Sophie Ellis-Bextor и ещё 4 альбома января

Новую жизнь начинают с понедельника — а новую рубрику можно и с февраля; теперь раз в месяц мы будем вам рассказывать о нескольких самых интересных пластинках, что успели появиться за этот месяц.

warpaint

Warpaint — Warpaint

Warpaint_packshot

Молодежь 90-х повзрослела, «пережила» множество музыкальных течений и снова хочет окунуться в старое доброе время и в неповторимое звучание тех лет. Одно из ярких явлений начала 90-х — шугейз — переживает сейчас второе рождение.

На помощь приходят как новички, так и зачинатели этого жанра. В 2010, например, после большой паузы «вернулась» легендарная Джули Круз (муза Дэвида Линча и Анджело Бадаламенти), в 2013 году очень приятные и свежие альбомы выпустили My Bloody Valentine и Mazzy Star, молчавшие с первой половины 90-х.

Главные элементы шугейза — искажение звука и гитарный «шум», вибрирующие рифы и «стена звука». Гитарные партии как бы наслаиваются друг на друга, вокал приглушен, нет акцента на тексте — порой голос становится еще одним инструментом. С появлением гранжа, а в середине 90-х и брит-попа, будущее шугейза оказалось под вопросом.

На волне активного внимания к ретро-звучанию калифорнийские девушки из группы Warpaint снова обращаются к стилям начала 90-х, и всегда попадают в точку. Warpaint начали записываться с 2008 (первый EP «Exquisite Corpse»), в 2010 вышла пластинка «The Fool», которой девушки показали своё умение творить нечто новое из «старого» звучания, обогащая находки шугейза сэмплами и сочным гитарным звуком.

На новом альбоме «Warpaint» происходит переосмысление наследия шугейза через призму ещё одного жанра, зародившегося в Великобритании 90-х, — трип-хопа. Здесь и сэмплы в стиле The XX, и пунктирная гитара, звучащая наравне с другими инструментами, как и вокал. Большая часть альбома — не песни, а треки, в которых обыгрывается несколько приёмов и мотивов, без классической для жанра песни композиции. Песнями можно назвать только первый сингл «Love is to Die» и мелодичную «Son», записанную в лучших традициях Portishead.

Тексты Warpaint, полные тихой грусти и меланхолии, изобилуют частыми мантрическими повторами погружают в характерное как и для шугейза, так и для трип-хопа, пограничное состояние между явью и сном. К тому же новая пластинка Warpaint — это пока лучше звучание группы с акцентом на гитарной и сэмпловой мелодике, брейк-бите и растворяющимся в них вокале. Это не просто ностальгия по хорошей музыке и времени, а современный взгляд на опыт прошлого. MUST LISTEN!

Alcest — Shelter

Alcest-Shelter

Французы Alcest в музыкальном мире с 2000 года. Поначалу их можно было охарактеризовать как мелодичный блэк-метал, пропитанный духом холодных зимних пейзажей. Но, как порой бывает с металлистами (вспомним британцев Anathema), постепенно Alcest стали отходить от агрессии и тяжести в сторону мелодики пост-рока и шугейза. После «переходных» альбомов «Souvenirs D’un Autre Mond» (2007), «Écailles de lune» (2010) и «Les voyages de l’Âme» (2012) на новом «Shelter» не осталось ни гроула, ни жёстких гитар. Им на смену пришли мотивы чистого пост-рока, в которых узнаются Explosions in the Sky и Tunturia — светлая мелодичность, акценты на нескольких мотивах в каждом треке и гармонично вплетающийся в музыкальную канву вокал. Слова, по большому счёту, здесь и не особо важны, вокал — это лишь напоминание о человеческом присутствии, дополнительный «ключ» к картинкам и эмоциям, которые навевает музыка.

В первом сингле «Opale» отголосками прошлых альбомов мелькают мощные гитарные риффы, а в заглавной «Shelter» и распевных «Away» (с вокалом Нила Хэстеда из дрим-поп группы Slowdive) и «Delivrance» чувствуется непреодолимое влияние шугейза. Delivrance, кстати, переводится как «избавление», то есть в конце пластинки слушатель как бы проходит сеанс музыкальной терапии. Что недалеко от истины – ведь в этом треке звучат явные неземные отголоски Sigur Ros (альбом был записан у них в студии, в Исландии, с продюсером Sigur Ros Биргиром Йоном Биргиссоном).

Можно посетовать на то, что этой пластинкой Alcest ступили на путь традиционности и отступили от своего прежнего мощного звука и вокала. «Shelter» (с англ. — укрытие) действительно стал укрытием, как для музыкантов, так и для слушателей — каждый откроет здесь свой музыкальный мир, овеянный воспоминаниями и ассоциациями. А всё ли так одномерно с развитием группы— посмотрим дальше.

Damien Jurado — Brothers and Sisters of the Eternal Son

jurado

«Засветиться» по-крупному фолк-музыканту из американского пригорода Джурадо удалось совсем недавно, а именно совместным треком с Moby «Almost Home», выпущенным на пластинке последнего «Innocents» в 2013.

А ведь «Brothers and Sisters» — это уже 11 альбом Дэмиена и одновременно финальная часть в совместном с продюсером Ричардом Свифтом триптихе, начатом ещё в 2010-м (альбом № 1 — «Saint Bartlett», альбом № 2 — «Maraqopa»). При этом новая пластинка — только формально продолжение; здесь своя концепция и мифопоэтика. Джурадо пробует себя в роли повествователя: каждая песня разворачивается отдельной историей, но не обходится без общих сквозных тем — Америка, религия (в «Silver Katherine», например, есть строки о Боге: «I have seen Him… pacing through the sky», Я видел, как Он гуляет по небу).

На пластинке можно найти отголоски множества разных жанров— немного фанка ( «Silver Donna»), даба и привычного для Джурадо фолка, прямо вышедшего из американских пригородов. «Silver Timothy» — безусловно, лучший трек на альбоме — немного психоделики и «призрачных» фоновых звуков. Здесь предстает новый Джурадо, экспериментирующий с собственным звучанием. А кто такие герои песен под названием Silver Timothy, Silver Katherine, Silver Malcolm и Silver Donna песнях — остается только гадать.

Дэмиен Джурадо — представитель того немногочисленного клана прекрасных фолк-музыкантов вокалистов (таких как Тим Бакли, Билл Кэллахан, Iron & Wine), которые живописуют незнакомую, менее привычную сторону Америки — Америки другого измерения, Америки провинций и пригородов. А взгляд с другой стороны всегда обновляет общую картину.

Thee Silver Mt.Zion Memorial Orchestra — Fuck Off Get Free We Pour Light On Everything

11869

Возродив пару лет назад из пепла свой пост-рок проект Godspeed You! Black Emperor, главную силу лейбла Constellation Records, великие и ужасные монреальцы Silver Mt.Zion, наконец, выпустили и свою новую пластинку. Альбом «рождался» для группы долго (4 года), если учесть, что предыдущие 6 альбомов были выпущены всего за 9 лет. Но ожидание оправдало себя — после будто прошедшего мимо «Kollaps Tradixionales» это новый рассвет, возрождение, названий можно придумать множество. Те же темы — мир на грани, пост-апокалипсис, отчаяние — и потрясающее музыкальное разрешение. Единственно возможный вариант, ответ на вопрос «Что делать в этом безумном мире?»— в самом названии как неком алгоритме. Сначала ­— послать всё и всех подальше (Fuck Off), потом — освободиться от всего, что ещё не было послано (Get Free), и, наконец, самое главное — залить всё светом (We Pour The Light On Everything). Причем это We, то есть «Мы», пожалуй, главная часть всего алгоритма.

Ответ можно найти и в первые секунды заглавного трека «Fuck Off Get Free», который произносит маленький сын Эфрима Менука, лидера ансамбля: «We live on the island called Montreal, and we make a lot of noise… because we love each other!» (Мы живём на острове под названием Монреаль и много шумим… потому что любим друг друга!) Самое краткое и одновременно полное описание и обоснование того, чем вообще группа занимается и почему. «Fuck Off Get Free» — один из самых волнующих треков альбома, на стыке разных эмоций; следующий, 14-минутный «Austrerity Blues» — наиболее шумовой, в котором какофония лишь способ достижения состояния катарсиса. Удивительна среди всех треков «Little Ones Run» — фортепианная баллада-колыбельная в исполнении скрипачек группы Софи Трюдо и Джессики Мосс. Только в контексте всего альбома и творчества группы эта колыбельная звучит как затишье перед бурей, успокоение перед заведомо известным разрушением. Идейный и эмоциональный центр альбома — «What We Loved Was Not Enough» — о современной губительной апатии и разобщенности (вспоминаются сразу вопросы, поднятые Arcade Fire на задорном и в то же время философском «Reflektor», вопросы познания истины через отчаяние, единения среди массовой разобщенности, преодоления ада внутри себя и снаружи, во внешнем мире). Менук, с характерной для себя трагичностью, предупреждает: «There’ll be war in our cities/ and riots at the mall», «All our children gonna die», «And the day has come, when we no longer feel». (В наших городах будут войны, в супермаркетах – бунты, наши дети все умрут, и придёт тот день, когда мы больше ничего не почувствуем). А всё, что можно сделать — это залить всё светом своей музыки и любви, поменять «Я» на «МЫ», хорошо воспитать детей, взяться за руки в этой неравной борьбе. Среди всей сегодняшней и возможной разрухи музыканты продолжают видеть «серебряный луч» надежды и не отступают от намеченного, еще в 2003 (альбомом «This Is Our Punk-Rock»), пути очищающего панк-рока.

Sophie Ellis-Bextor — Wanderlust

Wanderlust

А британская Мадонна — Sophie Ellis-Bextor — порадовала поклонников новым звучанием. Заняв нишу в dance-сфере альбомами «Read My Lips» (2003), «Trip the Light Fantastic» (2007), «Make a Scene» (2012), а также совместными треками с такими «звездами» как Armin van Buren и Freemasons, 34-летняя певица и экс-модель направилась в сторону драматичного инди-рока с преобладанием гитарной линии, мелодики фортепиано и оркестровости и полным отсутствием электроники.

Для поп-дивы это как минимум необычный шаг. Сама Софи говорит, что не собирается окончательно отходить от танцевальной музыки — просто в этот раз ей захотелось попробовать что-то новое. Творческие силы певица черпала из впечатлений от путешествия по России (да-да!), увлекшись местным фольклором и сказками. По некоторым трекам это очень ярко заметно, например, по вальсово-фантазийной и задорной «Love is a Camera» или «Wrong Side of the Sun». У песни «Birth of an Empire» вообще рабочим названием было «Mother Russia».

Софи попробовала себя и в жанре рок-баллады: удивительно слышать её нежный вокал в медленной песне — первом сингле альбома — «Young Blood». Впрочем, эта ориентация на мелодраматичный поп-рок прошлого века прослеживается на протяжении всего альбома.

Такая вот пластинка — с любовью к музыкальному и национальному прошлому — неожиданно для многих получилась у недавнего и, надеемся, будущего эксперта танцевальной музыки. Здесь, конечно, меньше хитов, если и есть танцевальность, то совсем другого характера. Зато в достатке тепла, нежности и мелодичности.

P.S. Для любителей шугейза и просто новых имен: в январе выпустили свою первую пластинку East India Youth — «Total Strife Forever» — приятное сочетание электроники, эмбиента и инди. Плюс — второй альбом от шведов I Break Horses «Chiaroscuro» —где в каждом треке — по эксперименту в слиянии разных жанров, стилей, ритмов. Особенно примечателен трек «The Faith», выполненный на стыке электроники с шугейзом. Хорошее начало для молодых и, безусловно, перспективных музыкантов.

Любовь Фельзингер 11 февраля 2014 г.

Написала

Любовь Фельзингер Любовь Фельзингер


11 февраля 2014 г.

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи