В третий день притомленные шушенским солнцем и разнузданной мультикультурой журналисты постарались в лаунж-режиме заглянуть в те углы, до которых ранее не дошли или дошли невдумчиво. А также вместе с«МИРом Сибири» дошли до финала.
Этнотехнопарк
Площадка«Этнотехнопарк» в прошлом году называлась Малой сценой. Тогда же тут раскатывал лаптемобиль художника Василия Слонова — в 2013 году Слонов пригнал его снова, а еще представил«Велогрибы» — металлоконструкционные самокаты — и другие арт-работы, свои и своих коллег: «Перекати-поле»(на которое можно было повязать ленточку по старой русской традиции),«Светояблоки», ростовые«Великие шахматы».
Город мастеров
В«Город мастеров» что на«Саянском кольце», что на«МИРе Сибири» традиционно стоит основательно наведываться, пожалуй, только в последний день его работы, не боясь, что все самое вкусное разлетится по чужим сумкам без вас(хотя и этого нельзя исключать).
В последний день тут распродажи, но уже не так ажиотажно, а среди традиционного ассортимента этнолавок можно рассматривать редкости и красоты: клинок с рукояткой из настоящей кости, кувшин в виде лупоглазого барана, плетеные пояса а-ля Румыния, трогательные детские крестильные рубашонки, ароматные экотовары.
«Анапская» набережная
Неочевидным открытием стало, что питаться на«МИРе Сибири» лучше не в поселке, а именно на шашлычной улице, расположившейся под боком у фестивальных площадок. Мясо от кофейни«Садко» в центре города, хоть и куртуазно подано, но«маловато будет» и не сравнится с хищническим пиром, который можно устроить себе на шашлыке и плове рядом с фестивалем.
Интересно, что в самый первый день у гуру мангала можно приобрести шашлык и за сто рублей, правда, он и похудее будет. Во второй и третий день фестиваля цена за шашлык варьировалась от 150 до 250 рублей в зависимости от того, хотите вы дуэтом съесть заодно и вкусного салата или нет.
Колёсная лира
До прошлого года я не видела и не слышала колёсной лиры; теперь искренне считаю, что это один из самых прекрасных инструментов в мире, орган на коленке, выдающий исконный русский пугающий даркфолк. Вот кусочек выступления на третьем дне конкурсной программы Натальи Сербиной, смотрите:
Победители
Один из самых приятных моментов награждения был вот этот: победителями в номинации«Вокалист»(детская категория) стали Софья Михайлова и Саша Пономарёв – по-честному лучшие дети в этой программе, о Саше мы писали в отчете второго дня.
Интересно, что, например, в номинации«Хореографический ансамбль» победу одержали не обезоруживающие индусы, а ансамбль азербайджанского танца«Одлар Юрду», разгуливавшие в футболках одной из активных партий РФ. Впрочем, один из индусов, Равиндар Сингх, все же получил приз«Симпатия».
А«Лада МИРА», гран-при фестиваля, ушла Егору Стрельникову(я сразу признаюсь: на его выступление не попала, а жаль). Из тех, кого смогла расслышать хорошо – вот, например,«Угулза», взявшая лучшее ВИА, женский ансамбль из Кызыла: очень нежное тувинское пение, легкое и прекрасное. Лучшим инструментальным ансамблем стала бородинская«Красна Русь» с уже любимым нами Иваном Петелиным.
И всё, что потом
Хэдлайнерскую программу последнего дня открывал Мерген Тельденов, в 2008 увезший с«Саянского кольца»«Золотую Ирию» как лучший солист. Закатное солнце, алтайские горловые переливы – Тельденов не был заявлен в основной программе, но был точно одним из лучших в«гостевой» программе. Вообще,«горловиков», степных этносов, сделавших некогда лицо фестивалю, в этот раз в Шушенском было маловато, а жаль.
А вот закрывала третий день Нино Катамадзе, и выступление её оставило скорее чувство некоторой неловкости. Я её уже однажды видела – два или три года назад в БКЗ, и тогда меня поразило, что такой густой силы голос и сам по себе эмоциональный артист могут оставлять настолько равнодушными. Прямо хочется, чтобы она пела какой-нибудь злой густопсовый этнорок, ядрёный джаз. Вместо этого Катамадзе как будто все начинает, начинает и никак не может размотать медленную тягучую колыбельную.
Мы уходили с главной площадки фестиваля под негромкое пение яркой, хоть и немного неуместной грузинской женщины, звёздное небо над головой пламенело, а нравственный закон внутри спал. Приветливые копы спрашивали, всё ли в порядке, расслабившиеся местные жители предлагали коллегам интересные вещества, Шушь шелестела.
Надо будет вернуться.
Фотографии Юлии Кукарских; видео Кристиана Лисицы.
Обсуждение