«Театральная весна-2013»
Сегодня в Красноярске открывается ежегодный краевой фестиваль «Театральная весна». Итоги его будут озвучены 27 марта, в Международный день театра. Но каков бы ни был список лауреатов, это мало что значит для самого форума, который давным-давно нуждается в серьезном обновлении. Периодически меняется его структура, название, сужается и расширяется география. Но организационные проблемы никуда не исчезают, а только множатся с каждым годом.
Экспертиза с душком
В этот раз учредители решили разделить функции экспертов и самого жюри – первые были призваны составить афишу «Весны» из лучших спектаклей, вторые – оценить и поощрить наиболее успешные работы. Идея сама по себе хорошая, ее используют крупнейшие российские фестивали, начиная с «Золотой маски». Но оправдала она себя только в части музыкальных театров. В экспертном совете работали красноярские музыковеды Людмила Гаврилова, Любовь Лаврушева, Анжелика Лисова и Светлана Войткевич. Гаврилова также вошла в жюри, в котором вместе с ней приглашенные столичные специалисты Алла Туева и Ольга Кораблина. В части драматических и кукольных театров все не так гладко. Нет, к жюри ни малейших вопросов – в его составе известные критики Владимир Спешков, Павел Руднев и Наталья Райтаровская. Но в экспертной группе доверие вызывает лишь тележурналист Оксана Батуева, лауреат многих краевых премий за достижения в культурной журналистике и автор программы «Культурное пространство», в которой значительное место занимает театральный блок. Присутствие остальных в этой команде, мягко говоря, нелегитимно. Не оцениваю сейчас их профессиональные качества, речь об этической стороне, которая, похоже, никого не волновала, когда утверждался этот сомнительный состав. Но как может выступать экспертом краевого театрального фестиваля Людмила Михненкова, которая сама является актрисой театра им. Пушкина, одного из конкурсантов? Или Лариса Лейченко, которая работает одновременно в двух театрах Красноярска – в драме и в ТЮЗе? Совсем уж вопиющий случай – Татьяна Попова, чиновница из краевого министерства культуры, куратор «Театральной весны», чья задача была – подобрать компетентных экспертов, но уж никак не позиционировать себя в этом статусе. Какое уважение будет к фестивалю, если его афишу формируют такие вот «эксперты»?
«Ревизор». Минусинский драмтеатр
Причудливая афиша
С афишей, впрочем, тоже все анекдотично. Если музыкальные эксперты добросовестно отсмотрели все премьеры, то драматические себя этим особо не утруждали. Задача у них, безусловно, была в разы труднее – театров не три, как у их коллег, а 11, включая кукольные. Но назвался грузчиком – полезай в кузов. На деле же – почти никаких поездок, основная масса работ некрасноярских театров была представлена на видео. Что, впрочем, больше для галочки – спектакли, которые они хотели бы видеть в фестивальной афише, театры заявили сами (Минусинский драмтеатр при этом умудрился продвинуть в нее старый спектакль, который жюри в прошлом году уже рассматривало). Исключение почему-то сделано только для Канского драмтеатра, где нужно было выбрать из двух спектаклей по современной драматургии – в постановке главного режиссера Андрея Луканина и молодого приглашенного режиссера Степана Пектеева. Да еще оценить, насколько совсем свежая премьера «Пеппи Длинныйчулок» лауреата «Золотой маски» Владимира Золотаря достойна краевого фестиваля. Золотарь не подкачал. Но, впрочем, место для его постановки в афише было зарезервировано задолго до поездки дам-оценщиц.
«Путешествие Алисы в Швейцарию», с которым Красноярский театр им. Пушкина вскоре отправится на «Золотую маску», у себя дома оказалось в невыигрышной ситуации — декорации уже отправили в Москву, и жюри будет рассматривать спектакль на видео. Но пикантность ситуации в том, что эксперт Людмила Михненкова сама играет в «Алисе»…
«Путешествие Алисы в Швейцарию». Красноярский театр им. Пушкина
В нынешней «Театральной весне» еще много разных несостыковок. В драме спектакли для детей почему-то позволили представить лишь двум театрам – уже упомянутому Канскому драмтеатру и Красноярскому ТЮЗу (со «Снежной королевой»). Можно, конечно, пенять на театры, которые не всё заявили на конкурс. Но если бы постановки для юных зрителей были выделены в отдельный блок (что давно пора сделать), и об этом было бы известно загодя, уверена – театрам нашлось бы что показать детям. Равно как непонятно, почему нет конкурсного разделения на спектакли малой и большой формы. Малые сцены давно работают в театре им. Пушкина и в ТЮЗе, пару лет назад она появилась у Норильского Заполярного театра драмы, да и другим давно пора оборудовать у себя камерные площадки. Что, как не фестиваль, может их к этому подтолкнуть? Пока же малую форму на «Весне» представляет «Алиса» театра им. Пушкина (заочно) да ТЮЗ со своим документальным проектом «Подросток с правого берега». Будь в конкурсе возможность показать работы обеих форм, в афишу мог попасть и «Заводной апельсин» в постановке Алексея Крикливого, по оценкам зрительского голосования уверенно лидирующий в репертуаре ТЮЗа. И уж работа актера Алексея Алексеева, который три с лишним часа держит на себе этот сложнейший спектакль, точно заслуживает того, чтобы ее увидело жюри местного фестиваля.
«Подросток с правого берега». Красноярский ТЮЗ
Программу малой формы могли бы пополнить спектакли муниципальных драматических театров, которые у себя дома показываются на небольших площадках. Но они на «Театральной весне» рассматриваются вообще отдельно, и эта сегрегация – еще одна, уже просто откровенно неприличная проблема краевого форума. Конечно, трудно сравнивать труппы столичных театров и маленьких районных. Но на всех уважающих себя фестивалях, даже на «Золотой маске», театры малых городов выставляются в одной программе со всеми, что дает им мощнейший толчок к развитию. И только в Красноярском крае по самовольному решению некоторых псевдо-экспертов эти театры оказываются за барьером. А судьи кто? Очень своеобразное жюри – помимо профессионального критика Павла Руднева в нем… все те же Лариса Лейченко и Татьяна Попова. Без комментариев.
Критерии «из-под полы»
Всех этих сомнительных странностей не возникало бы, если бы у «Театральной весны» были четкие критерии, рождающиеся каждый год не «из-под полы», а обозначенные открыто, чтобы ни у кого не возникало сомнений в их адекватности. Бардак с подготовкой «Театральной весны» продолжается много лет. Некогда в Красноярском крае существовало два общекраевых театральных фестиваля. Первый из них, итоговый для всего творческого сезона, проводило краевое отделение Союза театральных деятелей (СТД РФ) – жюри само выезжало в театры, отсматривало премьеры и 27 марта в красноярском Доме актера объявляли имена лауреатов. Номинаций было множество – старались учесть все хорошее по максимуму, включая удачные дебюты, эпизоды и даже вводы. На «Театральную весну», которая проходила уже в апреле, театры края сами привозили в Красноярск свои лучшие спектакли. Где их смотрело уже другое жюри и вручало свои награды по меньшему списку номинаций.
«Simейные истории». Новосибирский молодежный театр «Глобус»
Потом фестивали объединились в один, «Театральная весна» на какое-то время стала пафосной «Театральной столицей», вскоре «столиц» стало две – форум параллельно проходил в Красноярске и в одном из малых городов края. Со сменой руководства в краевом культурном ведомстве прежнее название вернулось, но беспорядочная чехарда в организации фестиваля не кончается. И будет продолжаться до тех пор, пока у «Весны» не появится своя команда – независимая исполнительная дирекция во главе с художественным руководителем не из чиновных структур. Такая, какая была у «Саянского кольца» и «МиРа Сибири» в бытность Андрея Катаева. Тогда у краевого театрального фестиваля будет свое лицо – свой сайт, солидные выставки, регулярные семинары, которые могли бы работать не раз в году, а на протяжении всего сезона. И гостей начнут приглашать последовательно и загодя, а не в последний момент, как это стало с новосибирским «Глобусом», который удалось заполучить просто чудом. Но будет ли это когда-нибудь?..
Полная афиша «Театральной весны-2013».
Обсуждение