Оперный сезон в Красноярском театре оперы и балета открылся образовательным проектом для молодых вокалистов. Состоялся он при содействии Фонда Михаила Прохорова и личной поддержке вице-президента ВТБ Андрея Болотова. Инициатор этой затеи, художественный руководитель лаборатории Siberian Solo, худрук красноярской оперной труппы Ирина Долженко признается – поначалу непросто было представить, что же молодежи будет по-настоящему интересно и полезно. Но опыт оказался настолько продуктивным и вдохновляющим, что лабораторное движение в театре непременно получит продолжение.
Ирина Долженко
– Какие самые большие проблемы выявились у молодых вокалистов?
– Технические. Это, на мой взгляд, прежде всего, вызвано системой их подготовки в учебных заведениях, где по программе певцу нужно выучить всего 4-5 произведений за полгода. Тут многое зависит от педагога – если он со студента мало требует, то и тот не слишком старается. Некоторые преподаватели вообще не рекомендуют дома петь, только под присмотром. У меня другой подход: в моем классе каждый студент должен еженедельно приносить и показывать готовое произведение, которое он выучил и сам интерпретировал. Я слушаю, корректирую. И к концу обучения у него уже огромный репертуар. Самостоятельную работу никто не отменял, она очень важна.
Среди участников лаборатории хочу отметить студенток Веры Павловны Барановой – они и технически подготовлены, и психологически, способны серьезно учиться. Такие певцы не будут сидеть и ждать, когда им скажут выучить какой-нибудь романс – сами придут и заявят, что хотят спеть.
– Ирина Игоревна, а какие лабораторные достижения вы могли бы отметить?
– Думаю, самое главное – молодые певцы увидели, что у них впереди масса перспектив, было бы желание работать и совершенствоваться. Люди раскрыли в себе новые возможности – певческие, актерские. Анатолий Гусев поправил им итальянский язык – особенно это было важно для тех, кто готовится на конкурсы. Юрий Михайлович Статник переключил басов на настоящее пение и правильное дыхание, он очень серьезный специалист в этой области. Программа вообще была крайне насыщенная – всю неделю занимались по 11 часов ежедневно.
Ценно и то, что студенты академии музыки и театра и колледжа искусств ходили на режиссерские занятия – уверена, что теперь они совершенно по-другому стали относиться к театру, понимать, что происходит на сцене. Очень важно, когда с молодыми людьми разговаривают на профессиональном языке, заставляют их думать. В этом смысле также весьма познавательным оказался интернет-мост по скайпу с известным оперным режиссером Георгием Павловичем Ансимовым, который рассказал много интересного о природе театра. Думали, минут сорок поговорим, а вопросов оказалось столько, что едва хватило двух часов. (Смеется.)
– Какие дальнейшие перспективы вам видятся у Siberian Solo?
– Думаю, это должен быть стабильный образовательный процесс, а не разовый проект. Необходимо каждые полгода в рамках лаборатории приглашать педагогов на мастер-классы, коучей – французского, немецкого языка. А в идеале – сделать языковые курсы, чтобы певцы научились элементарно читать. Они же сами не занимаются! Может, климат так влияет, но в Сибири все как-то спокойно и неспешно: у всех все хорошо, у многих семьи, дети, жизнь налажена. Но в театре спокойствие – конец развитию, артист должен постоянно к чему-то стремиться. Многое нужно делать быстрее, быстрее соображать, все время идти вперед, не успокаиваться.
Ирина Долженко
– Надеетесь переломить это настроение?
– Иначе нет смысла вообще за что-то браться. И подвижки, как показала лаборатория, уже есть – певцы как-то встрепенулись, оживились, поняли, что к ним есть интерес со стороны самого театра.
– Пополнение в труппе ожидается? Выявили новые таланты?
– Да, кого-то уже в ближайшее время хочу перевести в основной состав из стажерской группы – вероятно, сразу после аттестации артистов оперы. И среди студентов наметила несколько перспективных вокалистов. Со стажерским составом свои сложности, которые тоже предстоит решать. К сожалению, наши концертмейстеры пока не готовы по-настоящему работать с молодыми, обучать их – так, как, например, работают в Большом театре. Спасибо Герману Ефремову – он занимается со всеми, молодежь ему доверяет. Но нам необходимо еще несколько педагогов, которые работали бы со стажерами постоянно. Да и взрослым певцам такие занятия важны.
– А какова общая направленность нового оперного сезона в Красноярске?
– В целом, она тоже образовательная – все постановки молодежные: ставят начинающие режиссеры преимущественно на молодых артистов. Это попытка не только активнее ввести новое поколение певцов в репертуар, но и привлечь в театр юную публику – пусть приходят слушать своих ровесников. В ближайшее время у нас, наконец, появится рояль – сможем устраивать концертные вечера в фойе. На концерты люди идут охотнее. В планах – основательно обновить репертуар, чтобы раз в полтора-два месяца у нас выходили небольшие оперные постановки.
– Что будет со старым репертуаром?
– Что-то уйдет, что-то необходимо восстановить или поставить заново. Грех не иметь в афише «Травиату», когда в труппе есть такая певица как Вера Баранова. Но сам спектакль не выдерживает никакой критики. То же самое могу сказать о «Кармен» — эта опера в репертуаре необходима, но выпускать ее нужно заново.
Ближайшая оперная премьера – «Амадей» в редакции Евгения Колобова, дирижер Дмитрий Волосников и режиссер Надежда Столбова выпускают спектакль в ноябре. Во второй половине сезона – премьеры опер «Viva la mamma» Г. Доницетти, «Испанский час» М. Равеля и «Медея» Л. Керубини. Право на выпуск первой – приз режиссеру Алексею Франдетти, который он получил на прошлом конкурсе молодой режиссуры «НАНО-опера». Два других спектакля будут делать постановочные группы выпускников ГИТИСа и Школы-студии МХАТ, наш театр заключил договор с этими московскими вузами. Приедут полные команды молодых специалистов – режиссеры, сценографы художники по свету, по костюмам, по визуальным эффектам. Думаю, это будет интересный и очень перспективный опыт. В июне в планах выпуск «Реквиема» Дж. Верди – с инсталляциями, каким-то нестатичным режиссерским решением.
– В текущем сезоне заявлены также два больших фестиваля – традиционный «Парад звезд в оперном» и III Международный конкурс оперных певцов им. П. И. Словцова. Приоткройте завесу тайны – чем порадуете поклонников оперы?
– Шестой «Парад звезд» посвящен 90-летию выдающейся певицы Ирины Архиповой, и в программе будут спектакли, где сильные партии у меццо-сопрано. Это «Кармен», «Аида», «Царская невеста», «Пиковая дама», «Снегурочка» и др. Список участников еще уточняется, сербские певцы и дирижеры уже дали согласие. Я хочу пригласить солистов, которые были лауреатами фонда Ирины Константиновны еще при ее жизни. Надеюсь, Аскар Абдразаков споет у нас в «Аиде».
Конкурс им. Словцова пройдет с 5 по 11 мая, в нем смогут принять участие певцы до 35 лет. Жюри ожидается весьма представительное – уже то, что мировая оперная звезда меццо-сопрано Фьоренца Коссотто дала согласие быть председателем жюри, говорит само за себя. Приедет Петр Дворский, тенор с мировым именем. Будут солидные призы – от Фонда Ирины Архиповой, приз Козловского – для лучшего тенора, приз Словцова – за исполнение русского романса. Плюс большой приз от театра – постановка спектакля. Конкурс также вольется в очередную «НАНО-оперу». Всем финалистам, кто пожелает, будет предложено принять участие в режиссерских отрывках этого проекта.
Школа для вокалистов
Первая творческая лаборатория молодых вокалистов Siberian Solo прошла в Красноярском театре оперы и балета с 1 по 10 сентября. В лаборатории приняли участие победители российских и международных вокальных конкурсов: солисты театра и студенты старших курсов музыкальных вузов.
Школа для вокалистов
Молодые талантливые певцы получили возможность перенять творческий опыт выдающихся мастеров и педагогов оперной сцены России и Италии, усовершенствовать свой профессионализм в области вокального и актерского мастерства – как на общих мастер-классах, так и на индивидуальных занятиях. Основным материалом в работе лаборатории стала оперная музыка итальянских композиторов как родоначальников этого высокого искусства.
Команда педагогов на лаборатории подобралась поистине уникальная. Это ведущие солистки Большого театра – народная артистка СССР Маквала Касрашвили и народная артистка России Ирина Долженко, маэстро оперного пения Анатолий Гусев (Милан, Италия), консультант по вокалу и солист Большого театра народный артист России Юрий Статник, оперный режиссер, постановщик трюков в Большом театре, мастер боевых искусств, сценарист Олег Найденышев, режиссер Надежда Столбова, хормейстер Юлия Рогачева (Российская академия музыки им. Гнесиных), дирижер Александр Соловьев (Большой театр).
Творческим итогом Siberian Solo стал гала-концерт участников.
Обсуждение