Продолжаем разговор о фестивале «МИР Сибири» в Шушенском. Предполагалось, что на его территорию придет WOMAD — самый известный в мире этнический фестиваль. Но, увы, из-за инертности и нерешительности наших властей поезд ушел. Во всяком случае, в 2013 году — первый в России WOMAD пройдет на Кавказе. Но, как знать, может, потом он все-таки и до Сибири доедет? Во всяком случае, энтузиасты проведения этого фестиваля в нашей стране Андрей Катаев и Александр Чепарухин на это очень надеются. Их комментарии — во второй части текста.
«МИР Сибири»
За музыкой без выпивки
На пути к острову на окраине поселка, где проходит «МИР Сибири», можно часто встретить объявления на окрестных столбах и деревьях: «Сдам квартиру на время фестиваля». Или гостинку, или комнату в общежитии – за три июльских дня шушенцы торопятся, кто как может, пополнить свой бюджет. Расценки для кармана приезжих (значительная часть публики – из больших сибирских городов) не слишком затратные.
— Мы с друзьями здесь уже в пятый раз, — делится опытом иркутский художник Наталья Николаева, — останавливаемся на квартире у одной и той же бабушки, платим тысячу в сутки. Она нас уже ждет, пирогами угощает. Впятером в комнате, по 200 рублей с человека.
Это кому как повезет – некоторые хозяева берут тысячу в сутки с каждого постояльца. Многие фестивальные завсегдатаи предпочитают бытовым удобствам природные условия и приезжают с палатками. В специально организованном пространстве с биотуалетами, душевыми кабинами и питьевой водой проживание в палатке обойдется тоже в тысячу рублей. Но за все дни праздника.
Последние два года здесь пропагандируется здоровый образ жизни, фестиваль стал безалкогольным, на его территории нельзя купить даже пиво. Заметно, что этим летом на «МИР Сибири» приехало примерно вполовину меньше зрителей, чем в предыдущие годы, которые собирали до 30 тысяч человек. Но основная причина, как говорят в Шушенском, не в запрете на алкоголь, а в ребрендинге. Плохо сработала реклама, не все постоянные посетители поняли, что нынешний фестиваль — преемник «Саянского кольца». А до кого-то информация просто не дошла своевременно, люди уже успели спланировать свой отпуск.
Те, кто приехал, на отсутствие алкоголя не жаловались. При желании его можно было купить в самом Шушенском. Но, говорят посетители, как-то не хотелось. Даже курящие на этом фестивале встречались нечасто. Может, сама природа настраивает на здоровую волну? «МИР Сибири» расположился между Енисеем и речкой Шушью, добраться на остров можно по нескольким мостикам. Лес, река, солнце, трава, по которой все ходят босиком – вредные привычки в этой атмосфере изживаются словно сами собой. Многие приезжают сюда из года в год. Спрашиваю людей, чем их так притягивает фестиваль. Ответы не отличаются оригинальностью – в первую очередь едут за музыкой.
— Это мой третий фестиваль, — говорит Татьяна, предприниматель из Красноярска. – С юности люблю слушать песни на открытом воздухе, они здесь по-другому звучат. Прежде ездила на бардовские фестивали, сейчас вот открыла для себя этническую музыку. Это жизнь наша, дух предков – прямо колышет внутри, всю кровь переворачивает, когда ее слышу! Не только свою, русскую, но и других национальностей. И знакомство с нашими народными ремеслами тоже очень важно.
Единственное, чего не хватило на фестивале, сетует Татьяна, кулинарного многообразия.
— Не хочу никого обидеть, но эти бесконечные шашлычные мне в городе надоели, от одного запаха жареного мяса уже просто тошнит! Да еще как врубят свои магнитофоны, заглушают даже горловое пение тувинцев! Нет, я не против кавказской кухни, пусть на фестивале будут и шашлыки, и плов. Но хочется попробовать здесь и другие блюда – хакасские, тувинские, пельмени сибирские, русские блины, украинский борщ. Столько народностей в Шушенское приезжает, неужели нельзя организовать кафе с их кухней?
Инна Желанная
Член жюри «МИРа Сибири» московская певица Инна Желанная в Шушенском тоже в третий раз. На вопрос, чем ее притягивает сибирская глубинка, отвечает просто:
— Я люблю этот фестиваль. Он уникальный, других таких в России нет.
— В чем его уникальность?
— Здесь, как нигде, большое количество гостей – этномузыкантов с всероссийской и мировой известностью. Но, самое главное, тут есть конкурс, на который приезжает множество молодых артистов. У них есть шанс себя проявить и расти дальше. И детей очень много в конкурсной программе – об этом у нас в стране вообще мало кто заботится.
— Как вы считаете, чем объяснить сегодняшний спрос на этнику?
— Если уж говорить честно – в какой-то степени это стало модным. Но за модой гонятся не все. Многих привлекает исконная магичность народной музыки. Мне кажется, на подсознательном уровне эта музыка цепляет любого.
Традиции и новации
Ремесла стали частью названия этнофестиваля в Шушенском, но на практике все еще уступают его музыкальной составляющей. И по масштабности – умельцев в Сибири и по России немало, но фестивальный «Город мастеров» большим разнообразием не отличается. И по качеству – если в концертной программе китч благополучно изжили (еще несколько лет назад в ней можно было порой услышать откровенно кабацкие напевы а-ля рюс), то на площадке у художников его с избытком. Сама площадка огорожена заборчиком, и прежде всякие низкопробные «изыски» сюда не допускались, их продавали за оградой. В этом году в «Городе мастеров» можно было купить не только изделия мастеров, но и всякую штамповку в этническом стиле, сделанную в Китае, и даже… мед. Уважили труд пчел?
— Я считаю, что работу мастеров на фестивале принизили, — возмущается уже знакомая мне Елена Вопилова. Она не только музыкант, но и художник – работает с бисером, вяжет и шьет, занимается росписью по дереву. И мастерство свое ценит.
— Сколько раз за эти три дня пришлось услышать – почему у вас все так дорого, вон у соседей обереги ручной работы всего за сотню! Как людям объяснить, что ни один настоящий мастер в 100 рублей ручную работу не оценит? Туда затрат вложено больше. Или подходит ко мне женщина и требует, чтобы я продала ей шаль за 450 рублей. Я ей объясняю: если 100 грамм ниток стоит 150 рублей, а на шаль их ушло полкило, вы посчитайте, сколько стоят только нитки. А я же еще работала. Бесполезно, люди не понимают. Все потому, что рядом с мастерами стоят перекупщики, которые покупают свой товар за три копейки на китайском рынке и здесь перепродают. Еще год назад их на порог «Города мастеров» не пускали!
— Наверное, художников в этот раз приехало мало, вот и разрешили встать за свободные прилавки?
— Этого нельзя делать ни в коем случае. Кто тогда будет уважать работу мастера? Здесь должны быть только те, кто сам делает что-то свое.
Елена Геннадиевна достает из сумки войлочную шляпу из лоскутков разных оттенков красного.
— Вот, взгляните. Эту шляпу к моему пальто мне подобрала одна женщина из Петербурга, прежде я видела ее работы во многих модных журналах. Уникальная авторская технология ручного валяния. Войлок пятислойный, в середине дагестанская шерсть, она цепляет на себя все волокна – шляпа не мнется, войлок сам держит форму. Цены у этой мастерицы – от трех с половиной тысяч рублей. Но оно того стоит, ни у кого в России таких работ нет. На фестивале нужно ценить и поддерживать уникальность, а не массовость. Я не одобряю глобализацию в искусстве, этнос должен оставаться этносом, развивать свои национальные ремесла.
Город мастеров
А есть ли сегодня вообще понятие этноса, насколько уместно о нем говорить?
— Есть, — уверенно отвечает Николай Макаров, заведующий отделом археологии и этнографии Красноярского краеведческого музея. – Если дословно перевести с греческого, этнос – это народ. В Европе культуры мононациональные – французы, немцы и т. д. Наша страна полиэтничная. Поэтому здесь этносы определяются единством проживания территории, языком, верованиями, культурой, способами хозяйствования. А главное – осознанием того, что они стали тем или иным народом, выраженным через само название, этноним. Например, якуты именуют себя саха, они это слово даже вынесли в название своей республики, потому что для них оно важно. Любой этнос проходит некоторые стадии, чтобы осознать себя народом.
— Какие?
— Скажем, в Киевской Руси не было ни русских, ни украинцев. Были племена, которые называли себя поляне, древляне, вятичи, кривичи. Как этнос они еще в то время не сложились. Русский народ как этнос сформировался лет 500 назад, украинский – 300-400 назад, белорусский из некогда общего корня – лет 200-300 назад. Все происходит последовательно – сначала родовые группы, потом племена, объединения племенные и лишь из них начинает складываться этнос. Следующий этап, высший уровень развития, как считается – нация. Что можно видеть на примере США – не важно, белый ты или черный, каждый там ощущает себя американцем, гражданином Америки. Ну или почти каждый. Думаю, даже в развитых странах этот процесс еще долго не завершится.
— Наверное, пока нет такой нации – россияне?
— Нет. Во времена Брежнева прозвучало, что есть единая нация – советский народ. Но вы знаете, какие конфликты были на этой почве в постсоветском пространстве. Потому что это было политическое заявление, ничем не подкрепленное в действительности.
Художники свое отношение к этнической самобытности высказывают по-разному. Кто-то, как Елена Вопилова, утверждает ценность традиций и воплощает их в своих изделиях. Кто-то, как красноярский художник Василий Слонов, над традициями и национальными артефактами иронизирует. По-доброму, приближая их тем самым к народу.
— В прошлом году Вася на фестивале произвел фурор «Русским психоделическим садом», — рассказывает Анастасия Березинская, заведующая образовательным центром Красноярского музейного центра. – Так он назвал свой проект, в котором целую рощицу деревьев обул в лапти. Идея – забота о деревьях, о природе. От желающих сфотографироваться отбоя не было, люди на этих лаптях и сидели, и даже спали.
В этом году художник продолжил тему и привез на «МИР Сибири» лаптемобиль – маленький автомобильчик в форме русского национального предмета обуви, на трех колесах. Не декоративный – на чудо-лапте художник катал всех желающих. В духе знаменитого шушенского ссыльного отвергая любые предложения об оплате – искусство должно быть бесплатным. Сам Василий, к слову, тоже родом из этих мест.
Лаптемобиль Василия Слонова
На интерактивной выставке «С миру по нитке», которую красноярские музейщики подготовили специально к фестивалю, у Слонова было еще несколько примечательных работ. Не меньшим вниманием, чем лаптемобиль, пользовались «Священные коровы фестиваля» — две фанерных коровы в натуральную величину, чей внешний облик был воспроизведен с помощью строительной пены. К их вымени были привязаны валдайские колокольчики. Подразумевалось, что коровы дают не молоко, а чистый звук. «Подоить» коров выстраивались в очередь. К сожалению, не обошлось без вандализма – к концу третьего дня кто-то «удоил» колокольчики с концами.
Откроем миру Сибирь
Следующий «МИР Сибири» должен состояться через год. Вопрос о его дальнейшем формате пока остается открытым. На сибирской территории фестиваль благополучно утвердился, статус международного ему придают музыканты-гости. Но в конкурсной программе наблюдается стагнация – некоторые имена повторяются из года в год. И в привлечении туристов, как считает Андрей Катаев, вернувшийся на фестиваль в качестве его художественного руководителя, этот проект в его нынешнем виде свои возможности исчерпал – в Шушенское приезжает одна и та же, преимущественно сибирская публика. Что развитию туристической отрасли на этой территории способствует незначительно. Почти за десять лет существования фестиваля в Шушенском гостиничный сервис здесь не улучшился. Старые фанерные домики на двух местных турбазах, в которых ночью холодно даже летом, общий душ, где горячая вода бывает лишь по несколько часов в сутки. Плюс допотопные деревянные сортиры с надписями «М» и «Ж». Собственникам турбаз вкладываться в их переустройство невыгодно, основной приток туристов сюда бывает лишь летом. В самом поселке есть одна гостиница, также давно нуждающаяся в ремонте. Плюс небольшая новая этногостиница при музее – 6 домиков, в которых можно пожить в деревенских условиях, но с современными бытовыми удобствами и даже наличием wi-fi.
«МИР Сибири»
На остальной фестивальной территории свободного доступа к интернету нет, на следующий год организаторы обещают такую возможность предоставить. Но, по мнению Андрея Катаева, для серьезного развития самого «МИРа Сибири» и всего региона нужен мощный качественный рывок. Таким рывком может стать приглашение в Сибирь WOMAD ( «World of music, art & dance» — «Мир музыки, искусства и танца») – самого известного на планете фестиваля этнической музыки, который патронирует известный британский музыкант Питер Гэбриэл. Осенью Катаев познакомился в Перми с директором WOMAD Крисом Смитом и заинтересовался его желанием привезти этот проект в Россию (первый WOMAD прошел 30 лет назад в Англии, сейчас его фестивали проходят по всему миру).
— Я считаю, что первый российский WOMAD должен был состояться в Шушенском. Пермяки готовы хоть сейчас принять его у себя. Чем мы хуже? Наоборот, сибирский этнофестиваль давно окреп, пришло время выходить на международный уровень. Да, гостиницы здесь несовершенны. Но у нас замкнутый круг: они не развиваются, потому что мало туристов. Туристы не едут, потому что не представляют, насколько в Сибири интересно! Даже в европейской части России многие до сих пор убеждены, что у нас здесь вечный холод, мрак и медведи по улицам ходят. Что уж говорить об иностранцах, Сибирь для них заповедная зона.
Его точку зрения поддерживает частый гость шушенского фестиваля Бен Мендельсон, основатель WOMEX ( «World Music Expo» — международная выставка в сфере поддержки и развития мировой музыки). По словам Мендельсона, если фестиваль будет называться WOMAD-Сибирь, это поможет очистить в глазах иностранцев само слово Сибирь от негативной исторической нагрузки ее гулаговского прошлого. Потому что у WOMAD во всем мире положительный, ничем не запятнанный имидж. Многие энтузиасты ездят за этим фестивалем повсюду, где он проходит.
Члены жюри «МИРа Сибири» и его эксперты к этой идее благосклонны. Особенно музыканты – все качественные преимущества WOMAD (высочайшего уровня звук и большие возможности продвижения) они знают не понаслышке. В краевом минкульте пока сомневаются – с приходом мирового бренда расходы на проект увеличатся в два, а то и в четыре раза. Да и самого понимания, зачем региону нужен такой фестиваль, у осторожных чиновников нет. Но чтобы это понять, необходимо хоть раз попробовать. Окончательное решение в администрации Красноярского края должны были принять этой осенью. Но так и не рискнули. Первый WOMAD, увы, пройдет не в Сибири, а на Кавказе. Но нашему фестивалю тоже придется всерьез задуматься, как ему дальше развиваться.
Альбина Дегтярева
Уже сейчас очевидно одно. Благодаря этнофестивалю в Шушенском сами сибиряки с приятным удивлением открыли для себя, что на их земле народная музыка жива по сей день – и она удивительно многообразна. Тувинское, алтайское и якутское горловое пение, русские песни из забытых богом деревень, часть которых уже исчезла с лица земли, казачьи и староверческие напевы, шаманские заклинания народов Сибири и славянские языческие обряды… Этот мир притягателен. Но в то же время он до сих пор замкнут на себе, не открыт для широкого мира. Лучше всего на этот счет высказалась член жюри «МИРа Сибири» Альбина Дегтярева, художественный руководитель якутского ансамбля «Айархаан»:
— Мир должен узнать об уникальной культуре, которая сохранилась в глубинке нашей страны. Наша земля богата не только природными недрами, но и талантами. Пора, наконец, открыть миру Сибирь.
Мнение эксперта
Александр Чепарухин, глава продюсерской компании «Green Wave», полномочный представитель фестиваля WOMAD в России
— Я считаю, что у WOMAD в Шушенском есть все перспективы, не вижу ни одного серьезного аргумента против идеи его проведения. Самое главное, что здесь есть местный энтузиаст Андрей Катаев, который на деле доказал, что умеет организовать масштабные проекты. Гостиницы? В часе езды от поселка есть очень приличные отели, кого-то из гостей в первый год можно размещать там, для международного фестиваля такого уровня это нормальная практика. В дальнейшем, когда поток туристов в эти края благодаря WOMAD возрастет, нормальный сервис появится и в самом Шушенском, потому что в этом будет практическая необходимость.
Местный фестиваль с точки зрения звука и организации заметно прогрессирует. Но, на мой взгляд, ему необходимо вливание свежих сил. Повышение международного статуса поможет ему во всех смыслах. Во-первых, больше возможностей привозить сюда высочайшего уровня артистов. Не три-четыре состава в год, а 10-15. Во-вторых, для сибирских музыкантов будет установлена еще более высокая планка. Лучшие из них получат шанс выступить на фестивалях WOMAD по всему миру.
Александр Чепарухин
В-третьих, WOMAD обеспечит этой территории широкий приток иностранных и российских туристов. Я согласен с Беном Мендельсоном: у Сибири за границей имидж до сих пор негативный. Как бы мы ни обижались, но это объяснимо – столько людей здесь было загублено в лагерях… Позволю себе провести деликатную параллель: Германия, страна величайшей культуры и науки, по сей день изживает негативные ассоциации, связанные с нацизмом. Это очень непростой процесс, и нужны сознательные и большие усилия, чтобы изменить представления общества. Сибири в этом может помочь WOMAD, фестиваль, с которым у людей повсеместно ассоциируется только хорошее. Допускаю, что каким-то нашим ультра-патриотам такая идея может не понравиться – мол, мы и без вас тут Сибирь поднимем. Но я считаю, что подлинный патриотизм предусматривает, чтобы к тебе в мире относились с уважением.
Обсуждение