Социалистическое наследие Красноярска. Часть 2.

Продолжение отчета группы экологов, географов, архитекторов и урбанистов после посещения Красноярска. Часть 1 опубликована ранее.

В литературе обсуждается ряд специфических особенностей социалистического города. Исходя из характеристик Красноярска, проанализируем, насколько данные особенности характерны для города, ограничивают ли они современные рост и развитие, и насколько нынешние проблемы города являются социалистическими по своей природе.

Центр города

Вне зависимости от моно- или полицентрической организации городского пространства (что определялось размером города), центр социалистического города выполнял идеологические и административные функции. В центре были сосредоточены практически все институциональные сооружения, обустраивались площади, аллеи и бульвары, удобные для проведения демонстраций, шествий и массовых гуляний. Центр города был насыщен открытыми и публичными пространствами с многочисленными памятниками и монументами, предназначенными для выражения торжества идей коммунистической партии. В тоже время, здесь концентрировались предприятия торговли и обслуживания населения, театры, музеи и выставочные залы. Зачастую центр города включал также жилую и индустриальную застройку. Если город не был построен «с нуля», жилая застройка центра города имела пред-социалистический возраст, включая многочисленные памятники архитектуры, инженерная инфраструктура и состояние которых, как правило, было неудовлетворительным.

Иллюстрация «Дом Советов (Красноярск)» в Большой Советской Энциклопедии

Иллюстрация «Дом Советов (Красноярск)» в Большой Советской Энциклопедии

Особое значение центра характерно для любого города, спецификой социалистического города является не столько концентрация (по сравнению с другими районами города) объектов социальной структуры, сколько их административно установленное количество и место размещения (следствие плановой экономики и государственной собственности на землю и строения). Неблагополучное состояние жилых домов и инженерной инфраструктуры в центрах городов также не является сугубо социалистической проблемой. Ниши упадка, своеобразные гетто, распространены во всех крупных городах по всему миру, а проблема обновления таких микрорайонов является актуальной задачей городских властей, архитекторов и планировщиков от Нью-Йорка, Лондона до Варшавы, Будапешта и Софии.

В центре Красноярска сохранились практически все элементы времени торжества социализма — памятники и монументы, площади, парки. Социалистические лозунги замещены на рекламу транснациональных корпораций, количество разнообразных магазинов, кафе, выставочных залов, кинотеатров резко увеличилось, место их расположения диктуется рынком и институтом частной собственности. Еще одним следствием функционирующего рынка является сокращение общественных пространств и зеленых насаждений в центре города. Проблемы устаревшей инженерной инфраструктуры, реновации застроенных территорий приобрели острое выражение в постсоциалистический период. Также остро стоит задача формирования узнаваемого «исторического ядра» города как коммерческого бренда в конкурентной борьбе с другими городами за инвестиции и туристов.

Общественные пространства

Дисперсное распределение крупных парков и других общественных пространств по всей территории города – от центра до периферии, в противоположность западному городу, в котором общественные пространства, как правило, невелики и практически отсутствуют в центре. В мировой литературе можно встретить утверждение, что «большие зеленые зоны может быть одна из самых положительных черт строительного наследия социалистического периода». Тем не менее, ландшафтному дизайну зеленых территорий не уделялось должного внимания, многие из них имели запущенный и неухоженный вид.

Первый паровоз для детской железной дороги в Центральном парке. http://consigliere77.livejournal.com/21023.html

Социалистическое наследие в виде крупных зеленых зон в Красноярске полностью сохранено, также как их запущенность и неухоженность за исключением редких случаев. Местные жители гордятся живописными природными ландшафтами города, в то время как городские власти, архитекторы и планировщики не используют в полной мере это явное преимущество.

Гигантомания

Некоторыми исследователями в качестве особенности социалистического города выделяется масштаб реализуемых проектов. Аргументируя свою позицию, они говорят, что после развала социалистического блока в городах Центральной и Восточной Европы практически не реализовывались крупные градостроительные проекты. Утверждение, что грандиозные проекты являются атрибутом только социалистического города, является спорным. Сокращение строительства крупных объектов после распада социалистической системы, скорее всего, было обусловлено экономическим кризисом. Экономический рост постсоциалистических городов, наблюдающийся в последние годы, привел, в том числе, к реализации значительных архитектурных и строительных проектов.

Строительство Красноярской ГЭС

Красноярск находится в плену идеологии «мегапроектов». Красноярская ГЭС, как образец достижений сибиряков, до сих пор входит в число главных достопримечательностей для туристов. Власти города утверждают, что только масштабные проекты (сейчас в качестве такового обсуждается Универсиада) способны повлиять на развитие города.

Промышленные зоны в городе

Крупные промышленные зоны, пронизывающие ткань города от центра к периферии. Авторы многочисленных публикаций, исследующих трансформации постсоциалистических городов, указывают, что в социалистических городах площади индустриальных зон были непропорционально велики по сравнению с западными городами.

Действительно, промышленные зоны в Красноярске занимают 30 % его территории. Проблема реновации и модернизации старых промышленных зон приобрела особую актуальность в постсоциалистический период. В результате деиндустриализации, произошедшей после развала Советского Союза, в Красноярске прекратили свое существование «Сибэлектросталь», «Сибтяжмаш», «Краслесмаш», комбайновый завод, химико-металлургический завод, завод телевизоров, завод светочувствительных материалов «Квант», химический комбинат, «Сивинит – Красноярские волокна», завод резино-технических изделий, шелковый комбинат, графитная фабрика, «Красфарма», маргариновый завод, мясокомбинат и ряд других. В настоящее время из крупных советских промышленных гигантов в городе работают меньше десятка. Территории закрытых предприятий с одной стороны требуют затрат на модернизацию или реновацию, с другой стороны – предоставляют дополнительные возможности развития, вследствие своего географического расположения и наличия всех инженерных коммуникаций.

Телевизорный завод. Административное здание. http://shereshka.livejournal.com/20907.html

Проблему старых промышленных зон также затруднительно назвать сугубо социалистической. С ней столкнулись все города, перешагнувшие из индустриальной в постиндустриальную стадию развития. Остроту проблемы старых индустриальных зон в постсоциалистических городах формируют экономический кризис и трансформация производственного сектора, скорость которой быстрее, чем общественные изменения, позволяющие нивелировать ее негативные эффекты.

Высотная застройка на периферии города

Жилые зоны, представленные микрорайонами высокоэтажной крупнопанельной плотной застройкой по периферии города. В противоположность западному городу, который «расползается» в пригородные зоны, социалистический город имел четко выраженную границу в пространстве. Если в типичном западном городе этажность застройки и плотность населения постепенно снижается от центра к окраинам, в социалистическом городе – наоборот: этажность застройки и плотность населения к окраинам возрастает. Микрорайоны обеспечивались минимальной социальной инфраструктурой. Количество школ, детских садов, поликлиник, магазинов определялось расчетным числом жителей микрорайона, а их размещение – возможностью пешеходной доступности объектов социальной инфраструктуры.

Предмостная 8-11 ноября 1980 г. http://kraevushka.livejournal.com/446107.html

Современный Красноярск полностью соответствует традиционному социалистическому подходу к строительству крупных жилых микрорайонов с домами высокой этажности и минимальным развитием социальной инфраструктуры. С одной стороны, с проблемой массового строительства вынуждены сталкиваться все быстрорастущие города, с другой – проблема крупных жилых микрорайонов в социалистическом стиле имеет ряд особенностей, преимущественно связанных с низким качеством такого жилья и недостатком учреждений, в функции которых входит обслуживание населения и формирование комфортности социальных условий проживания.

Пригород

В западной литературе обычно отрицается наличие пригородов в социалистическом городе, что не соответствует действительности. Пригородная зона социалистического города носила специфический характер, не имела яркой выраженности и включала сельские поселения и дачные товарищества, которые с ростом города включались в городскую черту, иногда формируя массивы частной индивидуальной деревянной застройки по окраинам, что в полной мере наблюдается в Красноярске.

Типичного для европейских постсоциалистических стран процесса субурбанизации в Красноярске не происходит. В ряде публикаций отмечается, что одним из мощных толчков для субурбанизации (например, в Будапеште) явилась относительно невысокая стоимость коттеджей в пригородах, что способствовало миграции в пригороды среднего класса, а также относительная дешевизна содержания дома по сравнению со стоимостью коммунальных услуг в городе, что обусловило миграцию бедных слоев населения. В Сибири ситуация обратная – содержание индивидуальных коттеджей является весьма дорогостоящим, что сильно замедляет процесс субурбанизации.

Транспорт

Транспортная инфраструктура социалистического города ориентировалась на общественный транспорт, не предусматривала удобства для передвижения автомобилиста, количество стоянок и парковочных мест было незначительным. Крупные магистрали города формировали его скелет, любая градостроительная деятельность была возможна только внутри «красных линий».

Прокладка трамвайных путей на проспекте Красноярский рабочий. http://krasnojarochka.livejournal.com/7776.html

Транспортная проблема является одной из типичных проблем любого современного города, но в постсоциалистических городах приобретает особую остроту, обусловленную административно установленными нормами на число парковочных мест во дворах, пропускную способность улиц и обслуживание общественным транспортом населения. Красноярск, как и многие постсоциалистические города, в полной мере ощущает последствия социалистического подхода к проектированию улично-дорожной сети.

Как нам жить дальше?

Красноярск входит в первую десятку российских городов по инвестиционной привлекательности и темпам экономического развития, характеризуется благоприятной демографической ситуацией, обладает значительными ресурсами человеческого потенциала, при этом относится к одному из наиболее загрязненных городов России.

Современный облик Красноярска был сформирован в социалистический период. К наиболее существенным последствиям социалистического периода, влияющим на современное развитие города, следует отнести:

— некомпактность города, так называемая «рыхлость градостроительной ткани» в сочетании с продолжающимся ростом вширь. Рыхлость ткани города влечет за собой наличие многочисленных заброшенных и неосвоенных территорий в центральных частях, значительную транспортную нагрузку, необходимость дополнительных затрат на строительство и поддержание инженерной инфраструктуры;

— существование микрорайонов преимущественно пятиэтажной застройки 1950-60 гг. с техническим износом более 50 % и моральным – 100 %, бараков, формирующих ветхий и аварийный фонд жилья города. Помимо технических и финансовых трудностей, связанных с реконструкцией и реновацией таких территорий, их дальнейшее существование неизбежно приведет к обострению социальной и криминогенной обстановки;

— преимущественная застройка жилой зонами крупными микрорайонами с домами высокой этажности в сочетании с недостаточным развитием объектов социальной инфраструктуры. Нехватка мест в дошкольных и школьных учреждениях, объектах здравоохранения в итоге приводят к проявлению коррупционных явлений в обществе, обострению социальных проблем, миграции населения;

— существование вплоть до настоящего времени «синдрома временщика», когда комфорту жизни (удобству расположения социальных, инфраструктурных, коммерческих объектов, режима их работы и т.д.) не уделяется должного внимания;

— крупные промышленные зоны, занимающие 30 % территории города, значительные площади которых находятся в заброшенном состоянии. Старые промышленные зоны могут стать как дополнительным ресурсом для развития, так его тормозом и ограничением;

— отсутствие «лица» города и исторического ядра как такового. В сложившейся ситуации центр города выступает только как коммерчески привлекательный объект, что приводит к реализации амбициозных, популистских и архитектурно эклектичных проектов, продолжающих «размыв» облика города;

— транспортные проблемы города, связанные с недостаточной пропускной способностью улиц, линейной планировкой дорожной сети, недостаточным количеством парковок, особенно в центре.

Из перечисленных проблем к сугубо «социалистическим» можно отнести микрорайонную застройку с недостаточным развитием объектов социальной инфраструктуры, распространение микрорайонов пятиэтажной застройки 1950-60 гг., существование бараков, транспортные проблемы и отсутствие зеленого каркаса города. Особое социалистическое наследие представляет собой синдром временщика, когда вопросы формирования комфортного городского пространства не являются предметом рассмотрения администрации, архитекторов и планировщиков.

Такие проблемы современного развития как реновация старых промышленных зон, децентрификация центра города, некомпактность и рыхлость градостроительной ткани не являются атрибутом социалистического города и выступают типичными «трудностями роста» современных урбанизированных территорий.

Для решения проблем современного пространственного развития Красноярска, город нуждается в четко определенной политике развития, как в отношении градостроительного освоения территории, так и в отношении социально-экономических программ. Необходима разработка политики с конкретными инструментами и мерами, которая позволяла бы производить реновацию и реконструкцию социалистической жилой застройки и промышленных зон, обеспечивала преимущественное строительство малоэтажных жилых зданий, достаточное и своевременное строительство объектов социальной инфраструктуры, эффективное функционирование транспортной системы, формировала бренд и привлекательность города, как за счет его центра, так и за счет лесных и парковых массивов.

Егор Задереев 10 декабря 2013 г.

Обсуждение

  1. шикарный материал


Похожие записи