Новую жизнь начинают с понедельника — а новую рубрику можно и с февраля; теперь раз в месяц мы будем вам рассказывать о нескольких самых интересных пластинках, что успели появиться за этот месяц.
Warpaint — Warpaint
Молодежь 90-х повзрослела,«пережила» множество музыкальных течений и снова хочет окунуться в старое доброе время и в неповторимое звучание тех лет. Одно из ярких явлений начала 90-х — шугейз — переживает сейчас второе рождение.
На помощь приходят как новички, так и зачинатели этого жанра. В 2010, например, после большой паузы«вернулась» легендарная Джули Круз(муза Дэвида Линча и Анджело Бадаламенти), в 2013 году очень приятные и свежие альбомы выпустили My Bloody Valentine и Mazzy Star, молчавшие с первой половины 90-х.
Главные элементы шугейза — искажение звука и гитарный«шум», вибрирующие рифы и«стена звука». Гитарные партии как бы наслаиваются друг на друга, вокал приглушен, нет акцента на тексте — порой голос становится еще одним инструментом. С появлением гранжа, а в середине 90-х и брит-попа, будущее шугейза оказалось под вопросом.
На волне активного внимания к ретро-звучанию калифорнийские девушки из группы Warpaint снова обращаются к стилям начала 90-х, и всегда попадают в точку. Warpaint начали записываться с 2008(первый EP«Exquisite Corpse»), в 2010 вышла пластинка«The Fool», которой девушки показали своё умение творить нечто новое из«старого» звучания, обогащая находки шугейза сэмплами и сочным гитарным звуком.
На новом альбоме«Warpaint» происходит переосмысление наследия шугейза через призму ещё одного жанра, зародившегося в Великобритании 90-х, — трип-хопа. Здесь и сэмплы в стиле The XX, и пунктирная гитара, звучащая наравне с другими инструментами, как и вокал. Большая часть альбома — не песни, а треки, в которых обыгрывается несколько приёмов и мотивов, без классической для жанра песни композиции. Песнями можно назвать только первый сингл«Love is to Die» и мелодичную«Son», записанную в лучших традициях Portishead.
Тексты Warpaint, полные тихой грусти и меланхолии, изобилуют частыми мантрическими повторами погружают в характерное как и для шугейза, так и для трип-хопа, пограничное состояние между явью и сном. К тому же новая пластинка Warpaint — это пока лучше звучание группы с акцентом на гитарной и сэмпловой мелодике, брейк-бите и растворяющимся в них вокале. Это не просто ностальгия по хорошей музыке и времени, а современный взгляд на опыт прошлого. MUST LISTEN!
Alcest — Shelter
Французы Alcest в музыкальном мире с 2000 года. Поначалу их можно было охарактеризовать как мелодичный блэк-метал, пропитанный духом холодных зимних пейзажей. Но, как порой бывает с металлистами(вспомним британцев Anathema), постепенно Alcest стали отходить от агрессии и тяжести в сторону мелодики пост-рока и шугейза. После«переходных» альбомов«Souvenirs D’un Autre Mond»(2007),«Écailles de lune»(2010) и«Les voyages de l’Âme»(2012) на новом«Shelter» не осталось ни гроула, ни жёстких гитар. Им на смену пришли мотивы чистого пост-рока, в которых узнаются Explosions in the Sky и Tunturia — светлая мелодичность, акценты на нескольких мотивах в каждом треке и гармонично вплетающийся в музыкальную канву вокал. Слова, по большому счёту, здесь и не особо важны, вокал — это лишь напоминание о человеческом присутствии, дополнительный«ключ» к картинкам и эмоциям, которые навевает музыка.
В первом сингле«Opale» отголосками прошлых альбомов мелькают мощные гитарные риффы, а в заглавной«Shelter» и распевных«Away»(с вокалом Нила Хэстеда из дрим-поп группы Slowdive) и«Delivrance» чувствуется непреодолимое влияние шугейза. Delivrance, кстати, переводится как«избавление», то есть в конце пластинки слушатель как бы проходит сеанс музыкальной терапии. Что недалеко от истины – ведь в этом треке звучат явные неземные отголоски Sigur Ros(альбом был записан у них в студии, в Исландии, с продюсером Sigur Ros Биргиром Йоном Биргиссоном).
Можно посетовать на то, что этой пластинкой Alcest ступили на путь традиционности и отступили от своего прежнего мощного звука и вокала.«Shelter»(с англ. — укрытие) действительно стал укрытием, как для музыкантов, так и для слушателей — каждый откроет здесь свой музыкальный мир, овеянный воспоминаниями и ассоциациями. А всё ли так одномерно с развитием группы— посмотрим дальше.
Damien Jurado — Brothers and Sisters of the Eternal Son
«Засветиться» по-крупномуфолк-музыканту из американского пригорода Джурадо удалось совсем недавно, а именно совместным треком с Moby«Almost Home», выпущенным на пластинке последнего«Innocents» в 2013.
А ведь«Brothers and Sisters» — это уже 11 альбом Дэмиена и одновременно финальная часть в совместном с продюсером Ричардом Свифтом триптихе, начатом ещё в 2010-м(альбом № 1 —«Saint Bartlett», альбом № 2 —«Maraqopa»). При этом новая пластинка — только формально продолжение; здесь своя концепция и мифопоэтика. Джурадо пробует себя в роли повествователя: каждая песня разворачивается отдельной историей, но не обходится без общих сквозных тем — Америка, религия(в«Silver Katherine», например, есть строки о Боге:«I have seen Him… pacing through the sky», Я видел, как Он гуляет по небу).
На пластинке можно найти отголоски множества разных жанров— немного фанка(«Silver Donna»), даба и привычного для Джурадо фолка, прямо вышедшего из американских пригородов.«Silver Timothy» — безусловно, лучший трек на альбоме — немного психоделики и«призрачных» фоновых звуков. Здесь предстает новый Джурадо, экспериментирующий с собственным звучанием. А кто такие герои песен под названием Silver Timothy, Silver Katherine, Silver Malcolm и Silver Donna песнях — остается только гадать.
Дэмиен Джурадо — представитель того немногочисленного клана прекрасных фолк-музыкантов вокалистов(таких как Тим Бакли, Билл Кэллахан, Iron & Wine), которые живописуют незнакомую, менее привычную сторону Америки — Америки другого измерения, Америки провинций и пригородов. А взгляд с другой стороны всегда обновляет общую картину.
Thee Silver Mt.Zion Memorial Orchestra — Fuck Off Get Free We Pour Light On Everything
Возродив пару лет назад из пепла свой пост-рок проект Godspeed You! Black Emperor, главную силу лейбла Constellation Records, великие и ужасные монреальцы Silver Mt.Zion, наконец, выпустили и свою новую пластинку. Альбом«рождался» для группы долго(4 года), если учесть, что предыдущие 6 альбомов были выпущены всего за 9 лет. Но ожидание оправдало себя — после будто прошедшего мимо«Kollaps Tradixionales» это новый рассвет, возрождение, названий можно придумать множество. Те же темы — мир на грани, пост-апокалипсис, отчаяние — и потрясающее музыкальное разрешение. Единственно возможный вариант, ответ на вопрос«Что делать в этом безумном мире?»— в самом названии как неком алгоритме. Сначала — послать всё и всех подальше(Fuck Off), потом — освободиться от всего, что ещё не было послано(Get Free), и, наконец, самое главное — залить всё светом(We Pour The Light On Everything). Причем это We, то есть«Мы», пожалуй, главная часть всего алгоритма.
Ответ можно найти и в первые секунды заглавного трека«Fuck Off Get Free», который произносит маленький сын Эфрима Менука, лидера ансамбля:«We live on the island called Montreal, and we make a lot of noise… because we love each other!»(Мы живём на острове под названием Монреаль и много шумим… потому что любим друг друга!) Самое краткое и одновременно полное описание и обоснование того, чем вообще группа занимается и почему.«Fuck Off Get Free» — один из самых волнующих треков альбома, на стыке разных эмоций; следующий, 14-минутный«Austrerity Blues» — наиболее шумовой, в котором какофония лишь способ достижения состояния катарсиса. Удивительна среди всех треков«Little Ones Run» — фортепианная баллада-колыбельная в исполнении скрипачек группы Софи Трюдо и Джессики Мосс. Только в контексте всего альбома и творчества группы эта колыбельная звучит как затишье перед бурей, успокоение перед заведомо известным разрушением. Идейный и эмоциональный центр альбома —«What We Loved Was Not Enough» — о современной губительной апатии и разобщенности(вспоминаются сразу вопросы, поднятые Arcade Fire на задорном и в то же время философском«Reflektor», вопросы познания истины через отчаяние, единения среди массовой разобщенности, преодоления ада внутри себя и снаружи, во внешнем мире). Менук, с характерной для себя трагичностью, предупреждает:«There’ll be war in our cities/ and riots at the mall»,«All our children gonna die»,«And the day has come, when we no longer feel».(В наших городах будут войны, в супермаркетах – бунты, наши дети все умрут, и придёт тот день, когда мы больше ничего не почувствуем). А всё, что можно сделать — это залить всё светом своей музыки и любви, поменять«Я» на«МЫ», хорошо воспитать детей, взяться за руки в этой неравной борьбе. Среди всей сегодняшней и возможной разрухи музыканты продолжают видеть«серебряный луч» надежды и не отступают от намеченного, еще в 2003(альбомом«This Is Our Punk-Rock»), пути очищающего панк-рока.
Sophie Ellis-Bextor — Wanderlust
А британская Мадонна — Sophie Ellis-Bextor — порадовала поклонников новым звучанием. Заняв нишу в dance-сфере альбомами«Read My Lips»(2003),«Trip the Light Fantastic»(2007),«Make a Scene»(2012), а также совместными треками с такими«звездами» как Armin van Buren и Freemasons, 34-летняя певица и экс-модель направилась в сторону драматичного инди-рока с преобладанием гитарной линии, мелодики фортепиано и оркестровости и полным отсутствием электроники.
Для поп-дивы это как минимум необычный шаг. Сама Софи говорит, что не собирается окончательно отходить от танцевальной музыки — просто в этот раз ей захотелось попробовать что-то новое. Творческие силы певица черпала из впечатлений от путешествия по России (да-да!), увлекшись местным фольклором и сказками. По некоторым трекам это очень ярко заметно, например, по вальсово-фантазийной и задорной«Love is a Camera» или«Wrong Side of the Sun». У песни«Birth of an Empire» вообще рабочим названием было«Mother Russia».
Софи попробовала себя и в жанре рок-баллады: удивительно слышать её нежный вокал в медленной песне — первом сингле альбома —«Young Blood». Впрочем, эта ориентация на мелодраматичный поп-рок прошлого века прослеживается на протяжении всего альбома.
Такая вот пластинка — с любовью к музыкальному и национальному прошлому — неожиданно для многих получилась у недавнего и, надеемся, будущего эксперта танцевальной музыки. Здесь, конечно, меньше хитов, если и есть танцевальность, то совсем другого характера. Зато в достатке тепла, нежности и мелодичности.
P.S. Для любителей шугейза и просто новых имен: в январе выпустили свою первую пластинку East India Youth —«Total Strife Forever» — приятное сочетание электроники, эмбиента и инди. Плюс — второй альбом от шведов I Break Horses«Chiaroscuro» —где в каждом треке — по эксперименту в слиянии разных жанров, стилей, ритмов. Особенно примечателен трек«The Faith», выполненный на стыке электроники с шугейзом. Хорошее начало для молодых и, безусловно, перспективных музыкантов.
Обсуждение