Суровые сибирские кинопоказы: «Это современный кинематограф»

Уже скоро год как в Красноярском музейном комплексе (он же КИЦ) действует проект под интригующим названием «Суровые сибирские показы». В кино-лекционном зале собираются люди и смотрят разное кино – непонятное, экспериментальное, странное, безумное.

За время работы «ССК» взрывали мозг своим неподготовленным зрителям творчеством Киры Муратовой и Евгения Юфита, Сергея Лобана и Светланы Басковой.

С декабря кинопоказы стали функционировать в еженедельном режиме. Пополам с работами отечественных авангардистов и ниспровергателей устоев стали показывать короткометражные экспериментальные работы из обширного архива международного Канского видеофестиваля.

Каждый показ сопровождается бурным обсуждением увиденного, причем не только со зрителями – обязательной частью сурового сибирского киноритуала стал звонок кому-нибудь из деятелей искусств, будь то режиссер только что просмотренного фильма, художник, входивший в число членов жюри Канского фестиваля, или просто человек, способный рассказать что-то интересное о том, что показывается.

Надежда Котова и Эльвира Кабышева

Надежда Котова и Эльвира Кабышева

Этот скромный просветительский проект, при посильной помощи старших товарищей из разных профильных организаций, функционирует коллективными стараниями двух хрупких девушек – Надежды Котовой и Эльвиры Кабышевой, красноярских студенток, которым в один прекрасный момент стало недостаточно просто ходить и смотреть по сторонам.

Накануне первой годовщины кинопоказов интернет-журнал «Красноярск Дейли» задал девушкам несколько животрепещущих вопросов, пытаясь понять, что же такое «Суровые сибирские кинопоказы» и с чем их едят.


— Для начала, наверное – пара слов о себе; кто вы, чем занимаетесь?

Надежда: Мы – Эля и Надя, студенты-культурологи, которые, так внезапно сложились звезды, стали интересоваться кино. Сначала на уровне теории, а потом…

Эльвира: Потом на третьем, кажется, курсе, мы решили, что надо организовывать и свои показы.

— А что подтолкнуло к этой идее?

Эльвира: Ну, мы же в городе живём! Ходили по кинотеатрам, смотрели, и того, что мы видели, нам немного не хватало. Смотришь вроде – ну да, арт-хаус, но как-то рассчитываешь на большее… Мы знали, что много другого кино существует, снимается – и нам захотелось им поделиться.

Надежда: Очень хотелось выйти из квартирного формата. Все же так делают – друзьями собираешься, смотришь то, что вам интересно, потом обсуждаешь это в маленькой компании на пять человек. Но нам хотелось увидеть незнакомых людей, которым интересно то же, что интересно и нам, создать такую своеобразную площадку, на которой мы все могли бы встретиться, и нам было бы комфортно.

— И из этого желания показать то, чего не показывают в других местах и поделиться этим с другими людьми, родились «Суровые сибирские кинопоказы»?

Эльвира: Да. Мы предполагали в теории, что должны быть люди со схожими интересами, с которыми можно поговорить о том, что мы видим. Выяснилось, что они и правда есть!

— Когда всё началось?

Эльвира: В феврале прошлого года.

Надежда: Да, в феврале. Мы тогда, так же, как сейчас, сдали сессию, сели и решили, что надо смотреть кино всем вместе. Сочинили какую-то мини-концепцию, пришли в КИЦ, ну, и всё – нас поддержали.

Это я Хельмут - Кадр из фильма из программы призеров Канского видеофестиваля

Это я Хельмут — Кадр из фильма из программы призеров Канского видеофестиваля

— Почему ваши кинопоказы — сибирские, в принципе, понятно. А почему суровые-то?

Надежда: Ну как же – мы когда встречались и обсуждали всё это, на улице как раз было минус тридцать пять. Мы еле добежали до кафе, сидели там и думали: «Господи, зачем мы вообще собираемся в такую погоду? Дома сидеть надо!» Но настроение всё равно было рабочее, боевое – и первая характеристика, которая подобралась ко всему происходящему, была именно «суровое».

Эльвира: Да, и программа изначальная у нас подобралась довольно суровая.

— А что в неё входило?

Эльвира: Например, в прошлом году мы показывали фильмы Юфита – куда уж суровее…

— А в этом, скажем так, сезоне «Суровых сибирских кинопоказов» что демонстрируется?

Эльвира: У нас чередуются подборки экспериментального короткометражного кино из конкурса Канского видеофестиваля с полнометражными картинами российских режиссеров.

Надежда: Да, сейчас мы, можно сказать, выросли, стали активнее сотрудничать с Канским видеофестивалем, который предоставляет нам свои фильмы для показов. Ну, и у нас есть собственный список фильмов, которыми хочется поделиться или посмотреть самим – он может меняться, кто-то что-то может в него добавить, посоветовать нам; мы в этом плане достаточно гибкие.

Кадр из фильма Евгения Юфита

Кадр из фильма Евгения Юфита

— Как со зрительским откликом дела обстоят?

Надежда: По-разному очень. На том же Юфите, например, нас потом серьёзно совершенно спрашивали – что это вообще такое, зачем вы это показываете?! куда это мы пришли, о господи!

Эльвира: Часто очень помогает то, что мы стараемся после каждого показа созвониться с кем-нибудь, кто имеет отношение к фильму – с режиссером, например. Люди нам признавались – смотришь и думаешь «Ну что за фигня?», а потом послушаешь, что режиссер говорит, и начинаешь совсем другими глазами смотреть.

— А вы какие-то вводные слова, объяснения не пытались организовывать?

Надежда: По-разному пытались делать – мы и в костюмы наряжались тематические, относящиеся к содержанию фильма, и свободную импровизацию у нас перед показом танцевали, это когда мы «Пыль» Лобана показывали…

Эльвира: … и доклады о творчестве мы делали перед фильмами.

Надежда: Просто ситуации всегда разные. Вот у нас в ближайшую пятницу, 18 января, будет «За Маркса…» Светланы Басковой – да, её знают, но на неё все придут, как на автора скандального «Зелёного слоника». Тут, с одной стороны, ничего говорить не надо будет, но всё равно придётся упомянуть, что этот фильм занимает особое место в творчестве Светланы, и потом уже его обсудить. А было как-то – мы на показе короткометражек из Канска созванивались с художником, который был на фестивале в жюри, и вот сидит человек, у которого тридцатилетний творческий опыт, а его никто не знает.

Эльвира: И ему вопрос задают – «А что такое современное искусство?»

— Как, кстати, гости ваши реагируют на такое?

Эльвира: Мы волнуемся страшно всегда перед очередным созвоном – вдруг что не так, вдруг спросят что-то не то. Но проходит всегда очень хорошо – люди проникаются, всё рассказывают, стараются на все вопросы отвечать обстоятельно. Даже на самые неожиданные.

Надежда: Ведь чего только не спрашивают – «А что снимать?», «А куда нести?», «Мы живём в Сибири и тоже хотим снимать – что же нам делать?»

(заразительно смеются)

Эльвира: По фильмам тоже вопросы бывают – «А это зачем?», «А почему так?»

Надежда: У нас есть один любимый кинозритель, он спрашивал: «А почему у вас в этом кадре три яйца, а не два?» Вот приходилось Светлане Басковой объяснять, что там у неё с яйцами.

Эльвира: Это жутко интересно, на самом деле – не всегда так получается, но бывает, что дебаты после фильмов разгораются довольно нешуточные. После «Пыли» Лобана так было, после Басковой тоже – мы «Голову>» её показывали. Но мы с самого начала хотели, чтобы у нас была очень разная аудитория – не только эстеты с задранным носом или ценители высокого искусства, мы звали всех подряд, чтобы на выходе получился такой салат, чтобы звучали самые разные мнения, чтобы люди с самыми разными интересами открыто делились своими впечатлениями об увиденном. Собственно, так у нас и бывает – кто-то говорит «Да чё это, блин, ваще за фигня?», а ему в ответ – «Нет, вы что, тут же метафора, и там метафора…»
Надежда: «Вы ничего не понимаете – это современный кинематограф…»
(смеются. Сарказм?)))

Нерутина - Кадр из фильма из программы призеров Канского видеофестиваля

Нерутина — Кадр из фильма из программы призеров Канского видеофестиваля

— Какие перспективы развития «Суровых сибирских кинопоказов» вам видятся?

Надежда: Хотелось бы осваивать новые площадки…

Эльвира: … и специально привозить гостей на наши показы – режиссеров, актёров, разных хороших людей. Да или просто, чтобы они к нам периодически заходили, даже если мимо едут просто.

Надежда: Нужно дополнительное финансирование, чтобы выйти на более высокий уровень, чем просто студенческий проект. Хотелось бы найти поддержку, чтобы не только показывать кино, но и проводить какие-то тематические мероприятия, расширять формат, проводить вечеринки – вот, кстати, 15 февраля мы будем праздновать год существования «Суровых сибирских кинопоказов», даже без поддержки что-нибудь непременно устроим, так что приходите обязательно!


«Суровые сибирские кинопоказы» проходят в Красноярском музейном комплексе каждую неделю по пятницам c 19:30.

«За Маркса…»

В ближайшую пятницу, 18 января, в рамках «Суровых сибирских кинопоказов» в кинолекционном зале КИЦа состоится красноярская премьера нового фильма режиссера Светланы Басковой — «За Маркса…».

Как говорят организаторы «Суровых сибирских кинопоказов», «“За Маркса…” попробует повернуть дискурс относительно Басковой в совершенно другую сторону. Более того, мы услышим Светлану лично, по телефону, и каждый-каждый сможет задать ей вопрос различной, но приличной (!) направленности».

Кадр из фильма «За Маркса» Светланы Басковой

Кадр из фильма «За Маркса…» Светланы Басковой

«За Маркса» — новый фильм Светланы Басковой, автора знаменитого «Зеленого слоника». Тут те же Пахомов и Епифанцев, правда, встречаются они только в самом конце — ну, и история здесь совсем, совсем про другое. «За Маркса…» — это такая абсолютно честная (по крайней мере, в намерениях) попытка снять абсолютно честное кино про рабочий класс…
Прочитать рецензию Сергея Мезенова


Программа «Суровых сибирских кинопоказов» – 2013

18 января «За Маркса…», фильм Светланы Басковой (2012)
25 января What’s Up, Doc?
документальные фильмы из программы Канского видеофестиваля
1 февраля Раритеты:
Антология сибирско-уральского видео-арта из программы Канского видеофестиваля 2002 года
8 февраля Наши в городе:
Российские фильмы из программы Канского видеофестиваля
15 февраля Моя морковь:
Фильмы о любви из программы Канского видеофестиваля
22 февраля Я растопчу тебя!:
программа короткометражных фильмов студии «НОМ-фильм»
1 марта Метр с кепкой:
короткометражные художественные фильмы из программы Канского видеофестиваля
15 марта «Панцирь», фильм Игоря Алимпиева (1990)
22 марта Нарисуем, будем жить:
Анимационные фильмы из программы Канского видеофестиваля
29 марта «Мечта олигарха»,
фильм Олега Хайбулина (2011)
5 апреля Сам дурак:
Подборка комедийных фильмов из программы Канского видеофестиваля
12 апреля «Мамон-Лобан»,
документальный фильм Сергея Лобана о Петре Мамонове (2011). Интервью с режиссером
Смотреть на YouTube
19 апреля No comment:
Фильмы из программы Канского видеофестиваля, не требующие перевода
26 апреля «Два капитана — 2»,
музыкальная фантасмагория Сергея Дебижева (1992).
В ролях: Сергей Курехин и Борис Гребенщиков
Смотреть на Youtube
17 мая Власть народу:
Фильмы из зрительского конкурса Канского видеофестиваля
24 мая «Не трогай, пожалуйста, энцефалограф!»:
программа короткометражных фильмов студии «НОМ-Фильм»
31 мая Призеры разных лет — 2:
Фильмы из программы Канского видеофестиваля, занимавшие призовые места

«Суровые сибирские кинопоказы» организует арт-группа ССК при поддержке Международного Канского видеофестиваля, Красноярского музейного центра, учреждения кинопроката «Красноярский кинограф» и творческого объединения «Фургон».

Сергей Мезенов 17 января 2013 г.

Обсуждение

  1. Кино классное. Надеюсь скоро появится в продаже онлайн или на физическом носителе.)

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи