«Третий звонок». Интервью с режиссером Романом Феодори

Подходит к концу первая половина творческого сезона, с начала которого питерский режиссер Роман Феодори возглавил Красноярский театр юного зрителя.

Роман Феодори, главный режиссер Красноярского ТЮЗа

Роман Феодори, главный режиссер Красноярского ТЮЗа

В интервью «Третьему звонку» он рассказал о новой репертуарной политике вверенного ему театра, а также о премьерах, которые ожидают зрителей ТЮЗа в 2012 году. Началась же наша беседа с наболевшего…

— Роман, вы успешный востребованный режиссер, у вас плотный график постановок, и не только в России. Что побудило вас согласиться стать главным режиссером театра, взять на себя такую ответственность?
— В какой-то момент пришло понимание, что постановки в чужих театрах – это как одноразовый шприц. Может быть, тебя и во второй раз туда пригласят или даже в третий. Но работая все время в разных театрах, невозможно собрать хорошую актерскую команду, группу единомышленников. А самые лучшие спектакли, которые я видел, рождались только в тех театрах, где все были в одной связке – режиссер, артисты, постановочная группа, цеха, директор. Это «Мастерская Петра Фоменко», МДТ под руководством Льва Додина, в былые годы – Театр на Таганке под руководством Любимова и т. п.

— Как, на ваш взгляд, обретается такое единомыслие?
— В том-то и прелесть, что везде по-своему. Кто-то, как уральский драматург и режиссер Николай Коляда, свой театр собирает по бриллиантику. Кто-то труппу взращивает, потом в нее вливаются те, кому она органична. А те, кто в нее не вписываются, органично уходят.

Роман Феодори

— Вам не кажется, что представления об «органичном уходе» несколько идеалистичны? Как показывает практика, в неорганичных соединениях без войн не обходится…
— Я не хотел бы забегать вперед в столь сложной теме. Тем более что сам еще должен определиться, останусь я здесь или нет. Но если останусь — свежие вливания в труппу, безусловно, будут, иначе развитие театра просто невозможно. Хотя бы потому, что у нас не хватает артистов некоторых возрастов. Но самое главное — хочется, чтобы люди, с которыми ты ставишь спектакли, стали твоими сотворцами, полноценными партнерами в работе, чтобы с ними можно было пойти на любой эксперимент. Это долгая и мучительная работа, на блюдечке такой театр никто не предложит.

— Сколько времени нужно, чтобы добиться зримого результата в этой работе?
— Не год и даже не два. Владимир Золотарь шесть лет работал с труппой Алтайской драмы, чтобы привести ее к «Золотой Маске». Шесть лет — постоянных пластических тренингов, речевых, актерских, создания спектаклей удачных или неудачных — до того, как он сделал «Войцека», который стал лауреатом «Маски». И здесь всем нам тоже предстоит много работать, на быстрый результат рассчитывать глупо.

— Чем вызваны ваши сомнения, останетесь ли вы работать в Красноярске?
— Это не сомнения, просто здравая оценка. Вдруг окажется, что я театру не подхожу? (Улыбается.) Но, так или иначе, все свои обязательства перед ним на ближайший год я выполню. Тем более что у нас много интересных планов, и очень хочется воплотить их в жизнь.

— Вот об этом, пожалуйста, поподробнее.
— После Нового года ТЮЗ запускает в работу сразу несколько спектаклей. «Фаренгейт-шоу» в постановке Тимура Насирова положил начало трилогии, которую мы назвали «Наглядная переделка человека». Премьера второй ее части, «Заводного апельсина» Э. Берджеса в постановке Алексея Крикливого намечена на 5­-6 апреля. Третью часть, завершающую, буду ставить я в 2013 году, пьесу для нее специально для Красноярского ТЮЗа собирается написать Ярослава Пулинович (премьера спектакля по ее пьесе «Наташина мечта» вышла в театре в октябре — Е.К.).

В январе Владимир Ветрогонов приступит к репетициям спектакля с рабочим названием «Бесы» по Достоевскому. Но не по одноименному роману писателя, а по двум его рассказам — «Горячее сердце» и «Крокодил». Премьера намечена на закрытие сезона в начале июля.

Сам я весной приступлю к работе над спектаклем «Подросток с правого берега» в технике вербатим, его премьера состоится в следующем сезоне. Помимо драматургов мы хотим привезти в рамках этого проекта кинорежиссера Марину Разбежкину с документальными фильмами.

Сказку о мертвой царевне  и семи богатырях

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

— Для взрослой публики и юношества планы действительно привлекательные, а что предложите детям?
— 20 декабря я выпускаю на большой сцене «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. На малой сцене Артем Терехин в конце зимы — начале весны выпустит для детей от 5 до 10 лет спектакль «Как включали ночь» по рассказу Рэя Брэдбери. История о том, как ребенок боялся спать, потому что ему гасили свет на ночь. К нему пришла девочка-мгла, которая объяснила, что это не свет выключают, а ночь включают — звезды, луну. Мне кажется, из этого рассказа может получиться очень симпатичный камерный спектакль. Но по-настоящему грандиозные планы обновления детского репертуара у нас намечены на осень.

— Завесу тайны уже можете приоткрыть?
— Никаких тайн, следующий сезон в Красноярском ТЮЗе будет посвящен детской драматургии. Начнется он 16 сентября лабораторией «Школа детской драматургии» под руководством Олега Семеновича Лоевского, который нынешней осенью провел у нас первую драматургическую лабораторию, и весьма успешно. Приедут пять режиссеров. Один возьмет неадаптированную детскую сказку, другой — неадаптированную детскую прозу, третий — детскую пьесу, четвертый — музыкальный спектакль, пятый — пластический, без единого слова, это будет театр хореографа и художника. И задача на перспективу — чтобы все пять эскизов органично вошли в репертуар. Поэтому режиссеров будет приглашать очень тщательно, именно тех, кто любит и умеет ставить для детей.

— Не каждый режиссер способен поставить сказку?
— Мне кажется, это отдельная профессия и внутренняя потребность — разговаривать с детьми. Можно вспомнить Наталью Сац и Ролана Быкова, среди нынешних режиссеров — это Полина Стружкова, Кирилл Вытоптов, Юрий Алесин, Александр Хухлин. В Питере есть ребята, которые из здания, где когда-то был общественный туалет, сделали театр для детей «Karlsson Haus» — это что-то волшебное. Конечно, есть и такие режиссеры, как Данил Безносов, которые интересно делают и взрослые, и детские спектакли. Так что нам есть из кого выбирать.

После лабораторного показа пяти эскизов пройдет трехдневный фестиваль, на который мы привезем детские спектакли, рожденные в других городах из таких же лабораторий — посмотрим, как эта форма удалась нашим коллегам. Все плавно перетекает в открытие сезона, где ТЮЗ покажет премьеру «Тим Талер, или Проданный смех» в постановке Полины Стружковой. А потом пять режиссеров весь октябрь дорабатывают свои спектакли, и в конце месяца мы надеемся увидеть по итогам их работы пять премьер. В спектаклях будет занята вся труппа, они будут идти на пяти разных площадках. Не исключено, что что-то будет играться в непривычных условиях — в буфете или в фойе, в цехах. А самое главное, что эти спектакли должны охватывать разные детские возраста — от ноля до 15-16 лет.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

— Что такое спектакли для детей от ноля?
— Форма интерактивного общения актеров с самыми маленькими зрителями, где дети вовлекаются в игру. Минут на 20, не больше. У малышей не держится внимание, долго смотреть на что-то со стороны им очень сложно. Значит, нужно их вовлечь в творческий процесс. Это очень сложно, мало кто умеет это делать, в основном такие формы практикуются за границей.

— В чем, по вашему мнению, принципиальная разница между детскими возрастами?
— Мне кажется, в театральном языке, в способе общения. Темы, о которых говорит театр, не меняются – любовь, предательство, одиночество и т. д. Как бы банально не звучало, театр всегда будет говорить о человеке, о его душе – это и есть психологический театр.

— То есть, можно взять, например, «Чипполино» и поставить по-разному на разные возрасты?
— Абсолютно верно! Согласитесь, что в пять лет нам мама рассказывает эту сказку на одном языке, а в 10 лет мы ее уже воспринимаем совсем по-другому. По «Чипполино» можно и для взрослых спектакль поставить, это отличный политический триллер.

— Роман, а правда, что режиссеры ставят те сказки, которые любили в детстве?
— Возможно, но о себе я такого пока сказать не могу. У Пушкина я больше любил «Сказку о царе Салтане». А еще мне очень нравились «Карлсон» Линдгрен и «Девочка со спичками» Андерсена. Может быть, когда-нибудь их и поставлю. Не скажу, что я серьезно владею умением ставить сказки. Но мне это очень нравится. В следующем декабре хочу поставить для детей большой зрелищный спектакль «Снежная королева».

Фото из архивов ТЮЗа

Елена Коновалова 19 декабря 2011 г.

Обсуждение

  1. Мысли Романа определенно хороши!!! Успехов!

    Ответить
  2. Юлия Мартынова 22.06.2012 17:31

    Рома,рада за тебя)))удачи

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи