Прозрачность — Песни июля

Июльский воздух чист и светел (как минимум метафорически) – и подборка песен этого месяца (в основном) отличается такой же чистотой и задумчивостью.

BFL-header

Tangents — Jindabyne

В коллективе Tangents, выпустившем свой второй (замечательныйй) альбом «Stateless», собрались не последние люди австралийской джазовой и экспериментальной сцены. В коллективном зачёте этих пятерых человек – с полдюжины проектов в широком диапазоне от импровизационной электроники до эйсид-джаза, полтора десятка альбомов и пара лейблов, всё это счастье выпускавших. Tangents, пожалуй – самое яркое явление в дискографии всех, тот момент, когда интересы и сильные стороны каждого участника рикошетят друг об друга с особенной грацией и красотой.

Bat for Lashes – Sunday Love

Наташа Хан, заправляющая в проекте Bat for Lashes, любит сочинять и рассказывать истории. За некоторыми её предыдущими пластинками тоже стояли какие-то сюжеты или идеи, но её новый альбом «The Bride» — самый чистый пример её сюжето-ориентированного подхода; это альбом с абсолютно прямолинейным сюжетом, с завязкой, кульминацией и развязкой и всеми прочими делами. Его главная героиня – титульная невеста, чей жених разбился в автокатастрофе по дороге на свадьбу, и альбом внимательно и нежно отслеживает траекторию её внутреннего путешествия от счастья и предвкушения к опустошенности трагедией, и дальше к грустному умиротворению и миру с собой. «Sunday Love» — привет из безоблачной части сюжета, болезненно-трогательные воспоминания о той любви, что предшествовала свадьбе.

Big Business – Own Throats

Дуэт Big Business начинал с довольно жёсткого и минималистично-шумного металла на двоих для баса и барабанов, но за время пути от первой к пятой пластинке успел открыть для себя много довольно классических радостей музыканта – ну, там, мелодию, куплет-припев, вот это всё. Их новая пластинка «Command Your Weather» — одновременно мелодичная и взрывная, шумная и дружелюбная, своенравная и прыгучая. Люди, казавшиеся суровыми стоиками, готовыми при первом же удобном случае стукнуть тебе в лицо, оказались хозяевами разноцветного психоделического карнавала – симпатичное развитие событий, что и говорить.

Алиса Вокс – Держи

Исполнительнице, давшей голос знаменитой песне «Ленинграда» про туфли одной марки, тоже неотвратимо стало тесно под железной пятой творческой диктатуры Сергея Владимировича Шнурова. Поэтому Алиса Вокс ушла из «Ленинграда» и выпустила первую сольную пластинку с говорящим названием «Сама». Чтобы никто ненароком не подумал, что она планирует почивать на заработанных в «Ленинграде» лаврах, показательно выполнила альбом в совершенно ином ключе – здесь звучит ностальгическое пластмассовое диско, вдохновлённое, кажется, дискотеками в пионерском лагере с заезженными кассетами группы «Мираж». Шаг в любом случае смелый, этого не отнять.

Detsl aka Le Truk – Made in Brazil

«Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» — строго вопрошал когда-то Кирилл Толмацкий, и вопрос этот намертво запал в душу целому поколению. С тех пор юный рэпер по прозвищу Децл отрастил дрэды и бороду, поменял прозвище на (так толком и не закрепившееся, судя по подписи в названии его нового релиза) Le Truk, окунулся в мир международной музыки, и вот шлёт нам короткий привет из Бразилии – судя по которому, можно сделать вывод, что за годы исполнитель стал значительно менее требовательным к себе и своим слушателям. На его новом мини-альбоме «Favela Funk» — всего четыре песни, и большинство из них выполнено в таком расслабленном ключе; мол, да, мир вокруг неидеален, но давайте лучше немного расслабимся и повеселимся, чем страдать об этом. Подход подкупающий.

Gone is Gone – Starlight

Под этой вывеской, которую можно с некоторой вольготностью перевести как «Померла так померла», собрались не последние для современного тяжелого рока люди. Гитарист Трой ван Лёвин почти полтора десятилетия трудится в Queens of the Stone Age, басист и вокалист Трой Сандерс состоит в Mastodon, барабанщик Дэйв Эллитч стучал в составе Mars Volta. Вместе они играют музыку ожидаемо грозную, но внезапно тяготеющую скорее к эпической размашистости пост-рока, нежели к более стремительным повадкам своих флагманских групп.

Roisin Murphy – Ten Miles High

Свой третий сольный альбом «Hairless Toys», вышедший в прошлом году, прекрасная ирландская женщина Ройшин Мёрфи, некогда состоявшая в замечательном дуэте Moloko, готовила восемь лет. Зато четвёртый вышел гораздо быстрее, буквально следующим же летом. Новая пластинка «Take Her Up to Monto» получилась интересным отражением «Hairless Toys» — на ней изящное арт-диско предыдущего альбома словно бесконечно отражается в разбитых зеркалах и становится всё страньше и страньше.

BadBadNotGood w/ Colin Stetson – Confessions, pt.2

Канадские соратники тянут друг другу руку помощи – саксофонист-виртуоз Колин Стетсон, сессионный музыкант Arcade Fire и автор серии совершенно фантастических сольных пластинок, заходит на огонёк к группе BadBadNotGood, выпускающей четвёртый альбом. Начинавшие с хулиганских джазовых переделок хип-хоп-композиций, к этой пластинке BadBadNotGood доросли до полноценного джазового квартета с интересными собственными идеями – факт, зацементированный сотрудничеством со Стетсоном.

Psalm Zero – Stolen By Night

Интересный проект вокалиста и музыканта Чарли Купера играет с границами общепринятого в тяжёлой музыке – в его группе Pslam Zero можно обнаружить влияния индастриала, а можно – групп Depeche Mode и The Smiths. Купера такая кажущаяся неопределённость вполне устраивает.

The Avalanches – Subways

За последние 16 лет австралийский коллектив ди-джеев The Avalanches превратился в своего рода неуловимый призрак мира независимой музыки нулевых. В 2000-м году они выпустили свой дебютный альбом «Since I Left You», на котором провернули до крайности небанальный трюк – у них получился одновременно образцовый пост-модернистский коллаж, с невероятной ловкостью склеенный из миллионов кусочков чужой музыки, и прекрасный ностальгический альбом весёлых и грустных песен. Моментально став героями целого поколения слушателей, только недавно открывших для себя хип-хоп, трип-хоп и электронику, The Avalanches затем надолго пропали с радаров. То внутренние проблемы в группе, то проблемы участников со здоровьем, то затягивавшаяся буквально на годы кропотливая работа по получению разрешения на использование нужного сэмпла (счёт которых при их подходе шёл на тысячи) постепенно превратила перспективу второго альбома группы в миф. Однако какие-то шестнадцать лет спустя он вышел – и даже, о боги, получился весьма ничего. Альбом называется «Wildflower» и вполне наглядно демонстрирует, что за годы простоя The Avalanches ничуть не растеряли своего удивительно нежного почерка.

Wild Beasts – Big Cat

«Большая кошка» — даже немного странно, что песня под таким названием появилась в репертуаре британской группы Wild Beasts только сейчас, к пятой их пластинке. Потому что их музыка обладает повадками именно кошки – красиво ходит на мягких лапах, умеет мурлыкать и ластиться, но за этой грацией и пушистостью совершенно отчётливо угадываются и упругие мышцы, и нешуточно острые зубки.

 Wreck and Reference — Manifestos

Ещё один дуэт, задающий интересные вопросы о том, какую музыку стоит считать «тяжёлой». В распоряжении Wreck and Reference – ударная установка и сэмплер, нет даже ни одной гитары, но в то же время по музыкальному почерку моментально понятно, что лёгкой музыку коллектива никак не назвать.

Ты23 — Прозрачность

Новая пластинка сольного проекта Антона Клевцова из «4 позиций Бруно» называется «В самой тихой части сада» — и на ней электронно-задумчивый проект Клевцова и правда будто бы гуляет под сенью зеленых деревьев, любуясь отблесками заходящего солнца сквозь листья. Идеальная запись для летнего вечера.

Ian William Craig – A Single Hope

А закончим мы на совсем уже предрассветной ноте вместе с канадским певцом и композитором Иэном Уильямом Крейгом, который споёт нам о надежде.

Сергей Мезенов 27 июля 2016 г.

Обсуждение


Похожие записи