И вновь, в пятую годовщину «ДНК», обращаемся к истории одного из самых популярных красноярских театральных фестивалей. Вы помните, как все это было?
«ДНК — Третий сеZон»
Одно из самых приятных впечатлений фестиваля современной драматургии «ДНК — Третий сеZон» — он отчетливо продемонстрировал: в Красноярске у новой драмы за два года образовалась своя аудитория, способная не только воспринимать этот пласт драматургии, но и активно дискутировать о нем.
Вроде бы само собой разумеется, что театр (и особенно драматический) не может развиваться без современной драматургии. Тем не менее, пару лет назад для Красноярского театра им. Пушкина фестиваль «ДНК» ( «Драма. Новый код») стал во многом проектом экспериментальным. И даже идущим вразрез с его собственной репертуарной политикой. Пристанищем новой драматургии и вообще серьезных постановок, ориентированных на думающего зрителя, в краевой драме остается малая сцена. А основной аудиторией старейшего в крае театра, к сожалению, по-прежнему остаются люди, для которых театральное искусство — не более чем развлечение…
Зрители ДНК
И все же капля камень точит. И само существование «ДНК», и появление в краевом центре такого театра-студии, как «Наводнение», — все это последовательно воспитывает в городе новую театральную аудиторию, среди которой много молодежи. На всех фестивальных показах не было свободных мест, да и обсуждение пьес современных авторов проходило весьма эмоционально. Что в очередной раз наглядно подтвердило — в Красноярске есть публика, которой по-настоящему близки и интересны новые коды драматургии.
К «ДНК — Третьему сеZону», который прошел в сентябре 2010 г. при поддержке Фонда Михаила Прохорова, в театральной жизни Красноярска отчасти обновился не только круг зрителей, но и вообще появилось немало всего нового. Прежде всего — собственная сцена «ДНК» на пр. Мира, 49 (увы, ныне утраченная из-за пожара).
«Места и воспоминания»
В лучших традициях «ДНК» фестиваль открылся последней премьерой краевой драмы по современной драматургии. На этот раз японской — спектаклем главного режиссера театра Олега Рыбкина по пьесе Минору Бэцуяку «Места и воспоминания» (кстати, первая постановка этой пьесы в России). У себя на родине автор давно признан классиком абсурда, его даже называют японским Беккетом.
А какие темы волнуют современных отечественных драматургов? Во время обсуждений гости фестиваля — известные московские критики Кристина Матвиенко, Павел Руднев и Александр Вислов — не раз подчеркивали социальность новой драмы, ее обостренное внимание к проблемам, которыми больно наше общество. Но в то же время в России не хватает пьес на темы современных войн и их последствий, о межрелигиозных и межнациональных взаимоотношениях, об отношениях человека и религии. Неслучайно «Запретный плод» — наиболее радикальная часть «ДНК» — на третьем фестивале выглядел весьма скромно. Все старые табу были предельно обнажены в предыдущих программах «ДНК». До новых, по-настоящему актуальных запретов в жизни страны драматурги еще не добрались.
«HUNGARICUM»
Как в шутку заметил актер театра им. Пушкина Владимир Скробан, настроение «Третьего сеZона» «ДНК» оказалось каким-то похоронным. Эксперты дружно похоронили абсурд в чистом его преломлении ( «Места и воспоминания»), постмодернизм ( «HUNGARICUM» братьев Пресняковых), язык ( «Моя Москва» В. Печейкина)… Но за всеми этими «похоронами» сквозила некоторая растерянность — а куда идти дальше?
Впрочем, перспективы у современной драматургии скорее радужные — к сближению с широким кругом зрителей. Как заметил Павел Руднев, период революции в новой драме, полного отрицания ее авторами прежнего театра закончился, на дворе эпоха эволюции: «Драматурги все чаще начинают ориентировать свою мысль на возможности театра. Многие известные режиссеры — такие как Алексей Могучий или Валерий Фокин — идут на диалог с драматургами. А молодые режиссеры вообще приходят в театр рука об руку с современной драматургией — и это правильно. Театры, не впускающие на свой порог новую драму, как правило, закрыты и для молодой режиссуры. Но, думаю, таких театров вскоре будет все меньше и меньше».
«Самый легкий способ бросить курить»
Кстати, это изначальная установка «ДНК» — представлять публике молодых режиссеров. Благодаря фестивалю многие зрители открыли для себя такие имена, как Никита Рак и Юрий Муравицкий, Роман Ильин и Герман Греков. На «Третьем сеZоне» — питерцев Семена Александровского и Егора Чернышова (ныне — главный режиссер Норильского Заполярного театра драмы им. Маяковского). Прочтение пьесы «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова в постановке Чернышова вообще признано лучшим на фестивале.
«Фантазии Лизы»
Остается добавить, что критики развеяли на этом фестивале одно застарелое зрительское заблуждение: мат – вовсе не обязательная составляющая новой драмы, вопрос уместности его использования – исключительно на совести драматурга. Сейчас все чаще появляются пьесы, авторы которых прекрасно обходятся без ненормативных выражений. Например, пьеса ученицы Николая Коляды Анны Батуриной «Фронтовичка». Или «Фантазии Лизы» красноярского драматурга Людмилы Духаниной — пьеса, которую высоко оценил известный британский драматург Том Стоппард. Выбор есть. А самое главное — увеличивается и спрос.
(Текст был опубликован в газете «Вечерний Красноярск»)
Обсуждение