«ДНК-4», продолжение дня третьего. Не самое удачное

И вновь первая половина дня на четвертом красноярском фестивале современной драматургии «ДНК» оказалась сильнее и убедительнее, чем вторая. В завершение третьего дня публике были представлены пьесы «Полетное» М. Угарова (в постановке автора), «Бог щекотки» Н. Рудковского (режиссер Семен Александровский) и «Безрукий из Спокана» М. МакДонаха (режиссер Егор Чернышов).

«Безрукий из Спокана» М. МакДонаха (режиссер Егор Чернышов)

«Безрукий из Спокана» М. МакДонаха (режиссер Егор Чернышов)

«Полетное», строго говоря, не пьеса, а киносценарий. Если коротко – история о молодом советском парне Викторе, скромном, добропорядочном и наивном (до неправдоподобия наивном), который в 1964 году отправляется в отпуск на юг. Семья осталась дома, а в санатории он встречает «нехорошую» девушку Лику. Она открывает ему глаза на прелести сексуальной свободы (и не только сексуальной, но и вообще поведенческой). В Советском Союзе, как известно, не существовало ни того, ни другого. Заканчивается все неприятно, но не трагически.

«Полетное» М. Угарова (в постановке автора)

«Полетное» М. Угарова (в постановке автора)

Первый раз я услышала читку «Полетного» на режиссерской лаборатории в Канске (в постановке Егора Чернышова под названием «Море. Сосны»). На «ДНК» она прошла ровнее, без надрыва (в чем заслуга артистов Марии Алексеевой и Дмитрия Боркова, озвучивших Лику и Виктора). И это плюс. Минус – и в том, и в другом случае чересчур многословно.

И еще одно парадоксальное наблюдение. Казалось бы, на «ДНК» каких только откровений уже не было – все табу нарушены, запретные плоды надкушены, пороги пройдены, публика закалена. Закалена настолько, что с трудом представляется, чем еще можно её удивить. Но вот ведь странная штука: когда герои повести на пляже раздеваются догола, и в сознании целомудренного Виктора небольшой размер полового органа одного из сотоварищей ассоциируется, хм, с замерзшим мышонком, ощущение неловкости от этого сильнее, чем от самой грубой ругани. Словно нечаянно подслушал подростковые эротические откровения и фантазии. Но, возможно, такое ощущение возникает лишь тогда, когда при тебе эти откровения произносят вслух. Прочтите сами, возможно, реакция будет иная.

О «Боге щекотки» говорить не хочу, поскольку появление этой пьесы на «ДНК-4», как мне видится, можно объяснить лишь одним: её название перекликается с названием фестивальной премьеры «Бог резни» Я. Реза. И в этом, вероятно, есть своя фишка. А еще одна причина (более существенная) – как считает художественный руководитель «ДНК» Олег Рыбкин, на фестивале должна быть одна провальная пьеса. Что ж, «Бог щекотки» на эту роль подходит больше других.

Хотя и пьеса МакДонаха «Безрукий из Спокана», вопреки ожиданиям публики, не произвела сильного впечатления. На обсуждении невольно возник вопрос, почему ирландец МакДонах так популярен в Сибири. Да, популярен. Вероятно, потому, что ирландец. Точно так же, как популярны в Сибири ирландский фолк, ирландские пабы, а День Святого Патрика здесь популярен уже почти так же, как День Святого Валентина. Появление МакДонаха в репертуаре театра – гарантированный способ привлечь «продвинутую» молодежь. Но, разумеется, дело не только в национальной принадлежности автора. МакДонах подкупает своим юмором, мастерски закрученной интригой и языком.

«Безрукий из Спокана». Владимир Скробан в роли Мервина

«Безрукий из Спокана». Владимир Скробан в роли Мервина

И все-таки, как показал тот же «ДНК», пьесы у него не равноценные. «Безрукий из Спокана» — явно не из числа больших удач автора. Пьеса эта не из ирландского цикла, а из американского, действие происходит в американской глубинке. Кровавый сюжет перекликается с тарантиновскими боевиками. Главный герой пьесы Кармайкл 27 лет ищет свою кисть, которой его в юности лишили не в добрый час встретившиеся на его пути отморозки. Колесит по всей Америке, собирает и возит с собой отрезанные кисти, среди которых встречаются даже детские ладошки… Зачем? Вопрос без ответа.

И вроде скетчи прописаны по-макдонаховски остроумно, а не цепляет. Есть в этой истории какая-то чрезмерная надуманность. В прочтении было две актерских удачи – Артем Рудой в роли Кармайкла и Владимир Скробан (портье Мервин). И одна неудача – Людмила Михненкова, читающая ремарки. Актриса слишком уж откровенно задавала тон каждой сцены, разрушая всю последующую интригу.
Фрагмент пьесы «Безрукий из Спокана» можно найти по ссылке.

Фото из архива театра им. Пушкина


Обсуждение

  1. Где наши комментарии?

    Ответить
  2. Натали 03.06.2011 12:00

    На мой взгляд, роль провальной пьесы на ДНК-4 сыграла «Приключения Юли и Наташи». а «Бог щекотки» просто очень неудачный показ был: когда я сама читала эту пьесу, мне она показалась интереснее. и так было не с одной пьесой на этом днк. у Егора Чернышова, в частности, все показы, на мой взгляд, были неудачные и не покидало ощущение: а пьеса-то интереснее, чем то, как вы ее сделали )))

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи