Всего один сезон живет каждый из спектаклей Красноярской Академии музыки и театра. Вместе с тем, постановка готовится несколько месяцев, а к зрителями выходит полноценная картина. Нынешний репертуар Учебного театра — советская эпоха.

 Саня, Ваня с ними Римас. Фото Красноярской академии музыки и театра
В. Гуркин  «Саня, Ваня, с ними Римас»
Деревенская история в 2-х действиях.  
Режиссер-постановщик: В. А. Дьяконов, народный артист России. 
Владимир Гуркин – тот самый драматург, по сценарию которого режиссер Меньшов снял народную комедию  «Любовь и голуби». Собственно,  «Саня, Ваня, с ними Римас» — это сюжетная ретроспектива  «Любови»  (там дед Митя  (Ваня) и баба Шура  (Саня) – молодые) и биографическая история самого Гуркина. Итак, дед ушел на войну и не вернулся, бабка через 4 года после войны собралась замуж за литовского милиционера Римаса, который и рядом всегда был и в помощи не отказывал. А в день свадьбы – на тебе — дед и вернулся. Где пропадал? После войны прижился у какой-то бабы  (конечно, из жалости к нелегкой женской доле) и домой не пошел. А потом передумал и пришел.
Действие пьесы происходит в конце сороковых в далеком уральском селе. Несмотря на то, что здесь не стреляют немцы, каждый ощущает войну на собственной шкуре. Врагов хватает: голод, наговоры председателя, тоска по мужьям, которые не возвращаются с фронта. Занавес открывается, сценические декорации вторят воспоминаниям очевидцев страшного времени:  «Из деревень было выжато в военные годы всё до последней капли». Всё по минимуму. Вся роскошь сосредоточилась в самом человеке. Оставаться честным при любых обстоятельствах – вот что главное для героев.
В спектакле Дьяконова выделен гуркинский мотив  «блудного мужа». Женатый мужчина у Гуркина, как правило, не выдерживает испытание расстоянием и поддается женскому соблазну. Вспомните выстланное звездами  «Эх, Вася, Вася» в фильме  «Любовь и голуби». Причем к любовнице чувство почти жалостливое, а о жене муж на время забывает. Когда вспоминает – всегда возвращается. Жена — натура более сильная, прощает и принимает обратно в семью:  «А Иван плохой? Слышала, как досталось? И плен, и партизанил, и… по стране мотался. Белый весь. Доста-а-алось…». И дело тут не только в обыкновенной жалости. И в пьесе, и в спектакле семейные ценности – на первом месте. И они не ветшают даже под бременем измены.

 Провинциальные анекдоты. Фото Красноярской академии музыки и театра
А. Вампилов  «Провинциальные анекдоты»
Комедия в 2-х действиях Самостоятельная работа 4 курса.
Каждая из пьес, составляющих  «Провинциальные анекдоты», изначально была опубликована самостоятельно:  «Двадцать минут с ангелом» в 1970 году,  «История с метранпажем» на год позже. В 1975 году Александр Вампилов объединит две пьесы в одну.  «Провинциальные анекдоты» — это сатира, направленная, как и у Гоголя, на самих зрителей.
  «История с метранпажем» — 1 часть
А вы знаете: кто такой метранпаж? Вот администратор провинциальной гостиницы Калошин не знает, и подсказать ему некому. А началось все с того, что он выгнал из женского номера молодого человека Потапова. Тот слушал по радио футбольный матч, молодая хозяйка комнаты читала книгу, а Калошин в такие невинности не поверил. Возмущенный молодой человек погрозился тем, что работает в столичной газете. И тут Калошину стало страшно…
В спектакле рассматривают человеческую трусость под увеличительными стеклами разной силы. Комической игре зал аккомпанирует смехом. А потом тишина…Что-то грустное обронилось со сцены прямо внутрь зрителей. Ведь Вампилов это — не обнищавший юмор  «лишь бы поржать», это настоящая жизнь,  «трагикомическое представление». И молодые актеры одинаково хорошо справляются со всеми составляющими этого жанра – и рассмешат, и состояние  «ком к горлу подступил» сделают неизбежным.
  «Двадцать минут с ангелом» — 2 часть
Тот же отель. Двое собутыльников, проснувшись, не обнаруживают никакого денежного остатка в своих карманах. И в долг никто таким сомнительным персонажам давать не хочет. Свои разочарования в человеческой неотзывчивости один из них бурно изливает на балконе, крича о крупной сумме денег. Через несколько минут приходит незнакомец, вручая страдальцам столько, сколько просили. Однако в окончательно протрезвевших мужчинах такой поступок рождает только недоверие и возмущение. Зритель опять много смеется. А потом, при наведении увеличительного стекла на главное, с грустью прозревает:  «Ах, вот оно что!». Здесь шутка и есть вся правда о человеке.
Студенты академии исследовали  «привычку» Вампилова угадывать немое, видеть невидимое, улавливать пропущенное мимо. И это настоящий Вампилов, который подан зрителю под классическую музыку и безо всяких модерновых примесей. А ведь несколько десятилетий назад вампиловская драматургия в театрах  «не шла», ее не принимали. Но не зря народный артист Олег Ефремов назвал Александра Валентиновича  «завтрашним» драматургом. И кому-то повезло увидеть и сделать это  «завтра» в красноярском учебном театре.
Незамечательных людей не бывает, говорят нам участники постановок  «Саня, Ваня, с ними Римас» и  «Провинциальные анекдоты». И говорят так, что невозможно им не поверить.
                            
                        
                     
А посмотреть спектакли как можно?
Эти спектакли, скорее всего, уже никак. В этом году последний спектакль Учебного театра прошёл 10 мая. Но я убеждена, что в следующем учебном году будут интересные, живые постановки, достойные вашего внимания. Следите за репертуаром на сайте КГАМиТа.