Началась «охота на ведьм»?

Вчера получила немало предложений от коллег с просьбой прокомментировать скандальную отставку Михаила Павловича Шубского, директора Красноярского музейного центра. Воздерживалась от высказываний в надежде, что министр культуры края Елена Николаевна Мироненко пояснит свою позицию – и сделает это аргументированно и убедительно. А еще была надежда, что вся эта шумиха окажется сильно преувеличенной. Комментарий СМИ она вчера действительно дала. Увы, ни внятной аргументации, ни логики в ее ответе не прозвучало.

Красноярский музейный центр

Красноярский музейный центр

Единственная претензия, публично предъявленная Шубскому, – его возраст: на днях Михаилу Павловичу исполнилось 65 лет. Следует ли из этого вывод, что очередная кандидатура на «почетную пенсию» – никто иной как мама министра культуры, директор Минусинского колледжа культуры и искусства Валентина Барабаш, которой в декабре стукнуло 60? С большим уважением отношусь к профессионализму Валентины Петровны и не желаю ей скорого увольнения – просто пытаюсь понять странную мотивацию ее дочери.

Или, быть может, в отставку, наконец, отправят директора Красноярского музыкального театра Наталью Русанову, под руководством которой театр сотрясают бесконечные скандалы? При ней театр сделал откровенную ставку на коммерциализацию, не слишком заботясь о художественных достижениях, труппа не один год заваливала минкульт жалобами, как творческого, так и административного характера. Осенью Русанова по-тихому рассталась с неугодным главным режиссером Вячеславом Цюпой. Но непотопляемому директору до сих пор все сходит с рук, несмотря на то, что Наталье Ивановне также за 60. Так почему кадровые, якобы пенсионные чистки начинаются с опытных профессионалов, а не с дилетантов?

Или причина все-таки не в возрасте Шубского? Тогда в чем? Кому и зачем это выгодно? Не хочется делать голословные предположения. Но всю осень в музее не утихали разговоры о грядущей реконструкции, музейщики должны были уйти на нее чуть ли ни с 1 января. А где реконструкция – там большие деньги и… скажем так, много всего сопутствующего. За примерами далеко ходить не надо: несколько лет назад уважаемого и заслуженного директора Алтайского ТЮЗа Татьяну Козицину не просто сняли, а завели на нее уголовное дело. Как раз после того, когда строптивый директор отказалась подписать документы о завершении ремонта театра, в котором были многочисленные строительные и финансовые нарушения. Зная Шубского, можно с уверенностью утверждать, что ни на какие сомнительные компромиссы в вопросах реконструкции он точно не пошел бы. Как, например, убрать из музея две исторических экспозиции – ленинскую и локальных войн, которые, по представлению министра, не вписываются в новый образ центра современного искусства, и место им разве что в краеведческом музее.

А быть может, все гораздо проще, и причина – банальное самоутверждение? То есть, старый, неугодный мир разрушим «до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был никем — тот станет всем»? Но как показывает исторический опыт, «никто» «всем» точно не станет, ломать – не строить. И в чем вообще претензии к сегодняшнему положению дел в Музейном центре и к его директору?

Михаил Шубский и Елена Мироненко. На открытии музейной биеннале

Михаил Шубский и Елена Мироненко. На открытии музейной биеннале

Полагаю, всех этих вопросов и предположений не возникло бы, если бы позиция Елены Мироненко была логичной и прозрачной. Да, смена поколений – процесс естественный и необходимый, и Михаил Павлович как человек адекватный никогда не держался за свое кресло. Но он не тот руководитель, чтобы оставить музей непонятно кому, бросить его на произвол судьбы под сомнительные эксперименты неизвестных людей. Ни внятных аргументированных претензий к директору музея, ни имени того, кого хотят поставить ему на замену, до сих пор не прозвучало. В то время как петицию в защиту Шубского за три дня подписало больше тысячи человек, среди которых – известные музыканты, режиссеры, музейные работники, журналисты, эксперты Фонда Михаила Прохорова и постоянные посетители музея, люди из России и зарубежья. Вот лишь некоторые из высказываний тех, кого знаю лично:

«Михаил Павлович Шубский – человек, которым должен гордиться Красноярск. Именно благодаря ему ККИМК стал заметным адресом на мировой художественной карте. Не только нет никаких оснований увольнять его – напротив, руководство края должно было бы советоваться с ним, всячески помогать и поддерживать. Шубский – блестящий руководитель со стратегическим мышлением, никаких разумных оснований для его смещения нет. Увольнение Шубского стало бы позором местных властей».
Александр Маноцков, музыкант, композитор (Москва)

«Выдающийся директор великого музея современного искусства в Красноярске уволен! Судя по всему, там нет конца охоте на ведьм…».
Хелена Аутио-Мелони, экс-атташе по культуре Посольства Финляндии в России

«Шубский — один из самых ярких, открытых, умных, чутких к истинно талантливому, новому, собиратель современного российского искусства разных жанров, настоящий просветитель и очень творческий человек. Уволить его из созданного им музея — одного из лучших в России — означает только одно: чиновникам не нужна культура вообще. Сидеть в кресле министра культуры края, в котором культуру-то и выкорчевывали, видимо спокойнее. Уже ничто беспокоить не будет».
Елена Груева, театральный критик, эксперт многих театральных фестивалей (Москва)

«Более порядочного начальника от культуры я не встречал в нашем крае и городе. Шубским можно и нужно смело гордиться. Это – цвет нашей нации без всякого преувеличения! Надеюсь, краевое министерство культуры одумается и пересмотрит это «увольнение по собственному». Очень хочется верить в мудрость нынешнего министра культуры».
Роман Энгельгардт, директор фестиваля «Красноярск поет Высоцкого» (Красноярск)

Каким будет дальнейшее развитие событий? Полагаю, самый достойный выход из положения для министра, не отработавшего в этой должности еще и года – признать скоропалительность своего решения и отказаться от него, тем самым сохранив лицо и уважение отрасли. И направить свою энергию и жажду обновления на другие, куда менее успешные учреждения культуры – «авгиевых конюшен» в этой сфере предостаточно. В конце концов, министр культуры РФ Владимир Мединский буквально на днях признал опрометчивость идеи о реорганизации Музея МХАТ и отменил свой приказ, уже подписанный. Региональному чиновнику тем более не пристало упорствовать в своем заблуждении.

Фото автора.

Елена Коновалова 19 января 2016 г.

Обсуждение


Похожие записи