Сегодня Красноярский театр оперы и балета — один из самых стабильно работающих и последовательно развивающихся нестоличных театров. Никаких скандалов, склок, споров, которые так часто сопровождают творческий процесс. Их не удалось избежать даже ведущему театру страны — Большому. У красноярского театра, где каждый на своем месте, большие творческие перспективы, а работы — хоть отбавляй.
Интригами заниматься некогда. Хочешь иметь деньги — зарабатывай. Театр каждому предоставляет такие возможности. Растет и зрительский интерес к продукции театра. Подробнее об этом и других темах художественный руководитель театра Сергей Бобров говорил в интервью для печатной прессы музыкальному критику Виолетте Майниеце.
— Как вам, Сергей Рудольфович, удалось добиться такого положения дел?
— Театр – это единый организм, в котором важны все его части: опера, балет, оркестр, хор и
В театре я появился десять лет назад. Как солист балета Большого театра вначале я, естественно, работал с балетом. Хотя по диплому о высшем образовании я являюсь режиссером и балетных, и оперных спектаклей. В
— Как обстояли дела в театре, когда вы пришли?
— Когда я появился в Красноярске, ситуация была критическая. В балетной труппе было всего 25 танцовщиков. Зато имелось бесконечное количество писем и жалоб в руководящие инстанции, и от балета, и от оперы, и от оркестра: на директора, на администрацию, на руководителей. На кого только ни жаловались! Труппа была скорее пишущей, чем танцующей или поющей. Я думаю, артисты искали, как умели, творческий выход из сложившейся труднейшей ситуации.
— У вас не опустились руки, когда вы погрузились в ситуацию? Какие шаги вы предприняли, и как положение изменилось за прошедшие годы?
— Артистов срочно надо было
— Это большой коллектив даже по мировым меркам. В ведущей западной труппе – Парижской опере – всего 150 артистов, а в таких знаменитых компаниях, как
— Да, коллектив большой. Благодаря этому мы можем одновременно проводить гастроли по нашему краю, за рубежом, куда мы регулярно выезжаем, и стабильно работать на стационаре, где выступает часть труппы, не занятая в гастрольном репертуаре. Какие бы гастроли я ни задумывал, театр никогда не простаивает. Я заранее планирую работу так, что везде всего хватает. Когда часть труппы уезжает, оставшаяся мобилизуется и выдает совершенно потрясающее качество. Деление труппы и конкуренция приносит свои плоды. Вопрос в том, кто это делает, как это делается. Репетиторы, которые выезжают, и те, что остаются в Красноярске, должны правильно распределять творческие ресурсы. Каждый должен занимать место, соответствующее его возможностям, с учетом перспективы творческого роста. Это очень сложно, но крайне необходимо. Необязательно иметь 15 репетиторов, когда каждый из них работает всего с одним или несколькими солистами, как в Большом, – непонятно тогда, кто же будет тянуть всю репертуарную махину. Просто педагоги и репетиторы должны быть профессионалами высокого класса, и взаимозаменяемыми, знающими возможности всех артистов, их потенциал.
— Как строится работа оперного коллектива?
— Помимо больших репертуарных постановок классики и современных спектаклей, каждый год мы организуем фестиваль
За последние годы значительно выросло качество исполнения. Мне удалось организовать трехмесячные гастроли оперы в Великобритании, чем не может похвастаться даже Большой театр. Для нашей оперной труппы это – огромное достижение. Мы за три месяца дали 104 спектакля, получили хорошую прессу.
— Какие маркетинговые ходы Вы используете?
— Для того чтобы привлечь внимание к театру широкой зрительской аудитории, мы проводим
— Что лучше посещается – опера или балет?
— В целом, конечно, балет. Но и опера жаловаться не может.
— На что публика
— Думаю, на названия. На имена тоже, но их следует постоянно
— По какому принципу вы строите репертуар? Оперная балетная классика, оригинальные постановки, современные
— Из классики беру востребованные названия – они нужны и в Красноярске, и на гастролях. Это все балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, другие популярные произведения классического наследия –
В оперном репертуаре придерживаюсь такой же политики, учитывая, конечно, особенности голосов в труппе. Вообще, в работе с артистами задачей первоочередной важности я считаю предоставление каждому возможности непрерывного творческого развития. Когда я работал над постановкой
Отличная возможность продемонстрировать свое вокальное мастерство и незаурядные актерские способности представилась заслуженной артистке России Вере Барановой, когда в репертуаре появился
Ценным приобретением оперной труппы считаю возвращение в Красноярск драматического тенора Михаила Вишняка, который в течение нескольких лет пел в Мариинском театре. Народный артист России Александр Куимов, который в классических балетных спектаклях великолепно исполнял ведущие партии, легко воспринял близкую мне эстетику модерна. Такие вещи очень важны. В театре нет и быть не может мелочей – за всем лично слежу.
Рассматриваем предложения современных красноярских, а также московских композиторов. Все они обсуждаются на художественном совете. Важно, что в новаторских процессах, происходящих в театре, участвует культурная общественность края. Значимой для нас является дружба с Екатериной Иоффель, педагогом Дмитрия Хворостовского, который начинал карьеру в Красноярском театре оперы и балета.
Что же касается современных акций… Важно не потонуть в мультимедийных технических возможностях. В каждой из них должно быть индивидуальное авторское начало. Не обязательно мое, но оно быть должно, при том эффективное и эффектное. Нечто такое, чтобы публике захотелось к нам прийти снова и снова. Если этого нет, то нет и театра. Для открытия сезона мы поставили гала Штрауса как
— Все эти акции осуществляются за счет бюджетных средств или удается привлечь и спонсоров?
— Спонсорская помощь минимальная. Могла бы быть щедрее. Но в основном – прямое государственное финансирование. Поэтому надо придумывать разные кассовые театральные проекты – благодаря сборам с них можно делать масштабные вещи, которые театру необходимы. Так, грядущей осенью состоится фестиваль
— В области репертуарной политики и художественного руководства театром вы за демократию или диктатуру?
—
— У вас огромное количество разных творческих коллективов. Как вы формируете эти коллективы? Как решается кадровый вопрос? Как подбираете команду?
— Кадровый вопрос — самый сложный. Это, прежде всего, ежедневная работа с людьми. Директор Светлана Гузий мыслит
Работать с коллективом балета я пригласил ведущих солистов Большого театра. Заслуженный артист России Марк Перетокин – художественный руководитель балетной труппы. Для проведения постановочных репетиций,
Красноярская государственная академия музыки и театра готовит для нас очень хороших певцов. Оперную труппу возглавляет опытная вокалистка, солистка Вера Баранова – ее стиль работы отличается мудростью и деликатностью.
Хором успешно руководит Дмитрий Ходош. Оркестром — главный дирижёр Анатолий Чепурной, творческое общение с которым для меня началось с
Художественный руководитель в театре должен понимать, что происходит с каждым артистом, у кого какие проблемы. Это огромная работа – умение выслушивать людей, учитывать их психологию. Важно, чтобы все были заинтересованы в качественной работе, чувствовали поддержку руководства. Все, а не только любимчики. Для достижения желаемых результатов можно выстроить разные схемы. Могу похвастаться тем, что теперь у нас стабильно работающий театр, а не пишущий жалобы и погрязший в интригах.
— Помогают ли вам местные власти? Поддерживают ли ваши инициативы?
— С властями у меня всегда очень хорошие отношения. Я, как правило, осуществляю все свои задумки. Все чаще зрители отмечают, что театр вырос, и искренне признаются, что им интересно посещать наши события. У нас, как положено в театре, есть и таланты, и поклонники. И это здорово! Сорок лет назад руководитель региона Павел Стефанович Федирко мечтал превратить Сибирь в край высокой культуры. Я считаю, его мечта осуществилась. Красноярск стал крупным российским культурным центром.
— Спустя двенадцать лет что вы считаете главными результатами своей работы в Красноярском театре оперы и балета?
— Безусловно, это существенное обновление труппы, репертуара, становление крепкой административной команды. Нам есть, что показать urbi et orbi – городу и миру. Мы не только регулярно предлагаем зрителям Красноярска и Красноярского края высококачественные интереснейшие оперные, балетные спектакли и первоклассные акции с участием хора, но и на высоком организационном уровне проводим крупные мероприятия всероссийского масштаба. Состоявшийся в
Фото предоставлено Красноярским театром оперы и балета
Обсуждение