В этом творческом сезоне Красноярский театр кукол вернул в репертуар
– Сергей, вам не скучно возвращаться к своим давним спектаклям? Разве для вас это не пройденный этап?
– С Пушкиным скучать точно не приходится.
Наконец, обращение к Пушкину всегда захватывающе. Он в хорошем смысле мистик и фантазер, наше чудо, наша классика – и самое восхитительное, что его произведения современны и актуальны, во все времена. От этого автора я готов вытерпеть все.
– Как вы воспринимаете то, что произошло с Германном? Что это – воля судьбы, затмение рассудка? Что он за человек?
– Я убежден, что нельзя идти по трупам, строить свое благополучие на чужом несчастье. Поэтому считаю, что Германн наказан справедливо. Причем Пушкин не дает никакую оценку этому событию – он дает право каждому из нас подумать над случившимся. И самим решить, как бы мы поступили в подобной ситуации. Гениальное произведение – как выстрел: все сжато, лаконично и содержательно, дает толчок к размышлению, к оценке события.
Я и на сцене старался передать эту лаконичную содержательность. Поэтому у меня спектакль все же для подготовленного зрителя – от подростков старшего школьного возраста, которые читали это произведение, до взрослых. Если человек не читал
– К сожалению, сейчас молодежь читает мало…
– Да, увы. О чем говорить, если ко мне на интервью
– Куклы у вас здесь как символ, как метафора, нет активного кукловождения. Почему вы решили пойти именно по этому пути?
– Наверное, потому что в Красноярске такого спектакля еще не было. В Абакане, где я прежде работал, публика была приучена к взрослым кукольным спектаклям и ходила на них с большим интересом – по вечерам у нас залы были заполнены не меньше, чем на детских сказках. А здесь театр лишь начал воспитывать в зрителях понимание, что театр кукол – не только для малышей, в нем все гораздо серьезнее. И мне тоже было интересно поработать в этом направлении.
А что касается формы – она может быть какой угодно. Можно было все решить через кукол, поискать для них интересные пути. Но мне в этот раз захотелось вывести актеров на сцену, я по максимуму отталкивался от их возможностей – для всех нас это был полезный опыт.
– Как вы считаете, какое место в репертуаре театра кукол должны занимать спектакли для взрослых?
– О процентном соотношении судить не берусь – думаю, каждый театр это определяет для себя самостоятельно. Но то, что такие спектакли в репертуаре необходимы, не сомневаюсь. Потому что театр кукол безграничен, ни у какого другого театра нет таких возможностей. Куклы действительно могут все – хоть Шекспира играть, хоть Гоголя. В Красноярске Руслан Кудашов поставил отличный, на мой взгляд, спектакль по произведениям Хармса. Главное – найти идею и воплотить ее со вкусом, чтобы и зрители восприняли. Впрочем, это относится к любым спектаклям.
– Вы не только режиссер, но и художник своих постановок. Что для вас было особенно важно передать в оформлении
– Мне очень важно передать дух эпохи, всегда. Я трепетно отношусь к любому автору. Наверное, некий театр эксперимента может с легкостью переворачивать все с ног на голову, искать в этом
– Насколько вас привлекает использование современных визуальных средств – инсталляции, видеопроекции?
– Наверное, в этом есть свои достоинства. Но современная техника так мощно развивается и прогрессирует, что, наверное, я за ней просто не поспеваю.
– А как художник Сергей Иванников стал режиссером?
– По образованию я вообще архитектор.
– Помните первую самостоятельную постановку?
– В
А по приглашению я поставил свой первый спектакль в Красноярске –
– Есть
– Да любые – все зависит от материала и идеи его воплощения. Но, наверное, все же больше люблю планшеток и черный кабинет.
– А что вы в театре не любите?
– Когда некоторые зрители – в частности, журналисты – чрезмерно интересуются технологиями. Не люблю, когда рвутся за кулисы, пытают о тонкостях. Театр должен оставаться загадкой, волшебством! Мне особенно приятно слышать, когда зритель говорит:
– Для кого вам интереснее ставить – для взрослых или для детей?
– Знаете, мне очень не нравится распространенное представление, что сказки – это легко и просто. Ты еще попробуй придумать сказку так, чтобы дети не отвлекались! А сам я предпочитаю делать спектакли для семейного просмотра. Это очень важно: взрослые приводят детей в театр – и должны понимать, куда они их приводят. Хочется, чтобы и тем, и другим было что посмотреть и чему порадоваться. Такая задача, конечно, сложнее – но тем она для меня и увлекательнее.
Обсуждение