Где, как и почему раки зимуют

На Западе есть модный конкурс «Станцуй свою диссертацию». К видео постановкам мы пока не готовы, а вот попробовать передать содержание диссертации в сжатом виде можно попытаться.


Среди самых многочисленных организмов на нашей планете особое место занимают представители планктона. Планктон — это всё, что плавает в воде. В первую очередь, одноклеточные водоросли и поедающие их мелкие рачки. Если зачерпнуть ведро воды в центре любого озера, то в нем мы обнаружим десятки тысяч клеток разных видов одноклеточных водорослей и десятки, а то и сотни рачков множества видов. Для экологии, как науки, такое разнообразие видов в, казалось бы, однородной среде всегда было загадкой. Почему? Точно так же как законы Ньютона лежат в основе современной физики, в основе экологии лежит закон (или принцип) Гаузе.

Почти 100 лет назад советский микробиолог Георгий Гаузе сформулировал свой знаменитый принцип: «два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если численность обоих лимитирована одним жизненно важным ресурсом». Другими словами, два вида не смогут долго жить вместе в одной банке, если они едят один корм. Рано или поздно более приспособленный вид вытеснит менее приспособленный.

Кому-то это утверждение может показаться тривиальным. Тем не менее, это настоящий закон природы, влияние которого на современную экологию трудно переоценить. Теперь становится понятно, почему для ученых является загадкой обитание сотен разных видов планктона в озерах или океанах. Все эти виды, казалось бы, едят одно и то же и живут «в одной банке», но, тем не менее, проходят миллионы лет, а более приспособленный вид не вытесняет всех остальных.

Классические эксперименты Гаузе выглядят вот так. Когда два вида выращивают в банках по отдельности они замечательно размножаются (рисунок А), как только их садят в одну банку один из видов вытесняет другой (Рисунок Б). Изображение с darwinevol.ru

Весь предыдущий абзац это необходимая присказка, а сейчас начинается сказка, а точнее содержание одной конкретной диссертации – первой работы защищенной на днях под моим руководством. В тексте речь пойдет о хоббитах рачках.

Нужен секс или не нужен секс?

Озерные рачки обладают одним чудеснейшим свойством – они могут размножаться двумя способами. Когда в озере все хорошо, самки клонируют сами себя (размножаются бесполо). Каждые несколько суток самка рождает несколько своих точных копий – самочек. Те в свою очередь быстро становятся половозрелыми и занимаются тем же самым.

Такая идиллия длится недолго. Как только условия жизни ухудшаются, им вдруг приспичивает заняться сексом. Сначала одно поколение рожает для этого самцов (можно сказать мамочки рожают мужей для своих дочерей). А потом дочки благополучно спариваются с этими самцами и уже не занимаются живорождением. Вокруг оплодотворенных эмбрионов, еще в организме самки, образуется плотная оболочка – покоящееся яйцо. Такое яйцо можно высушить и заморозить, можно даже отправить в космос – оно сохранит эмбрион внутри себя. После всех перенесенных невзгод достаточно положить яйцо в воду и из него вылупится живая самка, которая даст начало новой популяции.

Вот так выглядят покоящиеся яйца рачков. Внутри видны два эмбриона. Такое яйцо можно хоть в космос запускать – оно выдержит. Изображение с sciencedirect.com

Итак, жизнь рачков в какой-нибудь луже выглядит так. Весной из огромного количества яиц на дне водоема вылупляются тысячи самок, которые начинают радостно размножаться. Для размножения и роста, как и всем живым существам, им нужна еда. Это одноклеточные водоросли, которых они отфильтровывают из воды. Когда жизнь в луже становится хуже (кончается корм, лужа начинает пересыхать, в луже появляются хищники), рачки образуют покоящиеся яйца. В конце концов, к зиме в луже/озере почти не остается живых рачков, зато на дне, в ожидании следующего сезона, лежит запас яиц.

Эксперименты

В диссертации, о которой я рассказываю, эксперименты проводили с двумя очень близкими видами рачков – моина макрокопа и моина брахиата. Далее будем их называть вид М и вид Б. Несмотря на близость, они живут в одних лужах (вспоминаем абзац-присказку и понимаем, что это нарушает «догму экологии»). Значит нужно попытаться понять, за счет чего они могут жить в одних лужах и не вытеснять друг друга (это и было целью диссертации). Для этого нужно в лаборатории сначала посадить самок этих двух видов в отдельные баночки и сравнить, как они растут при разных концентрациях водорослей в среде. После этого нужно посадить их в большую банку (и по отдельности, и вместе) и посмотреть что будет.

рис3

Самка (слева) и самец (справа) одного из видов, использованных в эксперименте. Самец отличается мелкостью и большими усами, которые ему нужны для того, чтобы удерживать самку во время спаривания. Изображение с irishfishkeepers.com

Цели и задачи работы я сформулировал. Теперь переходим к результатам. Когда самочек М и самочек Б садили в баночки с разным количеством корма и измеряли с какой скоростью они растут, сколько потомков рожают и когда испытывают непреодолимое желание заняться сексом, то выяснилась забавная штука.

Когда пищи в среде мало и самки М и самки Б растут медленнее, чем когда пищи много, и конечно же предпочитают размножаться половым способом. Чем больше пищи, тем быстрее они растут, и тем меньше самок решают, что секс это хорошо. Начиная с какого-то количества пищи в среде, их скорость роста больше не увеличивается, и все самки забывают о том, что детей нужно делать с участием папы – зачем, ведь можно заниматься клонированием. Забавная же штука в том, что для самок М это критическое количество пищи в несколько раз меньше, чем для самок Б. То есть при одном и том же количестве пищи самки Б начинают расти медленнее и переходят к половому размножению (то есть они считают, что уже все достаточно плохо и пора страховаться перед концом сезона – образовывать покоящиеся яйца), а самки М все еще занимаются клонированием и не переживают о скором печальном конце. Это первый вывод диссертации.

рис4

Замечательная фотография дафнии (рачка) и шариков-водорослей. На самом деле дафнии едят гораздо более мелкие водоросли — зеленая полоска на теле рачка это набитый одноклеточными водорослями пищевод. Изображение с neatorama.com

Дальше – больше. Покоящиеся яйца образуются не только, тогда когда пищи становится мало. Есть еще один замечательный стимул к их образованию. Продукты метаболизма или собственные выделения. Проверить их действие очень просто. Помещаем целую кучу животных в банку. Держим их там какое-то время, потом воду фильтруем, чтобы отделить и животных и крупный «мусор», воду разливаем по стаканчикам, добавляем корм и сажаем в стаканчики одиночных самок. Хоть в стаканчиках пищи достаточно и все остальные условия содержания в норме, самки начинают образовывать покоящиеся яйца. Более того, оказывается, что только вода, в которой сидели самки своего вида, заставляет их переходить к половому размножения. То есть вода в которой сидели самки Б, не влияет на самок М и наоборот. Это второй вывод диссертации.

рис5

Другой пример химических взаимодействий. Когда дафний сажают в воду, в которой раньше жили рыбы, то на теле рачков образуются выросты (образец слева), предположительно для того, чтобы рыбам было их труднее съесть. Изображение с z-letter.com

Любой мало-мальски любознательный читатель спросит – что же это за вещества такие, вы их определили? Это не единственный пример химических коммуникаций у обитателей водоемов. Но вот определить химические вещества, которые участвуют в таких коммуникациях, пока еще почти никому не удалось. Слишком маленькие концентрации действующих веществ.

Мы провели лишь несколько экспериментов в этом направлении. Для начала надо выяснить летучие или растворимые эти вещества. Метод проверки довольно простой. Берем воду, которая содержит гипотетические сигнальные вещества, и пропускаем через нее инертный газ аргон. Если вещества летучие, то через какое-то время вода потеряет свои свойства. Оказалось, что не теряет – значит это не летучие, а водорастворимые вещества.

Далее проверяем термическую стабильность веществ. Параллельно с продувкой аргоном начинаем нагревать воду. Сначала до 80 градусов – ее действие сохраняется. Затем кипятим – она все еще активна. Значит, эти вещества, скорее всего, не сложные белки, у которых есть пространственная структура – как известно при нагревании сложные белки теряют свою форму. Это третий вывод диссертации и почти половина всей работы.

Sunny Side Up Egg Frying

Вот что происходит с белком после нагревания.

Теперь начинаем работать с популяциями. Сажаем несколько рачков в большую банку и наблюдаем за их ростом (наблюдаем: значит каждые три дня просчитываем и измеряем под микроскопом сначала десятки, потом сотни, а потом тысячи животных, и так много раз). Сначала численность животных растет, потом начинает резко падать. В банках, где сидят рачки М, численность растет быстрее, содержание корма уменьшается быстрее, а первые самочки, которые начали заниматься сексом, появляются раньше, чем в банках с рачками Б. Но это когда они сидят по отдельности. Как только мы садим рачков М и рачков Б в одну банку, то проявляется замечательное свойство рачков Б вытекающее из первого вывода – они начинают заниматься сексом раньше, чем когда сидят по отдельности. Есть одно важное «но». Рачки Б раньше сбрасывают покоящиеся яйца, но растут намного медленнее и очень скоро исчезают из банки, в ней остаются только рачки М (и конечно же запас покоящихся яиц рачков Б на дне) (четвертый вывод).

А теперь кульминация работы. Начинаем выращивать рачков М и рачков Б в одной банке, но садим их не в чистую воду, а в воду, в которой до этого жили либо те, либо другие рачки. Кто начинает первым сбрасывать покоящиеся яйца? Правильно, тот вид, самки которого росли в воде, которую мы используем для эксперимента (пятый вывод).

Самое главное! Ни один из видов в течение эксперимента, в отличие от эксперимента с чистой водой, не исчезает из банки. Последний, шестой вывод звучит примерно так: если два вида рачков начинают делать покоящиеся яйца при разных количествах пищи, а их собственные химические выделения заставляют их образовывать эти яйца еще раньше, то они оба образуют достаточное количество покоящихся яиц, чтобы восстановить свою численность в начале следующего сезона и делать так каждый год…


Примерно так выглядит одна конкретная, не липовая диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Делалась она несколько лет. Чтобы ее сделать, нужно было вырастить, пересадить пипеткой из одной банки в другую и обратно, посмотреть под микроскопом, и, в конце концов, вылить в канализацию тысячи рачков. Принесет ли эта работа практическую пользу российскому народному хозяйству? Вряд ли. Нужна ли она науке? Безусловно!

Мы все еще очень плохо понимаем, как устроена биосфера и как тысячи живущих в ней видов умудряются уживаться друг с другом. У нас уживаться ни с другими видами, ни с самими собой пока не получается. Если не поймем, как уживаются другие, то, скорее всего, рано или поздно как цивилизация деградируем, а следующая попытка будет только у наших потомков.

Swissrus seminar 1 (1)

На этой фотографии, сделанной в Швейцарии 2.5 года назад, собран мировой цвет (не весь, но многочисленный) рачковой науки, и в первом ряду почти в центре можно видеть и автора диссертации, новоявленного кандидата наук Татьяну Лопатину (в белом) и ее руководителя

Егор Задереев 22 мая 2013 г.

Обсуждение

  1. Екатерина 22.05.2013 17:14

    Легко написано, интересно читать :)

    Ответить
  2. Образцово-показательный пост. Но не хватает ссылки: купить набор из 30 почти готовых к спариванию дафний можно на hometrainingtools.com всего за $8,95 :)

    Ответить
  3. А что дальше? Какой следующий вопрос вы себе задаете?

    Ответить
    • Егор Задереев 23.05.2013 13:16

      Дальше в этом направлении мы себе вопроса не задаем пока:). Есть конечно отдельная задача поиска химического вещества, которое заставляет их заниматься сексом. И есть задача поиска генов, которые вовлечены в этот процесс. Но это скорее не наши задачи. Из экологических задач конечно интересно переходить на природные объекты и смотреть, подтверждаются ли там подобные эффекты, но опять же работа в природе это свои сложности.

      Ответить
  4. Лаборант 23.05.2013 14:30

    Слово «клонирование» вместо термина «партеногенез» здесь для популяризации? Или в диссертации тоже используется?

    Ответить
    • Егор Задереев 23.05.2013 15:49

      ну конечно для популяризации, кто бы такие вольности в диссертации разрешил:)

      Ответить
  5. дина вэ 23.05.2013 16:12

    Круто! И работа итекст

    Ответить
  6. Александр aka Alien3 25.05.2013 20:18

    Столько ответов можно получить просто из соседней лужи. В сущности не важно где копать, главное глубоко, чтобы до самой сути.
    Статья очаровательна.
    Достойно, например, журнала «Химия и жизнь», да и в «Науку и жизнь» тоже.

    Не хватает крупной фотографии Татьяны Лопатиной — недоработка.

    И слово партеногенез после фильма «Новые амазонки» знают все. Разве не так? :-)

    Ответить
    • Егор Задереев 28.05.2013 09:05

      Спасибо! Осталось спросить редакторов упомянутых журналов:)

      Ответить
  7. Интеллектуальное осмысление законов и явлений, которое способен осуществить человек
    разумный, подчинено определенному порядку и является естественной частью его бытия.
    Результатом естественной деятельности развитого интеллекта является создание новых
    информационных связей между явлениями и синтез неизвестной ранее информации.
    Эта ранее неизвестная информация, новое знание в культуре общества может производиться
    двумя способами:
     доказательный, в основе которого лежит соответствующая информационная база, полученная
    в результате наблюдений или экспериментов. А далее следует некая интеллектуально-рассудочная
    деятельность, результатом которой являются определенные мнения о тех или иных явлениях в жизни
    природы и общества, выраженные теми или иными языками (лексическими, иносказательно-символическими, образными и т. п.), которые поддерживает культура общества;
     описательный, в основе которого лежит восприятие личностью объективной информации,
    преломляющейся в «призме» субъективизма личности. За этим, как и в первом случае, следует
    выражение этой объективной информации, преломившейся в призме личностного субъективизма, с
    помощью языковых средств, которые поддерживает культура общества.
    Первый способ более распространен в естествознании и инженерном деле, а второй более
    распространен в сфере гуманитарных дисциплин. Отказывать любому из них в состоятельности —
    значит плодить ошибки в познавательной практике и творчестве, поскольку в основе эффективного
    творчества лежит эффективное познание объективно реализуемых возможностей создать что-либо.
    Познание и очищение культуры от накопившихся заблуждений требует сочетания обоих способов.
    Эти способы имеют принципиальное отличие. Если информационная база или природные и
    социальные явления, лежащие в ее основе, общедоступны, то алгоритм доказательного способа,
    посредством которого то или иное знание было впервые получено, может быть повторен другими с
    теми же результатами. Если же информация, которая легла в основу некоего знания, получена
    описательным способом, то во многих случаях она может быть недоступна другим людям.
    Вследствие этого процесс, в котором некое знание было впервые получено, не может быть
    воспроизведен другими.
    Исторически сложившаяся господствующая в научных кругах культура осмысления жизни
    такова, что требование воспроизводимости процесса, которым некое знание было впервые получено,
    подменило собой принцип «практика — критерий истины». Вследствие этого то, что воспроизводимо
    «независимыми исследователями» почитается истинным, а тому, что невоспроизводимо
    «независимыми исследователями», в научной состоятельности и истинности отказывается.
    В действительности требование воспроизводимости не является критерием истинности
    результатов, поскольку объективно независимыми исследователями воспроизводимы и неадекватные
    жизни определенные результаты. Наряду с этим в жизни существуют ситуации, когда один и тот же
    результат может достигаться на основе подчас различной информации разными способами, каждый
    из которых вовсе не обязательно может быть воспроизведен не только другими исследователями, но
    одним и тем же.
    В отличие от требования воспроизводимости результатов, принцип «практика — критерий
    истины» предполагает подтверждение или опровержение мнений, составляющих результат познания
    в практической деятельности на основе этих результатов. Именно вследствие фактической подмены
    принципа «практика — критерий истины» требованием воспроизводимости результатов произошел
    разрыв науки и религии.
    В основе этого разрыва лежит то обстоятельство, что многие предметные области исследований,
    в которых результаты невоспроизводимы в силу уникальности объективных явлений либо в силу
    неповторимости пути личностного развития тех, кто впервые их получил, выпали из сферы интересов
    науки. Для науки такие знания как бы не существуют, представляясь предметом вымыслов, а не
    неотъемлемой частью познаваемой объективной реальности. Так, в прошлом академия наук Франции
    почитала вымыслами свидетельства о падениях метеоритов, по мнению кабинетных ученых, камни в
    принципе не могли падать из чистого неба. К числу исключенных по неверию из поля зрения науки
    предметных областей также принадлежит и весь религиозный опыт человечества.

    Ответить
  8. Здраствуйте, не могли бы вы помочь нам с одной проблемкой: есть маленький клещик, мы думаем, что это орибатида (мы, мягко говоря, не спецы по беспам, но судя по фоткам в википедии — это зверь похож на них) и хотим понять его правильное таксономическое название (до любого уровня — вид, род, семейство — хоть что-нибудь). Может быть вы сможете помочь или сможете посоветовать кто может? Есть фотография, могу прислать по почте. спасибо,

    Ответить
    • Егор Задереев 01.10.2013 15:49

      я конечно совсем не спец по клещам, но вот по клопам одного специалиста хорошо знаю, а он может и на клещей выведет, присылайте короче

      Ответить
  9. Старый юннат 12.10.2013 18:03

    Спасибо, интересно и доходчиво

    Ответить
×

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи