Транспортные приоритеты города удобного для жизни

Это вторая часть из серии материалов о транспортной инфраструктуре города.
Первая запись: Красноярск: причины транспортной проблемы. Автор: Антон Шаталов

Для начала важно понять роль городской ткани для жизни города. Общество существует в тесной связи между людьми, городские общественные пространства нужны нам как площадки для коммуникации.

Транспортные приоритеты в городах удобных для жизни. Картинка: Gehl Architects (www.gehlarchitects.com)

Достаточное количество таких мест делает город сплоченным и связанным. Как ни странно, транспорт, цель которого соединять, часто разделяет городское сообщество и сам становится преградой.

В Красноярске районы по обе стороны крупных магистралей (9 мая, Авиаторов, Молокова, Красноярский рабочий, Мичурина, Копылова, Партизана Железняка и т.д.) — это разные районы.

Ул. Мичурина — оборудованная акустическими щитами шестиполосная транспортная магистраль разрезает район. Части городской ткани по обе стороны улицы не взаимодействуют друг с другом.

Вернемся к тезису о перемещении людей, из него следует другой тезис — при проектировании транспортной системы надо учитывать все виды перемещений. Давайте на них остановимся подробнее.

На своих двоих

Самым естественным способом передвижения для человека является ходьба. Регулярно перемещаясь на ногах, мы поддерживаем себя в физической форме. От того насколько интересно и удобно ходить пешком зависит расстояние, которое каждый может пройти.

Бывая в европейских городах, я ловил себя на мысли, что за день проходил десяток-полтора километров, не испытывая при этом усталости. Разнообразие способов использования городского пространства делает любую прогулку содержательной и полной открытий. Монотонность маршрутов и физические препятствия на пути, напротив, утомляют на значительно более коротких дистанциях.

Рост социальной активности напрямую зависит от качества среды

В городах Европы пешеходам отдается всё больше и больше пространства, ведь пешеходное сообщение — это катализатор роста малого бизнеса. Магазины, кофейни, бары, рестораны, а также и всевозможные сервисы мгновенно заполняют первые этажи зданий. Пешеходы делают улицы живыми, а улицы становятся интересными для пешеходов.

Жизнь пешеходных улиц Бухареста. Фото: spatari.livejournal.com

Беда Красноярска — низкое качество, а временами, отсутствие пешеходных пространств. В исторической части города мы стремительно теряем их, отдавая автомобилям.

Некоторые попытки оптимизации дорожного движения резко снизили уровень комфорта пешеходов, что снова привело к увеличению суммарного пробега личного автотранспорта. Отсутствие ливневой канализации превращает даже короткую пешую прогулку после дождя в кошмар. Ливневые стоки впитываются в землю, отравляя ее, или превращаются в пыль, которая оседает в наших квартирах и легких.

Начинать разговор об удобстве людей с ограниченными возможностями бессмысленно — в такой среде мы все чувствуем себя инвалидами и, выйдя на улицу, стремимся максимально быстро оказаться в своей машине.

П-образные переходы создают дискомфорт для пешеходов и существенно увеличивают время пешеходного сообщения.

Необходимость полноценной непрерывной пешеходной сети в городе — аксиома. Даже до припаркованной машины нужно как-то дойти пешком. Комфорт человека должен стать главным приоритетом в городе. Пешеходные пространства необходимо чистить и содержать в порядке круглый год.

Безусловно, человек не может передвигаться по миллионному городу только пешком. При наличии идеальной пешеходной среды, можно рассчитывать на средний радиус перемещений в 1-2 км. Если больше — необходим транспорт.

Двухколесный друг

Велосипед является одним из наиболее эффективных способов перемещения в городе. Он не требует много места, не прихотлив в обслуживании, не производит вредных выбросов, а питается лишь жировыми отложениями своего владельца.

Человеку, регулярно использующему велосипед, не нужен тренажерный зал, он в отличной форме и значительно реже болеет. Развитие велосипедной инфраструктуры не противоречит, а даже способствует усилению роли пешеходных и рекреационных пространств. Велосипед увеличивает радиус мобильности своего владельца в среднем до 10-12 км, является недорогой и эффективной альтернативой автомобилю для коротких поездок.

«Один потребляет жир и экономит ваши деньги, другой потребляет деньги и делает вас жирным»

К сожалению, климатические особенности не позволяют нам массово пользоваться велосипедом в холодное время года. Но даже минувшей зимой в самые лютые морозы я неоднократно видел людей, перемещающихся на велосипеде. Вероятно, при наличии инфраструктуры таких людей могло бы быть гораздо больше.

За последнее десятилетие Копенгаген превратился в город велосипедистов. Люди не боятся холода, так как, благодаря усилиям властей и урбанистов, велосипед стал действительно удобным и быстрым видом городского сообщения.

Напомню, что я не призываю продать автомобиль и купить велосипед! Я предлагаю бороться с суммарным автомобильным пробегом.

Автобус, троллейбус, трамвай

Общественный транспорт можно рассматривать как замену автомобилю только в случае его полной независимости от дорожно-транспортной сети. При выполнении этого условия он становится главной альтернативой для маятниковых перемещений. Удельно на 1 человека вагоны общественного транспорта и площадь под инфраструктуру для их перемещения, хранения и остановки в десятки раз эффективнее автомобиля. Плюс ко всему человек освобождается от ответственности вождения, обслуживания и паркования, он только платит за билет и всё.

Пространство в городе, необходимое для транспортировки 60 человек автомобилем, автобусом и на велосипеде

В Красноярске пользоваться общественным транспортом можно только в вечернее время и в выходные, когда дороги свободны от пробок. В остальное время им пользоваться нельзя. Помимо того, что он серьезно проигрывает в скорости перемещения личному авто, он совершенно не сопоставим по уровню комфорта и безопасности. Систему общественного транспорта в городе нужно менять на корню.

Когда мы слышим фразу «общественный транспорт», мы представляем переполненные старые автобусы, управляемые гастарбайтерами, пускающие черные клубы выхлопа, тихоходные троллейбусы или шумный холодный трамвай. Однако разнообразие видов общественного транспорта гораздо шире — железнодорожный городской транспорт, речной и легко-рельсовый транспорт, метро, фуникулеры и канатные дороги. Все эти виды транзита, так или иначе, могут и должны быть представлены в Красноярске.

Условно общественный

Паратранзит — это гибрид общественного и частного транспорта. Основным видом городского паратранзита является такси. Упорядоченная система такси, находящаяся под пристальным надзором муниципалитета — неотъемлемая часть современного мегаполиса.

Сегодня такси в российских городах — это хаотичное и несистемное явление, существующее в поле свободной конкуренции и почти лишенное каких-либо ограничений. Поэтому такси в городе проблем создает больше, чем решает.

Такси в автобусном кармане на пр. Мира. Автобус вынужден останавливаться на полосе движения.

Другой распространенный вид паратранзита — корпоративные автобусы или минивэны, которые забирают сотрудников компании на работу и доставляют домой. Это прекрасный способ перемещения для маятниковых мигрантов, проводящих в офисе полный рабочий день. Компании, создающие такие условия для своих сотрудников, необходимо поощрять.

Существует еще один очень любопытный вид паратранзита — система совместного использования автомобилей (car sharing). Машины располагаются дисперсно в густонаселенных центрах городов. Человек приобретает членство в клубе, и за небольшую абонентскую плату может с помощью сайта находить расположенный в пешей доступности свободный автомобиль и бронировать его на необходимое время.

Эта гениальная идея компании Stattauto была реализована в Берлине в 1988 году и сейчас получила широкое распространение в городах Германии, Голландии и Великобритании. Благодаря проекту Stattauto в 1996 году общий пробег автомобилей снизился на 510 тыс. километров, что позволило уменьшить ежегодный выброс CO2 на 80 тонн.

Автомобиль для совместного использования компании Greenwheels на улицах Амстердама.

Главный герой

Автомобиль в ряде случаев остается средством передвижения, наиболее удобным и подходящим под конкретные нужды. От него невозможно отказаться людям, чья работа напрямую связана с постоянным перемещением по неповторяющимся маршрутам. Он незаменим для перевозки небольших грузов, поездок за покупками и на природу. Он практически безальтернативен для людей, живущих за городом. Необходимость удобной и безопасной инфраструктуры для передвижения, паркования и обслуживания автомобилей в современном городе ни у кого не вызывает сомнений.

Двухколесные моторизированные транспортные средства, к которым относится мопед, мотороллер и мотоцикл, тоже занимают свою нишу в городе. Двухколесные машины можно приравнять к автомобилям, так как они используют одну инфраструктуру и подчиняются одним правилам. При прочих равных они выигрывают у автомобиля по площади занимаемого пространства, но проигрывают по комфорту и безопасности.

Мотороллеры и мотоциклы получили широкое распространение в странах западной и южной Европы, в Азии и везде, где климат позволяет пользоваться ими круглый год. На них легче пробираться через пробки, их легче парковать, но по сути это те же автомобили. Мототранспорт в России может стать альтернативой автомобилю для очень незначительного числа граждан и на ограниченное время.

Мотороллеры на улицах Лаоса. Фото: laostea.ru

Каждый описанный выше вид транспорта имеет свои безусловные преимущества и недостатки, о которых всем прекрасно известно. Но городская транспортная система хорошо работает лишь тогда, когда все виды перемещений взаимодействуют и дополняют друг друга, поскольку ни один вид транспорта в миллионном городе не способен решить проблему сам по себе.

Интермодальная транспортная система

ИТС предполагает перемещение пассажира из точки А в точку Б несколькими видами транспорта. Обязательным условием её адекватной работы является межмодальная интеграция — единое расписание, сквозная тарификация поездок, комфортные пересадочные узлы.

Создание городской интермодальной системы — единственный возможный путь взвешенного сосуществования различного транспорта, который вполне сочетается с идеей города для жизни. На мой взгляд, курс на создание интермодальной транспортной системы — наиболее верная стратегия для нашего города.

Схема из дипломного проекта «Интермодальный транспортный узел в левобережной развязке 4 моста в Красноярске». Автор: Алена Черноплечая. Руководители: Антон Шаталов, Николай Дядечкин. 2012 год. Проектом предложена альтернативная более компактная развязка. Цветами показана инфраструктура различных видов транспорта.

Я не хочу лишать город автомобилей, я предлагаю создать систему сдержек и противовесов, которая позволит всем горожанам перемещаться по городу быстро, комфортно и безопасно. Даже если одну из пяти своих рутинных поездок горожанин начнет совершать не на автомобиле, ситуация существенно улучшится.

В каждой следующей статье я буду описывать несколько стратегических шагов для решения транспортной проблемы, подробно разбирая примеры совершенствования объектов инфраструктуры и городской среды.

Антон Шаталов 9 июля 2012 г.

Обсуждение

  1. Станислав - Setitle 09.07.2012 14:27

    А что если на лето мира перекрывать и прочертить дорожки для велосипедов вместо машин. Сделать вело прокат одной фирмы в 6-8 точках по мира. нужно человеку проехать пол центра (а это часто бывает), взял вел-доехал-отдал. Круто :) Это конечно не как в Барселоне весь город покрыт автоматизированными точками проката, но все же.
    Насчет же автобусов и такси в карманах. даже, если в кармане нету никого автобусы почти всегда не заезжают в карман или заезжают на половину (разницы-то от этой половины..), что бы потом не терять времени на выезд из кармана(от части это из-за того, что их не пропускает почти никто). опять палка на двух концах. Выделенная и отгороженная полоса (как в Ницце например) поможет решить проблему.

  2. Алексей 09.07.2012 16:04

    В Тель-Авиве например, два года назад, велосипедист тоже был редкостью, не смотря на благоприятный климат в течении всего года. С появлением инфраструктуры это изменилось, все столбы облеплены велосипедами разной конструкции, новизны и стоимости. И не сказать, что там все улицы широкие, просто с них убрали лишнее и добавили нужное. В общем нужны дорожки и безопасные пересечения с другим транспортом, и все у нас будет. )

  3. >взял вел-доехал-отдал.
    Тут менталитет другой нужен. У нас без паспорта в залог (хоть это и незаконно) такая фирма очень быстро останется без велосипедов.

  4. Гибрид личного и общественного уж не такси точно.
    Транскар, вот это я понимаю, — что-то новое и перспективное.

      • «Транскар» – это универсальный подвесной, всепогодный, автоматический транспорт с адресной, высокоскоростной и безостановочной доставкой пассажиров и грузов.

        «Транскар» способен решать любые транспортные задачи в пределах грузоподъёмности 200 кг. (оптимальный вариант с точки зрения автора; возможны и более грузоподъемные версии).

        Подвижной состав – автоматические транспортные средства (АТС), которые могут быть нескольких видов — пассажирские двухместные (или более – задается при проектировании), грузовые, а также специального назначения. Маршрут АТС, его скорость, безопасный интервал движения выбираются компьютером исходя из кратчайшего расстояния до станции назначения, и загруженности участков пути. Предполагаемая скорость движения АТС — около 100 км/ч. Оптимальную скорость и возможные пределы ее увеличения могут быть корректно определены только на этапе НИОКР.

        Революционность «Транскара» составляют два изобретения:

        1. Путь-балка и транспортная тележка . Путь «Транскара» — при любом уровне сложности топологии – это бесстрелочная конструкция, выполненная без движущихся частей, а, значит, долговечная и надежная. Выбор направления движения на развилках осуществляется за счет оригинальной, простой и надежной транспортной тележки (Патент РФ 2220063).

        2. Способ синхронизации движения транспортных средств , делающий «Транскар» при любом уровне загрузки безопасней всех известных видов транспорта. При самой низкой стоимости, исключительном комфорте, высокой скорости доставки и гибкости при масштабировании. (Патент РФ 2258621).

        «Транскар» – это универсальный подвесной, всепогодный, автоматический транспорт с адресной, высокоскоростной и безостановочной доставкой пассажиров и грузов.

        «Транскар» способен решать любые транспортные задачи в пределах грузоподъёмности 500 – 800 кг (оптимальный вариант с точки зрения автора; возможны и более грузоподъемные версии).

        Подвижной состав – автоматические транспортные средства (АТС), которые могут быть нескольких видов — пассажирские двухместные (или более – задается при проектировании), грузовые, а также специального назначения. Маршрут АТС, его скорость, безопасный интервал движения выбираются компьютером исходя из кратчайшего расстояния до станции назначения, и загруженности участков пути. Скорость движения АТС – до 450 км/ч.

        Революционность «Транскара» составляют два изобретения:

        1. Путь-балка и транспортная тележка . Путь «Транскара» — при любом уровне сложности топологии – это бесстрелочная конструкция, выполненная без движущихся частей, а, значит, долговечная и надежная. Выбор направления движения на развилках осуществляется за счет оригинальной, простой и надежной транспортной тележки (Патент РФ 2220063).

        2. Способ синхронизации движения транспортных средств , делающий «Транскар» при любом уровне загрузки безопасней всех известных видов транспорта. При самой низкой стоимости, исключительном комфорте, высокой скорости доставки и гибкости при масштабировании. (Патент РФ 2258621).

        • Это утопический проект. Чистая теория. Американцы инвестировали столько денег в подобные проекты, на которые, вероятно, можно было бы построить метро во всех городах России населением свыше 700 тыс. Ни один из проектов не был реализован.

          • Александр 11.07.2012 02:03

            ULTra реализован в Англии. Но он дороже и хуже Транскара, не защищён от осадков, на аккумуляторах, с тяжелыми и громоздкими путями.
            Без таких проектов вперёд не пойдём.
            Ваши изыскания уж точно ни к чему хорошему не приведут. Народ не поедет с пересадками, не будет ждать автобуса, сойдя с электрички, лучше поедет на авто по пробкам, это уже практика доказала.
            В общем рассуждаете Вы верно, но выводы делаете исходя из возможностей современного ОТ, а возможности эти очень и очень ограничены.

            • Я в целом не против изучения и развития PRT, но пока эта больше теоретическая разработка не кажется мне реальной альтернативой всем тем видам транспорта, которые мы имеем в городе. Я вижу тележку и путь балку. А как вы себе представляете всю инфраструктуру в городе? на сайте пока ничего нет. Интересно было бы взглянуть на маршрутную сеть наложенную на Красноярск в движении. Где стоят тележки? Где проходят пути?

              ULTra подходит для связи терминалов аэропортов или в качестве внутреннего транспорта больших производств или рекреационных зон, но для города это вещь очень спорная. Попробуйте убедить меня в обратном.

              • Александр 11.07.2012 14:29

                «Я вижу тележку и путь балку. А как вы себе представляете всю инфраструктуру в городе? на сайте пока ничего нет.»
                И пока не будет. Нет средств на разработку проекта, у каждого члена некоммерческого партнёрства свои дела, со стороны помощи нет, только критика. Это не считая того, что инфу о Транскаре часто просто убирают из инета (пропало очень много обсуждений). Про инфраструктуру Транскара написано много, например здесь http://transkar2007.narod.ru/nov.html можно представить самому. Для наглядности посмотрите рисунок «Транскар в городе» http://vkarfidov.narod.ru/2.htm

            • Александр 16.07.2013 16:04

              Очнитесь! Вы в России живёте или где? Транскар для нашей страны был и будет несбыточной мечтой.

  5. автор: Павел С незарегенный дата: 22.01.2010 12:29

    «что такое транскар — херня. что такое струнный транспорт — херня. кто такой юницкий — жулик. кто такой карфидов — жулик. что такое СТЮ — херня. юницкий — жулик. транскар — херня. карфидов — жулик. стю — херня. (с)

    Не путайте, граждане, херню с реально работающими устройствами:) Метро — да хорошие дороги-развязки-эстакады — да, херне — нет!»
    http://www.reklama-mama.ru/forum/viewentry.asp?entry=29017&stamp=2201201012293825&page=192

  6. Александр 11.07.2012 02:05

    Это Ваше право.

  7. Александр 11.07.2012 13:45

    Потому, что не было изобретений Владимира Карйфидова.
    1. Транспортная тележка, позволяющая без снижения скорости разделять и сливать транспортные потоки.
    2.Способ синхронизации движения транспортных средств в системе, позволяющий сделать управление системой простой,, недорогой и надёжной.
    Я также, как и Вы считаю все предыдущие проекты нежизнеспособными. Они имеют низкую пропускную способность при высокой стоимости изготовления и обслуживания. Транскар всё в корне поменял.

    • У меня нет сомнений, что система может быть жизнеспособной в простой ситуации, где количество пунктов назначения можно посчитать по пальцам. Но как это будет работать в городе? Представьте 200 тыс. человек поехали с работы домой. Из разных мест в разные места. Часть из них захочет заехать в магазин. Что произойдет? Где находятся тележки, пока люди ими не пользуются? Как оборудованы станции посадки-высадки? Какие у них размеры? Сколько стоит одна такая станция? Как вы представляете себе инвестиционный процесс? Ответьте на эти вопросы, а лучше покажите схему на опоре города красноярска.

    • Александр 16.07.2013 16:08

      хм… это всё голая теория. где посмотреть хотя бы нормальную презентацию того, о чём вы говорите?

  8. Александр 11.07.2012 15:10

    «Представьте 200 тыс. человек поехали с работы домой. Из разных мест в разные места»
    Это работа именно для Транскара. Общественный транспорт не везёт от места до места, к его остановкам люди идут пешком. Общественный транспорт собирает с региона пассажиров и везёт с Пропускной способностью (ПС) допустим 30 000 пасс в час с о средней скоросью не более 15 км в час. Для общественного транспорта не важно, откуда пришёл пассажир и куда пойдёт потом, если таких пассажиров мало, ему «нужны» пассажирокилометры. Если человек живёт не в густанаселённом районе, то шансов, что автобус доедет «до него», даже в перспективе, практически нет. Это экономически нецелесообразно. Вот он и покупает автомобиль, или перебирается в большой город. Терминалы Транскара можно устраивать в каждом подъезде многоквартирного дома. Это вполне реальная задача.Стоимость такого терминала сопоставима с лифтом в подъезде. Лифты же никого не разоряют. ПС такого терминала также должна быть равна ПС лифта. И это реально. Кольцевые структуры сети в микрорайонах будут собирать пассажиров, выводить их на магистраль, увозить на другие №кольца» места назначения и развозить по «точкам». Это тоже реально. В магазинах, в поликлинниках, ВУЗах,, во всех учреждениях, где ПС лифтов меньше числа посетителей нужно устраивать много местные терминалы, они не займут много места, но зато позволят в любую погоду попадать в них без верхней одежды и без зонта. В этом нет ничего фантастического.
    Ка обустроены терминалы посадки высадки — смотрите «транскар в городе», «транскар на селе»
    Пока люди не пользуются тележками Ночью), они находятся в компактных отстойниках. Эти хранилища АТС — не чета многоуровневым стоянкам ЛТ. НУ Вы это понимаете. Автобусы, вагоны тоже где то отстаиваются, но они не могут стоть где-то недалеко от вашего дома. Транскары — могут.
    Какие размеры этих стоянок — нужно смотреть конкретно, но в любом случае — меньше стоянок личных авто.
    Инвестиционный процесс представляю следующим образом.
    Находим место на земле, где хотелось бы видеть канатную дорогу в качестве коммерческого транспорта. Не знаю, есть ли такое в Красноярске, но в Нижнем Новгороде такую прошлой зимой запустили — таки. Вместо Канатки вешаем на опоры балки Транскара, при этом на каждом конце делаем по 6, например, разветвления. Чтоб люди добирались не до одного конца транспортной системе а к одному из 3-х, уже «интереснее» в сравнении с простой канаткой. Запустив систему в таком виде, начинаем «ветвить» без остановки движения (это возможно). Получаем прибыль, развиваемся и постепенно охватываем весь город с пригородами.

  9. Александр 12.07.2012 12:03

    Да, пока это теория. Поскольку Вы пожелали удачи, смею сделать вывод, что ошибок, по крайней мере принципиальных, Вы в этой теории не нашли. Ваши предложения по улучшению работы существующего ОТ тоже пока теоретические, многолетняя практика по улучшению и координации работы ОТ пока приводит к результатам прямо противоположным, т.е. пробки растут. Мне видится симбиоз двух наших теорий, и я хотел бы видеть на второй (хотя бы) ступеньке Вашего виртуального пьедестала почёта в начале статьи вместо автобуса «яйцо на балке».
    Уже хорошо, что Вы искренне желаете удачи проекту, спасибо. Но это уже «проехали», этого мало. Такие пожелания со «стоянием в сторонке», — «посмотреть, что будет дальше» напоминают мне сейчас пожелание удачи человеку, попавшему под избиение группой хулиганов на улице. Нужно хотя бы «покричать: — «Милиция», хотя и для этого нужна смелость. В Ваших силах донести до Ваших студентов, что есть и такой проект, и даже попросить подготовить реферат, и даже в рамках курсового или дипломного проекта сделать то, что Вы просите сделать Карфидова , — нанести линии на часть улиц Красноярска. Это и им будет интересно, и пользу принесёт. Надеюсь на понимание.
    Ну хотя бы так…
    http://www.4nttm.ru/transcar/

  10. Аноним 12.07.2012 16:05

    Давайте попробуем все это обсудить зимой в -30. И уже исходя из условий, что за окном -30 думать о транспортной проблеме.

  11. Все чудесно звучит и на чертежах выглядит.
    А теперь представим утопично-прекрасный Транскар в НАШИХ условиях.
    -30. На путевых балках висят гроздья льда — про как счищать я тут не услышал. Балки прогибаются, дребезжат от опстоянных ветров — картина распределения воздух в городе от такой сети сильно изменится. по ним с воем и лязгом ползают раздолбанные тележки-кабины со щелястыми стенами (кто на какие бюджеты их будет чинить?) — иногда собираясь жуткими гирляндами — путь поврежден, подача тока накрылась — и бедные пассажиры в них трясутся от ужаса и холода. Внизу снуют автомобили — никто от них не откажется, конечно. Как и куда девать проводку, как и гле крепить в центре города эти балки… да, и новые дома построить уже почти нигде не получится — сеть мешает. Большая часть дворов вдобавок к парковкам занята еще и кабинами — в них спят бомжи, пьяные, тусуются наркоманы — ибо сторожей на все «парки» не хватит, а электронику поломают махом. Иногда те же пьяные или подростки выбираются из кабин покататься (блокировки нашего человека не остановят — вон, сколько калечиться от дверей автобусов) — падают, гибнут, калечат других…

  12. Александр 15.07.2012 23:29

    Если хотите задавать вопросы по Транскару, — сюда.
    http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=3180&st=0&start=0
    конечно, 87 страниц вопросов и ответов за один день будет осилить сложновато, но можно попробовать. Все ответы там даны. Ну уж если лень читать, можно спросить заново.

  13. Принцип функціонування так званого «транскару» — велосипед! :)
    З будь-якої точки в будь-яку точку міста. Тільки велоінфраструктура (велодоріжки і вулиці з пріоритетом велосипедів/пішоходів, велопарковки) в сотні разів дешевша і практичніша за «балки» і «транспортні візки»… :)


Похожие записи