АТФ: записки слушателя

В Красноярске прошел IV Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Зрительская аудитория: несколько тысяч человек. География участников — десятки стран. Жанровое и стилистическое разнообразие поразило даже искушенных профессионалов. На многих концертах зрители требовали номер на бис.

«Хоровая музыка без границ»

Концерт с таким названием объединил два хора (вместо трех, заявленных в афише): мексиканский коллектив «Normalista» и наш «Тебе Поемъ». От Коста-Рики приехала почему-то лишь одна солистка с красивым именем Марсия Матиррита Варела и дирижер Анхела Мария Кордеро Маралес. Певица с энтузиазмом исполнила несколько песен любовного содержания, при этом очень непринужденно держась на сцене. Ее голос, небольшой по силе, но приятный по тембру, прекрасно звучал в зале, а смысл песен передавала в краткой словесной прелюдии ведущая Светлана Войткевич.

Программа мексиканского хора ярко отражала его национальную характерность. Номера не выделялись сложностью музыкального и смыслового содержания и воспринимались легко, ровно, без каких-либо акцентов, оттенков и контрастов, что слушалось несколько однообразно.

Главное впечатление — мексиканский концертмейстер, который исполнял весь репертуар хора наизусть. Блестяще расцвечивая музыкальную ткань россыпью пассажей и других фортепианных «красивостей», пианист очень кстати добавлял то, чего не хватало хору: динамики и страсти.

Хоровая музыка без границ.  Фото Виталия Иванова. www.apfest.ru

Хоровая музыка без границ. Фото Виталия Иванова. www.apfest.ru

Разительным контрастом выступил наш хоровой ансамбль солистов «Тебе Поемъ», исполнившим свой блок a capella. В основном это были переложения русских народных песен. И здесь всё – широта русской души, трагический драматизм, мощь и бешеная энергетика! Каждая песня воспринималась как отдельная история, драматургически выстроенная, с четкими кульминациями и смысловыми акцентами.

В завершение программы все исполнители объединились в сводный хор, исполнив глинкинскую «Славься» и музыку мексиканских композиторов. Поддавшись дружественному порыву, руководитель «Тебе Поемъ» Константин Якобсон поприветствовал каждого гостя лично. Поистине, музыка объединяет!

А ля Стинг — «The Baker Suite»

Ассоциации со Стингом вызвало выступление австралийского дуэта «The Baker Suite». Сходство с известным певцом не ограничилось очевидной похожестью голосов двух исполнителей, но продолжалось в стилистике дуэта: преимущественно лирическое содержание, спокойные, ничем не омраченные переборы гитары, дополненные скромным подголоском аккордеона, не имеющим какую-либо собственную развитую мелодию. Этот последний фактор – отсутствие яркого мелодизма – осложнял восприятие музыки. Все песни казались похожи одна на другую, они были исполнены скорее как баллады от третьего лица, без эмоционального накала и кульминаций. Тем не менее, дуэт был тепло принят залом и щедро одарен аплодисментами.

Мистерия на Енисее

Музыкальная мистерия – так был определен жанр действа, происходившего в первый июльский день на набережной Енисея. Идея звучащей на открытом пространстве музыки не нова: мы находим ее, например, ещё в начале 18 века у Генделя в знаменитой «Музыке на воде». Но там она имела сугубо прикладную функцию, служив для развлечения публики.

Здесь же автор – московский композитор Александр Маноцков – заложил более глубинный смысл: используя окружающее пространство, показать единомоментность времени, преломив его сквозь призму настоящего. Не случайно Александр Маноцков в небольшом приветственном слове просил полной тишины.

Сначала звуки доносились до слушателя лишь отдаленно, неразборчиво, затем, по мере приближения баржи, на которой располагались музыканты, уже четко были слышны инструменты, голоса хора и чтеца, после действо в течение 30 минут будто остановилось, погружая очевидцев в несколько мрачные, потусторонние образы, и в завершении опуса звучание удалялось все дальше, словно растворяясь в закате.

Мистерия на Енисее. Фото Виталия Иванова. www.apfest.ru

Мистерия на Енисее. Фото Виталия Иванова. www.apfest.ru

Думается, что композитор воплотил в мистерии христианскую идею о всепрощении и воскресении. Как это выражалось? Чтец под колокольный звон выкрикивал в мегафон имена утонувших на Енисее (так как чтец и «звонари» были на отдельном небольшом катере и трижды объехали большую баржу, возникла ассоциация с поисками погибших в фильме «Титаник»). У хора ( «Тебе Поемъ») и духового оркестра под руководством Петра Казимира чередовалась диссонантная музыка с использованием современных техник композиции, без ярко выраженной мелодии, скорее звуковые кластеры. Это ассоциировалось с голосами утопленников, доносящихся из потустороннего мира. Очень жуткое звучание, холодящее кровь. И лишь звон православных колоколов оставляет надежду на спасение и обретение покоя.

Б.Г. в Оперном

Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов», прошедшая в рамках фестиваля в красноярском оперном театре, вновь вызвала ажиотаж, собрав полный зал. Опера поставлена в первой редакции, поэтому в ней полностью отсутствует лирическая любовная линия.

Глубокая, потрясающая по драматизму музыка дополняется визуальным рядом: на сцене преобладает приглушенный свет, мрачные темные декорации. В целом постановка сделана качественно. Убедительно сыграли и артисты, ярко выразив характеры своих героев.

До глубины души потряс Борис Годунов в исполнении солиста московской «Новой оперы» Владимира Кудашева. Перед зрителями предстает человек, мучимый совестью за свое незаконное восшествие на престол. Убив юного царевича, Борис не может спокойно править страной, груз преступления давит на него и приводит к трагедии. Очень тонко смог передать эту гамму переживаний и чувств Владимир Кудашев. Нет, не ненависть испытываешь к царю, а жалость.

Борис Годунов. Фото: www.krasopera.ru

Борис Годунов. Фото: www.krasopera.ru

Были в постановке и некоторые недочеты, такие, как отсутствующая временами гибкость оркестра, приводящая к несогласованности звучания, слабо выраженная персонифицированность участников хора (а у Мусоргского, как мы помним, народ был не просто бездушной толпой, а представал как главная движущая сила истории; отсюда – большое внимание к хорам и их отдельным персонажам). Концовка оперы также вызывает вопросы. После смерти Бориса его сын, Федор, который должен теперь стать царем, уходит под колокольный звон в освещенную ярким светом дорогу. Создается ощущение, что теперь-то русскую землю и нового царя ждет светлое будущее. Но история доказывает нам обратное – Федор, как и его мать, будут убиты.

Этот АТФ завершился, оставив в воспоминаниях много волнующих впечатлений, и мы будем ждать следующего, который, как уже было объявлено, состоится летом 2016 года.


Написала

Антонина Олёкминская Антонина Олёкминская


16 июля 2014 г.

Рубрики

Обсуждение


Похожие записи