С 28 октября по 1 ноября в Красноярске пройдет IX Красноярская ярмарка книжной культуры. Основная тема КрЯКК-2015 –«Карта Родины: художественное освоение пространства».
Организатор ярмарки Фонд Михаила Прохорова ставит перед собой задачу показать разные способы исследования собственной страны и продемонстрировать, что формирование коллективной и индивидуальной идентичности происходит в процессе интерактивного создания локальных культурных мифологий, которые в совокупности и рождают образ родины.
КРЯКК-2015
Три главных способа«освоения пространства» в программе КРЯКК:
– Интеллектуальная рефлексия об образе страны;
–«Изобретение традиции» посредством глубинного осмысления мифологий и традиций края;
– Художественное путешествие(трэвелог) как способ познания и самопознания.
На традиционной базовой площадке ярмарки, МВДЦ«Сибирь», состоится более 20 круглых столов и дискуссий, на которых издатели, писатели, поэты, путешественники и исследователи обсудят, какое место занимают различные территории(особенно Сибирь) на культурной карте России, как путешествие взаимодействует с литературой, куда движутся цивилизации и зачем поэты выходят в городское пространство.
В программе ярмарки – ежегодные презентации книжных новинок от ведущих авторов и издательств. В этом году среди гостей КрЯКК – Владимир Шаров, Павел Лобков, Андрей Бильжо, Кирилл Кобрин, Андрей Левкин, Михаил Визель, Леонид Юзефович, Кристофер Меррилл(США), Мейлис де Керангаль и Жан-ФилиппАрру-Виньо(Франция), Ник Филдинг(Великобритания), Ида Линде(Швеция), Карл Шлегель(Германия) и др.
Одним из центральных событий КРЯКК станут публичные дебаты, по итогам которых будет объявлен шорт-лист ежегодной литературной премии«НОС(Новая словесность)».
Также среди событий девятой ярмарки – выставочная программа«Вокруг места» в павильонах МВДЦ«Сибирь», профессиональная программа для библиотекарей, журналистов и краеведов, параллельный театрально-музыкальный блок с участием Российского национального оркестра и московского театра «Гоголь-центр», большая программа для детей и многое другое. Подробности – на сайте Фонда Михаила Прохорова.
Что стоит посмотреть и послушать на КРЯКК? Большой путеводитель от«Красноярск Дейли».
КРЯКК-ТЕАТР
«ШАГ 11+»
Новая драматургия для детей и подростков на немецком языке МВДЦ«Сибирь» 28 октября(Детская сцена) – 14.30-17.00 29 октября(Детская сцена) – 13.00-15.00 30 октября(Клуб КРЯКК) – 11.00-13.00
«ШАГ 11+»
Три дня подряд актеры Красноярского театра им. Пушкина под руководством режиссеров Олега Рыбкина, Андрюса Дарялы и Семена Александровского будут читать пьесы современных театральных авторов из Швейцарии, Австрии и Германии для детей и юношества, переведенные на русский язык. В пьесе Роберта Коаля«Чик. Гудбай, Берлин!» герои, 14-летний подросток и его друг, пролетарий из спального района, в один прекрасный летний день отправляются в никуда на поиски приключений. На следующий день будет представлена пьеса австрийского драматурга Хольгера Шобера«Черное молоко, или экскурсия в Освенцим», в которой семнадцатилетний Томас, побывав с классом на экскурсии в Освенциме, впервые осознает все ужасы Третьего рейха. В заключительный день программы можно будет услышать пьесу автора из Швейцарии Кристины Риндеркнехт«Ливия, 13», где три актрисы и один актер реконструируют историю взросления в переполненном цифровыми возможностями мире. Это пьеса о сексе, насилии, изоляции, дружбе и власти цифровых миров.
«Последний день Витуса Беринга»
Спектакль для одного актера 29 октября, 18.00, Красноярский музейный центр
Пьеса Грегерса Диркинк-Хольмфельда«Последний день Витуса Беринга» посвящена мореплавателю, капитан-командору В. Берингу(1681–1741) и представляет взгляд поэта на жизнь Беринга и исследовательские экспедиции его эпохи. Автор сценической композиции и исполнитель главной роли – режиссер и актер Сайер Андерсен. Музыку к спектаклю написал композитор и дирижер Бо Хольтен.
«Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя
«Гоголь-центр»(Москва) 30 октября, 19.30, Театр оперы и балета
Кирилл Серебренников, режиссер спектакля:«Эта история – проекция«Мертвых душ» на еще одно произведение Гоголя, на«Игроков». То есть ситуация, когда один шулер хочет всех обмануть, а в итоге получается, что другие шулера обманывают его самого. Этот спектакль уже сложился как партитура, композитор Александр Маноцков написал для него музыку, я сделал инсценировку – но в прошлом варианте текст Гоголя звучал на латышском языке, мне очень хочется, чтобы он зазвучал, наконец, и по-русски. Это такая литература, которую грех не поставить. Вообще книга Гоголя – это ключевой код русской жизни. Все персонажи и типы русских людей сформированы в чертах Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Манилова и прочих».
В фокусе спектакля –«Письмо 46-ти». В феврале 1968 года 46 сотрудников СО АН и преподавателей НГУ подписали письмо с протестом против нарушения гласности в ходе судебного процесса над четырьмя московскими«диссидентами»: Ю. Галансковым, А. Гинзбургом, А. Добровольским и В. Лашковой. Письмо было отправлено в Верховный суд РСФСР и Генеральному прокурору СССР. 23 марта содержание письма было изложено в американских газетах, 27 марта текст был передан радиостанцией«Голос Америки». После чего развернулась массированная политическая кампания: во всех учреждениях научного центра были проведены соответствующие мероприятия(партийные и общие собрания, заседания ученых советов), где«подписанты» подверглись осуждению. Их акцию Бюро Советского РК КПСС обозначило как«политически вредную, использованную враждебными нашей стране организациями для идеологической диверсии». Эти события стали поводом для негативного перелома в общественной жизни новосибирского Академгородка, привели к усилению консервативных и застойных тенденций.
Для режиссера Семена Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова этот исторический эпизод стал поводом для размышления о закономерностях, приводящих любую солнечную утопию к катастрофе. Специально для проекта Дурненков написал текст, основанный на архивных документах, книгах и интервью с известными жителями Академгородка.
Польский театр на КРЯКК
Специальная программа, посвященная 250-летию польского театра
30 октября, 16.00, камерная сцена драмтеатра им. А.С. Пушкина – премьера спектакля«Гардения» по пьесе Эльжбеты Хованец, режиссер Войцех Урбаньский(Польша). В ролях – Юлия Абакановская, Виктория Болотова, Екатерина Соколова и Анна Домникова.
Четыре персонажа. Четыре женщины, связанные прямыми родственными узами – мать, дочь, внучка и правнучка. Их судьбы тесно переплетены. И не только потому, что они родные друг другу по крови: жизнь одной из них становится продолжением жизни другой. Их личные истории переплетаются в трагический узел, который не дает вырваться из предопределенной жизненной колеи.
Эльжбета Хованец:«Гардения» повествует, прежде всего, о любви, вернее, о её отсутствии, а также о зависимости, о преувеличении, о женщинах, о Польше, о социальных условиях и о переходе из поколения в поколение определённых тем, вне зависимости от этих условий».
Второй том сборника«Современная польская драматургия»
31 октября, 14.00-15.00, холл МВДЦ«Сибирь» – презентация второго тома сборника«Современной польской драматургии», вышедшего в издательстве«НЛО». В антологии собраны разные по жанру драматические произведения как известных авторов, так и дебютантов – комедии и сочинения в духе античных трагедий, вполне традиционные пьесы и авангардные эксперименты. Все они уже выдержали испытание сценой. Среди этих пьес не найти двух схожих по стилю, а между тем их объединяет время создания: первое десятилетие XXI века. По нарисованной в них картине можно составить представление о том, что происходит в сегодняшней Польше, где со сменой строя многое очень изменилось – не только жизненный уклад, но, главное, и сами люди, их идеалы, нравы, отношения. В обсуждении участвуют театроведы Алена Карась и Катажина Осиньская(Польша), директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховский, драматург Эльжбета Хованец(Польша).
1 ноября, 18.00-20.50, драмтеатр им. А.С. Пушкина – лекция Катажины Осиньски к 100-летию выдающегося режиссера Тадеуша Кантора. Видеопоказ знаменитого спектакля Кантора«Умерший класс»(1975).
Тадеуш Кантор родился 6 апреля 1915 года в маленьком провинциальном галицийском городе Велеполе Скшинске. В 1939 году окончил Краковскую художественную академию. Начало его творческой деятельности тесно связано с известной Краковской группой, одним из основателей которой был он сам. Наряду с художественным творчеством в Канторе зрел образ собственного театра, а скорее мира, сценой и смыслом которого был именно театр. В период гитлеровской оккупации основал в Кракове подпольный Независимый театр. Отличительной чертой театра Кантора была необычайно убедительная пластическая передача. Первый же его спектакль стал свидетельством процесса формирования творческой личности и художественной зрелости Кантора. Самый большой успех режиссера связан с премьерой спектакля«Умерший Класс», состоявшейся в 1975 году. Тадеуш Кантор скончался 8 декабря 1990 года в Кракове на 76-м году жизни.
КРЯК-МУЗЫКА
Курехин next
Программа Алексея Айги 28 октября, 19.30, Большой зал филармонии
Известный пианист, композитор, перформер и концептуалист Сергей Курёхин ушел из жизни в 41 год. Его музыка сохранилась только в записях, но не в нотах, поэтому сейчас она почти не исполняется вживую. Российский кинокомпозитор и руководитель ансамбля 4’33 Алексей Айги проделал сложную работу и заново воссоздал произведения Курёхина, сняв музыку на слух с аудио- и видеодорожек. Впервые он представил музыку Сергея Курёхина в декабре 2013 года в московском «Гоголь-центре».
В программе концерта в Красноярске – произведения Курёхина из кинофильмов«Господин оформитель»,«Замок»,«Два капитана II», а также музыка «Поп-механики» в специально аранжированных версиях. На сцену вместе с Алексеем Айги и его ансамблем 4’33 выйдут солисты – участники оригинальных курёхинских «Поп-механик», известные музыканты Сергей Летов(саксофон), Вячеслав Гайворонский(труба), Владимир Волков(контрабас), Алексей Круглов(саксофон), Екатерина Кичигина(сопрано) и другие. Также в концерте выступит симфонический студенческий оркестр Красноярской академии музыки и театра под руководством Валерия Шелепова.
От слова до слова. От Введенского до Волохонского
Леонид ФЕДОРОВ и Владимир ВОЛКОВ 29 октября, 19.30, Малый зал филармонии
Этот авангардный дуэт представлять не нужно. Леонид Федоров – лидер рок-группы«АукцЫон», Владимир Волков – основатель неоджазового коллектива«ВолковТрио», контрабасист с мировым именем. В их новой совместной программе фрагменты из памятника древнерусской литературы«Слово о полку Игореве» переплетаются со стихотворениями обэриута Александра Введенского, футуриста Велимира Хлебникова и нашего современника Анри Волохонского, образуя своеобразный мост между историческими событиями XII века и событиями века XXI-го.
Музейная ночь«Соприкасания»
«КРЯКК в гостях у Стрелки» 31 октября, 20.00-02.00, Красноярский музейный центр
Музейная ночь«Соприкасания»
Воркшоп по саунд-поэзии от Jurczok 1001(Швейцария), выставка Д. А. Пригова«Графический кабинет» из собрания Эрмитажа, фрагменты спектакля«Переворот» по текстам Д. А. Пригова, work-in-progress«Сван» Андрея Родионова, режиссер Юрий Квятковский, театр«Мастерская Дмитрия Брусникина», актриса Елена Морозова с новым«Евгением Онегиным»«Пушкин+», программа сценических и мультимедиа перформансов и многое другое. В программе«Ночь русской электроники» от музыкального куратора КРЯКК Дениса Бояринова примут участие музыканты Сибири, Санкт-Петербурга и Москвы.
Российский национальный оркестр
Художественный руководитель Михаил ПЛЕТНЕВ
1 ноября, 19.30, Большой зал филармонии
Михаил Плетнев
Один из самых долгожданных гостей ярмарки представит в этом году поистине«сказочную» программу. В исполнении РНО прозвучат одноактная опера Н.А. Римского-Корсакова«Кащей Бессмертный»(концертное исполнение) и Сюита из музыки балета И.Ф. Стравинского «Жар-птица»(редакция 1945 г.). В концерте выступят солисты Михаил ГУБСКИЙ(тенор), Анастасия МОСКВИНА(сопрано), Борис ДЬЯКОВ(баритон), Ксения ВЯЗНИКОВА (меццо-сопрано) и Дмитрий СКОРИКОВ(бас), а также хор Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича(художественный руководитель Татьяна ХОДОШ).
КРЯКК-КИНО
«Сохрани мою речь навсегда»
29 октября, 19.00, Дом кино
Премьера документального фильма, посвященного поэту Осипу Мандельштаму(режиссер Роман Либеров, Россия, 2015). В фильме снялись актеры Виктор Сухоруков, Инна Чурикова, Чулпан Хаматова, Мириам Сехон, Евгений Стеблов, Александр Феклистов, Кирилл Пирогов и Светлана Камынина.
Андрей Лошак. Творческая встреча
Показ документального фильма«Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь»(2014)
31 октября, 18.00,«Дом кино»
Андрей Лошак – известный российский журналист. Главный редактор интернет-издания«Такие дела». Лауреат премии ТЭФИ-2003 за нашумевшие проекты для программы«Профессия – репортер». Автор документального сериала«Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь».
Андрей Лошак
В 1790-м году Александр Радищев опубликовал книгу«Путешествие из Петербурга в Москву», в которой бесстрашно обличил пороки своего времени: деспотизм, коррупцию, нищету и бесправие народа. За вольнодумие писателя приговорили к смертной казни, которую по монаршей милости заменили на 10-летнюю ссылку в Сибирь. Съемочная группа фильма решила повторить маршрут Радищева и посмотреть, как сегодня живут люди на обочине федеральной трассы М10«Россия», соединяющей две столицы. Как изменилась русская жизнь за минувшие двести с лишним лет?
Фестиваль молодого российского документального кино«Смена»
1 ноября, 18.00,«Дом кино»
BeatFilm представляет. Программа фестиваля(кураторы Алена Бочарова и Кирилл Сорокин) собрана из новых документальных фильмов молодых российских режиссеров, наглядно демонстрирующих, почему сейчас именно документальное кино является одним из самых интересных направлений нонфикшн. Показы представляет музыкальный критик, редактор интернет-портала Colta.ru Денис Бояринов.
Обсуждение