О чём: Фрэнк Перри (Кокс) — пожилой заключенный, который тихо-мирно отсиживает себе свой пожизненный срок в лондонской тюрьме. Но однажды, впервые за 14 лет его заключения, ему приходит письмо с воли — и вот он уже внезапно засобирался немедленно валить из тюрьмы.
В одиночку, разумеется, ничего не выйдет — сначала в дело включается Броуди (Каннингем), человек, который 12 лет проработал в лондонской подземке и как свои пять пальцев знает все тоннели, куда они в конце концов собираются выйти. Потом привлекают Ленни (Файенса), спеца по вскрытию любых замков и твердых поверхностей, у которого как раз на свободе есть дело к бывшему подельнику.
В процессе подготовки становится ясно, что придётся взять и сокамерника Фрэнка, смазливого новичка Лэйси (Купер), на которого положил глаз местная главная сволочь по имени Тони (Макинтош). Дополнительная проблема заключается в том, что Тони — брат главного тюремного авторитета Риззы (Льюис).
Подробности: В наши дни путь от многообещающего дебютанта до наемного постановщика блокбастеров на студийной зарплате стал совсем короток — англичанин по фамилии Уайатт дебютировал в большом кино «Побегом из тюрьмы» всего каких-то три года назад, а уже буквально на днях по всему миру выходит его голливудский дебют «Восстание планеты обезьян». Почему студийные боссы мгновенно уцепились за Уайатта, по «Побегу» видно прекрасно — это мощное, стремительное, изобретательное, зубастое кино, которое при этом не столько переизобретает традицию, сколько уверенно держится в её рамках.
С точки зрения жанра — кино про побег из тюрьмы, в смысле — «Побег» устроен предельно традиционно. Протагонист с драйвом выбраться на свободу ради определенной цели собирает вокруг себя разношёрстную команду подельников — каждый со своим специальным умением и отдельным характером. Они собираются, планируют, готовятся, решают возникающие на пути проблемы, хотя ежу понятно, что самые сложные проблемы случатся в самый последний момент, когда рисковать уже будет категорически невозможно. Но — придётся.
Уайатт берёт не новаторством, а чистой энергетикой. В фильм нас вбрасывает в середине, в сам момент побега — дальше параллельными путями развиваются его предыстория и его последствия. Причем это жонглирование хронологиями ни на секунду не кажется надуманным — Уайатт не красуется, слава нового Гая Риччи его не интересует. Он не перерабатывает жанр, а честно в него включается.
Причём эта серьёзность его намерений прямо сразу не прочитывается. Поначалу, наоборот, кажется, что он специально сгущает краски — тюрьма тут окончательное воплощение всех страхов о тюрьме, тут балом правят жестокие криминальные авторитеты, насаждающие свои порядки, а охранники лишь для порядка жмутся по углам и закрывают на всё глаза.
Но потом, уже в финале, становится ясно, зачем всё это было нужно — там «Побег из тюрьмы» совершает один кульбит, который делает с фильмом одну очень интересную штуку. Он, с одной стороны, как бы ловко обнуляет примерно половину того, что мы уже увидели (которую — не скажу, сами смотрите); а с другой, вдруг вздергивает всё происходящее с буквального на метафорический уровень. В последние минуты полторы «Побег из тюрьмы» оказывается не брутальным пацанским фильмом о тюрьме, а натуральным философским размышлением о внутреннем стремлении каждого человека к свободе, изящно завернутым в брутальный пацанский фильм о тюрьме. Иначе говоря, очень круто.
«Побег из Тюрьмы» — Инфо
Оригинальное название: The Escapist
Страна: Великобритания
Год: 2008
Продолжительность: 102 мин
Режиссер – Руперт Уайатт
В ролях: Брайан Кокс, Лайам Каннингем, Джозеф Файенс, Доминик Купер, Дэмиен Льюис, Су Джордж, Стивен Макинтош
Обсуждение