсы в мастерскую Владимира Меньшова и Натальи Рязанцевой). Во время учебы снял несколько короткометражных работ, стажировался на Мосфильме (реж. В. Тумаев «Китайская бабушка»). В 2012 году снял и защитил дипломный фильм «Ворона».
В 2013 году дебютировал как драматург на фестивале «Любимовка» и вошел в шорт-лист с пьесой «Пустота» ( «Добби Бобби»).

Программа «Гость фестиваля»

Спектакль Центра Мейерхольда «Фундаменталисты»

Режиссер Валерия Суркова
По современной финской пьесе-участнице фестиваля иностранной драматургии «Перепост-2013»
19:00, Камерная сцена

Театральный критик Павел Руднев: «В России ничего подобного, казалось, быть не может – чтобы со сцены в зал неистовые монологи метал священник-бунтарь, разоблачая клерикализм и утверждая подлинную религиозность. Бунтующий священник убеждает словом истины и страстностью своего отказа от догматики, но проигрывает не менее свирепую любовную схватку, так и не научившись быть добрым пастырем вне церковной кафедры».

В центре пьесы – история отношений Маркуса и Хейди. 20 лет назад (когда он был молодым пастором, а она – его юной помощницей) они были близки, но один неверный поступок Маркуса разлучил их. И вот, спустя столько лет они встречаются вновь. Он – разочаровавшийся в церкви пастор и автор нашумевшей книги, она состоит в религиозной общине. Каковы будут последствия неожиданной встречи этих двух, кажется, совсем разных людей?

Программа «Запретный плод»

Прочтение пьесы «Против всех» Ильмиры Болотян, Вячеслава Дурненкова, Тимура Хакимова

Режиссер Олег Рыбкин
21:00,   Камерная сцена

Театральный критик Сергей Лебедев: «Это художественное осмысление реальных событий 1998 года, когда группа столичных художников во главе с Анатолием Осмоловским возвела баррикады на Большой Никитской. Это и попытка ответить на вопрос, возможно ли было в Москве, пусть и три десятилетия спустя, повторение событий 1968-го года в Париже».

Театральный критик Анастасия Павлова: «Интерес эта пьеса представляет, прежде всего, тем, что в основе ее – документы: интервью, телепередачи, манифесты инициатора движения «Против всех» Анатолия Осмоловского. Однако назвать ее в полной мере документальной нельзя. Ильмира Болотян и Тимур Хакимов не просто берут документальный текст, а перерабатывают его, дополняют, делают более игровым. Из вставных эпизодов – здесь встреча с бизнесменами и сцена с бизнесменшей на баррикадах. Сам документ тоже не остается нетронутым. Именно поэтому лидер движения Анатолий Осмоловский на обсуждении и говорил о том, что данный текст хорош как сценический, художественный, но его нельзя воспринимать как документальный. Эта история со сцены звучала очень иронично, на мой взгляд. Хотя, возможно, авторы и не стремились к этому. С позиции сегодняшнего очень политизированного времени, когда любая акция – политическая, движение 1998 года воспринимается немного наивным и несерьезным. Наверно, поэтому и возникла нотка иронии в ней. Хотя для Осмоловского и его команды оно, конечно, было серьезным и важным. Они верили в то, что делали».

Пьеса основана на реальных событиях, рассказывает о подготовке и проведении акции «Баррикада» в 1998 году. Группа художников «Внеправительственная контрольная комиссия» во главе с Анатолием Осмоловским, Авдеем Тер-Оганьяном, Дмитрием Пименовым, Дмитрием Моделем и Марией Демской 23 мая перекрыла улицу Большая Никитская специально привезенными картонными коробками. Акция была посвящена тридцатилетней годовщине студенческой революции в Париже. Звучали лозунги: «Запрещено запрещать!», «Денег нет – и не надо!», «Будьте реалистами – требуйте невозможного!». Кстати, требования протестующих были созвучны лозунгам, как то: выплачивать ежемесячный гонорар организаторам акции 1200 долларов, легализовать употребление наркотиков и обеспечить безвизовый режим по всему миру. Когда через несколько часов милиция не предприняла никаких действий по разгону баррикады, художники с лозунгом «Мы победили!» отправились к кремлю, тут-то им дорогу и преградили. Через два дня прошел суд, пяти организаторам назначили административные штрафы от 200 до 500 рублей. В ходе судебного заседания Анатолий Осмоловский назвал президента РФ пи…м и был приговорен к штрафу в 417 рублей. Спустя пятнадцать лет пьеса об этих событиях была прочитана на 24-м фестивале новой драматургии «Любимовка», а теперь она прозвучит и на «ДНК».

Тимур ХАКИМОВ – как театральный критик публиковался в изданиях «Современная драматургия», «Театрал», Openspace. Программный директор фестиваля «Текстура» (2010-2013 гг.). Работает на телеканале «РЕН» редактором сериалов.

Ильмира БОЛОТЯН – прозаик, театральный критик. Окончила педагогическое училище в г. Истра, бакалавриат и магистратуру филологического факультета Московского педагогического государственного университета. Кандидат филологических наук. Училась в сценарной мастерской «Практика кинодраматургии» Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастера Л.В. Голубкина, О. Дорман). Кандидат филологических наук. Живет в Москве, работает редактором на телевизионном канале РЕН-ТВ.

Вячеслав ДУРНЕНКОВ – драматург, сценарист. По образованию историк. Автор более 20 пьес, некоторые из них написаны в соавторстве с братом Михаилом. Публиковался в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Искусство кино», многие пьесы переведены на иностранные языки. В 2005 году в издательстве «ЭКСМО» вышел сборник «Культурный слой». Спектакли по пьесам вышли в таких театрах как МХТ им. Чехова, «Практика», «Театр.док», Королевский Шекспировский театр и др.
Лауреат премий «Действующие лица» (2004, 2008), фестивалей «Новая драма» (2005, 2008), «Текстура» (2010, 2011), «Свободный театр» (2005). Принимал активное участие в международном образовательном проекте «Класс Акт» для популяризации драматургии среди подростков.

КРАСНЫЙ

27 апреля (воскресенье)

Прочтение пьесы «Бес небес» Валерия Шергина

Режиссер Талгат Баталов
13:00, Дом кино

Валерий Шергин: «Я не могу сейчас создать и построить собственный театр. Я никогда не смогу написать книгу «Моя жизнь в искусстве». Я много чего не могу. Но я знаю, что мне точно не нравится то, что происходит в большинстве театров России. По моему мнению, они все больше превращаются в музеи, в которые можно придти и посмотреть, как жили раньше люди, в каких костюмах ходили, как разговаривали. И вот единственное, что я могу, это только писать свои пьесы. Писать такие пьесы, по которым поставят интересные мне спектакли. Писать такие пьесы, в которых обязательно будет та роль, что я захочу сам сыграть. Не знаю, получается у меня это или нет… Если да, то хорошо, я рад и счастлив. А если нет, то… Я не писатель пока, я только учусь».

Валерий ШЕРГИН на фестивале "Любимовка"
Валерий ШЕРГИН – актер, драматург, ученик Николая Коляды. Родился в Сарапуле, живет в Екатеринбурге. Участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка», «Евразия», «Текстура», «Действующие лица», «Пять вечеров» им. Александра Володина. Один из победителей драматургического конкурса «Свободный театр». Автор пьес «Концлагеристы», «Колбаса/Фрагменты», «Чудо, а не дети» и др.
Пьеса «Концлагеристы» удостоена Гран-при международного фестиваля театра и кино «Текстура» (Пермь), заняла I место в номинации «Пьеса для большой сцены» международного конкурса драматургов «Евразия» (Екатеринбург), вышла в финал фестиваля молодой драматургии «Любимовка» (Москва) и Омской лаборатории современной драматургии, вошла в шорт-лист драматургического «Конкурса конкурсов».

Программа «Автор представляет пьесу»

Прочтение пьесы Юрия Клавдиева «Тявкай и рычи»

Режиссер Юрий Клавдиев
 16.00, Дом кино
Юрий КЛАВДИЕВ

Юрий КЛАВДИЕВ – журналист, драматург, режиссер, сценарист. Писательской деятельностью занимается с 12 лет. Осмысленно — с 20. Впервые опубликовался в 2002 году (литературный альманах «Город» в Тольятти).

С 2002 г. участвует в ежегодном фестивале новой драмы «Любимовка». Пьесы публиковались в журналах «Театр» и «Современная драматургия», ставились в московских театрах «Практика» и «Театр.doc»), театрах Санкт-Петербурга, Тольятти и Перми. Соавтор сценария фильма «Кремень» (режиссер Алексей Мизгирев), отмеченный Призом им. Гр. Горина «За лучший сценарий» на фестивале «Кинотавр» в 2007 году. Автор сценария к фильму Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» (2008), сериалу «Школа» (2010), сериалу «Чемпионки» (2012). Известен пьесами и сценариями на острую социальную тематику, крайне реалистичной техникой исполнения замысла.
В 2011 году совместно с тольяттинским художником и музыкантом Михаилом Лезиным записал три альбома в стиле нойз-рок — «На Краю Промышленной Зоны», «Алгебра, Геометрия», «Самая Главная Опасность». В итоге была создана группа «Клад Яда».

Премьера спектакля «Доказательства обратного» Оливье Кьякьяри

Режиссер Олег Рыбкин
При поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia, в рамках программы «Swiss Made в России. Обмен в сфере с современной культуры. 2013-2015».
19:00, Камерная сцена

В деревню пришли Чужие. В дверь Субъекта постучали. Еще раз постучали. И еще раз постучали… Множество версий, сердце растревожено, скелеты вылезают из шкафов. Но все решится в финале, когда мы поймем: убьют Чужие Тео или он останется жив.

В ролях – Даниил Коновалов, Сергей Даниленко, Виктория Болотова, Марк Парасюк, Надежда Крутова.

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ ДНК

Награждение победителя конкурса драматургов Сибири.
Итоговое обсуждение фестиваля с участием критиков, зрителей, авторов, режиссеров и прессы.
 21.00, Камерная сцена

Елена Коновалова 24 апреля 2014 г.

Обсуждение


Похожие записи