Студенческие спектакли Красноярской академии музыки и театра

Всего один сезон живет каждый из спектаклей Красноярской Академии музыки и театра. Вместе с тем, постановка готовится несколько месяцев, а к зрителями выходит полноценная картина. Нынешний репертуар Учебного театра — советская эпоха.

Саня, Ваня с ними Римас

Саня, Ваня с ними Римас. Фото Красноярской академии музыки и театра

В. Гуркин «Саня, Ваня, с ними Римас»

Деревенская история в 2-х действиях.  

Режиссер-постановщик: В. А. Дьяконов, народный артист России.

Владимир Гуркин – тот самый драматург, по сценарию которого режиссер Меньшов снял народную комедию «Любовь и голуби». Собственно, «Саня, Ваня, с ними Римас» — это сюжетная ретроспектива «Любови» (там дед Митя (Ваня) и баба Шура (Саня) – молодые) и биографическая история самого Гуркина. Итак, дед ушел на войну и не вернулся, бабка через 4 года после войны собралась замуж за литовского милиционера Римаса, который и рядом всегда был и в помощи не отказывал. А в день свадьбы – на тебе — дед и вернулся. Где пропадал? После войны прижился у какой-то бабы (конечно, из жалости к нелегкой женской доле) и домой не пошел. А потом передумал и пришел.

Действие пьесы происходит в конце сороковых в далеком уральском селе. Несмотря на то, что здесь не стреляют немцы, каждый ощущает войну на собственной шкуре. Врагов хватает: голод, наговоры председателя, тоска по мужьям, которые не возвращаются с фронта. Занавес открывается, сценические декорации вторят воспоминаниям очевидцев страшного времени: «Из деревень было выжато в военные годы всё до последней капли». Всё по минимуму. Вся роскошь сосредоточилась в самом человеке. Оставаться честным при любых обстоятельствах – вот что главное для героев.

В спектакле Дьяконова выделен гуркинский мотив «блудного мужа». Женатый мужчина у Гуркина, как правило, не выдерживает испытание расстоянием и поддается женскому соблазну. Вспомните выстланное звездами «Эх, Вася, Вася» в фильме «Любовь и голуби». Причем к любовнице чувство почти жалостливое, а о жене муж на время забывает. Когда вспоминает – всегда возвращается. Жена — натура более сильная, прощает и принимает обратно в семью: «А Иван плохой? Слышала, как досталось? И плен, и партизанил, и… по стране мотался. Белый весь. Доста-а-алось…». И дело тут не только в обыкновенной жалости. И в пьесе, и в спектакле семейные ценности – на первом месте. И они не ветшают даже под бременем измены.

провинциальные анекдоты

Провинциальные анекдоты. Фото Красноярской академии музыки и театра

А. Вампилов «Провинциальные анекдоты»

Комедия в 2-х действиях Самостоятельная работа 4 курса.

Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», изначально была опубликована самостоятельно: «Двадцать минут с ангелом» в 1970 году, «История с метранпажем» на год позже. В 1975 году Александр Вампилов объединит две пьесы в одну. «Провинциальные анекдоты» — это сатира, направленная, как и у Гоголя, на самих зрителей.

«История с метранпажем» — 1 часть

А вы знаете: кто такой метранпаж? Вот администратор провинциальной гостиницы Калошин не знает, и подсказать ему некому. А началось все с того, что он выгнал из женского номера молодого человека Потапова. Тот слушал по радио футбольный матч, молодая хозяйка комнаты читала книгу, а Калошин в такие невинности не поверил. Возмущенный молодой человек погрозился тем, что работает в столичной газете. И тут Калошину стало страшно…

В спектакле рассматривают человеческую трусость под увеличительными стеклами разной силы. Комической игре зал аккомпанирует смехом. А потом тишина…Что-то грустное обронилось со сцены прямо внутрь зрителей. Ведь Вампилов это — не обнищавший юмор «лишь бы поржать», это настоящая жизнь, «трагикомическое представление». И молодые актеры одинаково хорошо справляются со всеми составляющими этого жанра – и рассмешат, и состояние «ком к горлу подступил» сделают неизбежным.

«Двадцать минут с ангелом» — 2 часть

Тот же отель. Двое собутыльников, проснувшись, не обнаруживают никакого денежного остатка в своих карманах. И в долг никто таким сомнительным персонажам давать не хочет. Свои разочарования в человеческой неотзывчивости один из них бурно изливает на балконе, крича о крупной сумме денег. Через несколько минут приходит незнакомец, вручая страдальцам столько, сколько просили. Однако в окончательно протрезвевших мужчинах такой поступок рождает только недоверие и возмущение. Зритель опять много смеется. А потом, при наведении увеличительного стекла на главное, с грустью прозревает: «Ах, вот оно что!». Здесь шутка и есть вся правда о человеке.

Студенты академии исследовали «привычку» Вампилова угадывать немое, видеть невидимое, улавливать пропущенное мимо. И это настоящий Вампилов, который подан зрителю под классическую музыку и безо всяких модерновых примесей. А ведь несколько десятилетий назад вампиловская драматургия в театрах «не шла», ее не принимали. Но не зря народный артист Олег Ефремов назвал Александра Валентиновича «завтрашним» драматургом. И кому-то повезло увидеть и сделать это «завтра» в красноярском учебном театре.

Незамечательных людей не бывает, говорят нам участники постановок «Саня, Ваня, с ними Римас» и «Провинциальные анекдоты». И говорят так, что невозможно им не поверить.


Написала

Маргарита Гончаренко Маргарита Гончаренко


27 июня 2014 г.

Рубрики

Обсуждение

  1. А посмотреть спектакли как можно?

    Ответить
  2. Маргарита 01.07.2014 22:11

    Эти спектакли, скорее всего, уже никак. В этом году последний спектакль Учебного театра прошёл 10 мая. Но я убеждена, что в следующем учебном году будут интересные, живые постановки, достойные вашего внимания. Следите за репертуаром на сайте КГАМиТа.

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи