Социалистическое наследие Красноярска. Часть 1.

В июле этого года в Красноярске гостила группа экологов, географов, архитекторов и урбанистов из нескольких стран мира. Молодые профессионалы занимались своим любимым делом – исследовали новый для них объект. Им стал сам город. Все гости были в нашем городе впервые. Для знакомства у них была всего одна неделя. За это время группа успела побеседовать со многими интересными людьми, изучить пусть устарелый, но генеральный план города и просто посмотреть на Красноярск со стороны.

Полный отчет группы желающие могут посмотреть здесь. Krskdaily.ru предлагает познакомиться с одним из этапов исследования. Итак, что думают о Красноярске гости города, которых, как и положено, встречали хлебом-солью (и водкой), но которым, как ученым, положено смотреть на всё с точки зрения цифр, фактов и наблюдений. Такой взгляд очень полезен в преддверии Городского форума, где будут обсуждать новый генеральный план Красноярска, который, будем надеяться, сделает город лучше.

Красноярск

Красноярск

Анна Скриган, Ирина Шилова

«Социалистический город» или зачем мы приехали в Красноярск

Городские «биографии» формируются экстраординарными и зачастую катастрофическими событиями: войны, восстания и перевороты, эпидемии и стихийные бедствия, которые оставляют свой след в физическом и ментальном пространстве города. В XX веке таким ярким отпечатком в истории многих городов Европы, Азии и Латинской Америки стал период социализма. Феномен социалистического города возник как следствие идеологического противопоставления социалистического общественного строя капиталистическому. Под воздействием общественной идеологии архитекторы и планировщики в СССР обосновывали идею социалистического города на основе модернисткой концепции, основоположником которой по праву считается Ле Корбюзье.

В урбанистике активно обсуждаются принципиальные отличия между социалистическим и капиталистическим городом. Многие урбанисты утверждают, что коллективная собственность и централизованное планирование формируют кардинальное отличие социалистического города от капиталистического, развитие которого основано на рыночных механизмах и локальном управлении. Однако в последние годы все большее число урбанистов склоняется к идее, что принципиальных отличий между капиталистическим и социалистическим городом не существует, процессы урбанизации, индустриализации и формирования сети расселения одинаковы для всех городов и не зависят от политического строя. По их мнению, общественно-политическая формация имеет второстепенное воздействие и только корректирует динамику развития города.

Исследования феномена социалистического города, процессов трансформации после распада социалистической системы, особенности «постсоциалистического» города географически сосредоточены на Восточной и Центральной Европе, в первую очередь на столицах региона – Будапешта, Праги, Варшавы, Таллинна, Вильнюса, Софии, Москвы. Публикаций, посвященных нестоличным городам с социалистическим прошлым, недостаточно.

В качестве объекта исследования мы выбрали город Красноярск – крупный индустриальный город в Восточной Сибири с достаточно продолжительной пред-социалистической историей развития. Целью исследования являлось: (1) изучить морфологическую и функциональную структуры Красноярска, сформированные в социалистический период; (2) проанализировать влияние социалистических элементов пространственной структуры на современное развитие города; (3) оценить, являются ли современные проблемы развития Красноярска наследием социалистического прошлого или выступают типичными «трудностями роста» любого города.

Красноярск: историческое наследие

Красноярск был основан в 1628 году казаком Андреем Дубенским. Из пред-социалистической истории города следует отметить:

— пожар 1773 года, в результате которого уцелело только около 30 строений. Восстановление города после пожара осуществлялось под руководством Петра Моисева, заложившего в Красноярске линейную планировку петербургского типа;

— получение статуса губернского города в 1822 году повлекло за собой разработку первого перспективного плана развития города, осуществленного московским архитектурным бюро под руководством Вильямом Гесте. Первый план развития города унаследовал регулярную линейную планировку XVII века;

«золотая лихорадка» в середине XIX века способствовала бурному экономическому росту региона и города. Возросшие доходы и благосостояние жителей привели к появлению в городе элементов комфортной и богатой жизни — деревянных тротуаров, уличных фонарей, китайских беседок и купален в садах, а также общественного собрания с залой для танцев, бильярдной, комнатой для карточных игр и прочих простых житейских радостей того времени. В городе появляются усадьбы, построенные на основе «образцовых» или «высочайше апробированных» проектов жилых домов и усадеб.

— введение в эксплуатацию Среднесибирского участка Транссибирской магистрали в 1895 году способствовало миграции населения из европейской части России в Сибирь, освоению ее природных богатств и экономическому развитию региона.

Великое переселение заводов

Начало социалистического периода не привнесло кардинальных изменений в пространственную структуру города. Важнейшим событием, во многом сформировавшим современный облик города, стала Вторая мировая война. В 1941 году в Красноярск было эвакуировано 23 предприятия из европейской части Советского союза.

Предприятия были частично размещены на существующих производственных площадях, но преимущественно эвакуированное оборудование было выгружено вдоль Транссиба. Предприятия начали свое функционирование прямо под открытым небом, параллельно с сооружением цеховых помещений. Для обеспечения жильем работников строились землянки, деревянные одно- и двухэтажные бараки на прилегающих к цехам территориях. После окончания войны предприятия остались в Красноярске, более того, многие из них сохранили «военный» профиль. Сохранились и бараки. По данным статистики, в 1950 году в бараках проживало около 35 тысяч красноярцев.

Индустриальное покорение Сибири

Вторая волна индустриализации Красноярска началась в 1960-е. Тогда был сформирован промышленный профиль города и заложены многие градообразующие предприятия. Реализация грандиозных промышленных проектов требовала значительных материальных и людских ресурсов и вызвала огромные миграционные потоки из европейской части Советского Союза в Сибирь. Значительная доля приезжающих оставалась в городе на несколько лет. Постепенно среди населения сформировался менталитет «временщика», приехавшего на недолгий период времени и поэтому не нуждающегося в долгосрочных социальных проектах. Приоритет промышленного социалистического строительства над неустроенным бытом нашел свое отражение в нехватке жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Красноярск современный: жилые районы

Современный Красноярск делится на семь административных районов, расположенных на левом и правом берегах Енисея, протянувшись более чем на 30 км вдоль реки. Город некомпактен, его площадь составляет 359,3 км 2 (2012), расстояние между микрорайонами достигает 7-8 км, на этих пространствах располагаются промышленные зоны, пустыри и лесопарки. По меткому выражению главного архитектора «Красноярскгражданпроекта» Антона Шаталова, в настоящее время Красноярск представляет собой разбросанные в пространстве и мало связанные между собой «индустриальные деревни», ядром которых выступают предприятия, окруженные жилыми массивами.

Район Красноярской ТЭЦ-2. Фото http://feelek.livejournal.com/84669.htm

Район Красноярской ТЭЦ-2. Фото: http://feelek.livejournal.com/84669.html

Несмотря на естественные ограничения (холмы, река) и дополнительные затраты на создание инженерной инфраструктуры город продолжает разрастаться вширь. Современные причины территориальной экспансии города связаны в первую очередь с возможностями инвесторов и застройщиков приобретать участки земли для строительства. По словам директора Рекламно-информационной группы «Андрей Дубенский» Юрия Подопригоры, свободных участков в городе, особенно в центре, нет. Земельные аукционы при бывшем мэре города не проводились несколько лет. Участки в центре города не выставляются на аукцион в том числе и потому, что, по словам исполнительного директора Союза Строителей Красноярского края Андрея Тихонова, четкого механизма реновации застроенных территорий в городе не разработано.

При этом типичного для многих городов мира процесса субурбанизации (появления пригородной застройки) не происходит. Активному оттоку населения в пригородные территории препятствуют высокие затраты на содержание индивидуальных домов. Необеспеченность инженерной инфраструктурой (тепло-, водо- и газоснабжением и канализацией) сохраняют социалистическую практику второго, временного загородного дома, при наличии основного жилья в городе. В соответствии с действующим Генеральным планом города, северо-западные и юго-западные окраины являются районами, предназначенными для коттеджной индивидуальной застройки. В черте города за 2012 год было построено лишь 105 домов, общей площадью 22,4 тыс. м 2, преимущественно в поселке Удачный (20,5 тыс. м 2). Городские власти планируют увеличить число вновь строящихся малоэтажных индивидуальных домов, однако для этого требуется разработка четких механизмов, стимулирующих этот вид жилого строительства.

Расположение основных дачных и коттеджных поселков вблизи Красноярска

Расположение основных дачных и коттеджных поселков вблизи Красноярска. Источник: 24zagrad.ru

Типичный вид красноярских таунхаусов. Таунхаус «Английский парк»

Типичный вид красноярских таунхаусов. Таунхаус «Английский парк»

Красноярск современный: хрущовки

На сегодня в городе преобладают многоквартирные дома, построенные в 1971-1995 годах – 47 %. Так же многочисленны крупные массивы пятиэтажных домов конца 1950-х и 1960-х годов (хрущевки), которые сосредоточены на правом берегу Енисея – поселок Энергетиков, район КрасТЭЦ, Баджей, Красраб, ул. Вавилова, 60 лет Октября, Семафорная; на левом берегу – пр. Металлургов и центр города.

Кварталы Хрущевок. Дома на Медицинском переулке Источник: http://feelek.livejournal.com/84669.html

Кварталы Хрущевок. Дома на Медицинском переулке Источник: http://feelek.livejournal.com/84669.html

Моральный и физический износ строений, а также миграция населения после закрытия предприятий способствуют активной маргинализации и в некоторых случаях превращению этих микрорайонов в гетто. Уже сейчас большую часть населения в них составляют малообеспеченные категории, зачастую без работы. В этих микрорайонах проживает значительная доля иммигрантов, выходцев из Центральной и Восточной Азии, так как цены на аренду жилья здесь существенно ниже, чем в других районах города.

Несмотря на негативное отношение к хрущевкам, они играют значительную роль на местном вторичном рынке жилья. Цены на хрущевки в Красноярске сопоставимы с ценами на жилье эконом-класса в новостройках. Конкурентоспособность хрущевок связана с их маленькой площадью и, следовательно, меньшей стоимостью, а также расположением в центральных частях города. Специалисты прогнозируют изменение ситуации в будущем. По мнению Юрия Подопригоры, через несколько лет стоимость такого жилья может резко снизиться. Во-первых, первичный рынок уже среагировал на спрос на малогабаритное жилье, которое начало активно строиться. Очевидно, что его эксплуатационные характеристики значительно выше, и это может компенсировать фактор расположения новых квартир на периферии города. Во-вторых, ипотека на покупку квартиры возможна, если степень износа зданий составляет менее 50 %. Многие пятиэтажки Красноярска близки или перешагнули этот барьер, и, соответственно, выбыли из участия в рынке вторичного жилья, однако продолжают существовать как морфологические элементы пространственной структуры города.

Городские власти не имеют специальной политики по реабилитации и регенерации таких районов. Меры по реконструкции хрущевок носят точечный и нерегулярный характер. Учитывая площади такой застройки в городе, через несколько лет администрация города столкнется с многочисленными проблемами, связанными не только с износом зданий и инженерной инфраструктуры, но и с усилением социальной напряженности и обострением криминогенной обстановки.

Красноярск современный: новое жилье

По данным аналитического агентства «RWAY» , наибольшее количество нового жилья вводится в Центральном районе – 25% всех построенных квартир, поступивших на первичный рынок. Доли Кировского, Железнодорожного, Свердловского, Советского и Октябрьского районов приблизительно одинаковы и составляют от 14 до 17%. Новостройки в Ленинском районе единичны, что связано с удаленностью от центра города и большим количеством промышленных зон.

Крупнейшими строительными проектами в городе в настоящее время являются возведение микрорайонов Покровский, Южный берег, Эдельвейс, Пашенный и Ястынское поле. Строительство крупных микрорайонов, как и в советское время, является основным способом застройки. Унаследован не только способ застройки жилой зоны, но и проблемы социалистического города – недостаток объектов социальной инфраструктуры – в первую очередь детских садов, школ, поликлиник и больниц. В будущем нехватка объектов социальной сферы может стать основной причиной неудовлетворенности жизненными условиями местным населением и, как следствие, причиной миграций. Несмотря на предпринимаемые усилия, администрации города до настоящего времени не удалось предложить эффективного решения этой проблемы.

Красноярск современный: частный сектор

Крупные массивы частного сектора в центре Красноярска представлены районами Николаевка и Покровка. Николаевка и Покровка застроена преимущественно деревянными 1- и 2-этажными домами, некоторые из которых находятся в ветхом и аварийном состоянии. В настоящее время в двух районах начато масштабное строительство многоэтажных жилых домов.

Николаевка Источник: http://newslab.ru/article/500263#!photo_55122

Николаевка Источник: http://newslab.ru/article/500263#!photo_55122

Красноярск современный: центр

В центре Красноярска сохранились строения XIX – начала XX века, большинство из которых находится в неудовлетворительном состоянии. Центр города представляет собой эклектику архитектурных стилей разновозрастной застройки. Город не имеет своего «исторического ядра», в отличие, например, от Иркутска. В центре нет пешеходных зон. Общественные места для отдыха, прогулок и социальных коммуникаций ограничиваются набережной Енисея, Стрелкой и парком (который находится в запущенном состоянии).

Сохранившиеся деревянные дома в центре Красноярска. Источник http://www.arhinovosti.ru/2012/04/05/zapiski-puteshestvennicy-krasnoyarsk/

Сохранившиеся деревянные дома в центре Красноярска. Источник http://www.arhinovosti.ru/2012/04/05/zapiski-puteshestvennicy-krasnoyarsk/

У местных властей нет четко выработанной политики в отношении центра города. Так как продажа муниципальной собственности является основным источником пополнения местного бюджета, а цены на земельные участки и собственность в центре города всегда высоки, городские власти зачастую реализуют проекты, которые приносят прибыль в бюджет в ущерб историческому облику города, общественным пространствам, пешеходным коммуникациям и паркам. Красноярск нуждается в разработке стратегии развития центра города, которую бы поддерживало большинство жителей (примером такой стратегии (#сарказм) стало решение построить на Стрелке православный собор, расколовшее архитектурное сообщество и жителей города. прим. редакции).

Красноярск современный: промышленные зоны

Промышленные зоны Красноярска занимают около 30 % его территории. Часть промышленных предприятий продолжают работать, другая часть находится в заброшенном состоянии. Площади закрытых предприятий используются для жилищного строительства, торгово-развлекательных комплексов (например, «Торговый квартал на Свободном»), но основным направлением использования является организация складских хозяйств и разнообразных мелких обрабатывающих производств. 42 % предложений на рынке складских помещений приходится на Ленинский район. 80 % помещений относятся к классу C и D (среднее и низкое качество).

Модернизация, инвестирование в перепрофилирование и переоборудование старых промышленных зон является актуальной задачей городского развития. Город входит в десятку лидеров городов России по инвестиционной привлекательности, крупные национальные и международные компании заинтересованы в использовании складских и офисных зданий высокого класса (А и В), в то время как большинство помещений старых промышленных зон продолжают свое функционирование без модернизации и переоборудования. С другой стороны, модернизация таких территорий не под конкретный проект является инвестиционно непривлекательной и рискованной операцией для частных компаний. Таким образом, город нуждается в продуманной политике не только привлечения инвестиций, но и предоставления необходимой инфраструктуры инвесторам либо условий для ее строительства и / или оборудования.

Красноярск современный: офисы и торговля

Рынок офисной и коммерческой недвижимости является одним из наиболее развитых сегментов рынка нежилой недвижимости Красноярска. Офисные центры сосредоточены в Центральном (20 %) и Октябрьском (23 %) районах – там, где концентрируется деловая активность города. Самые дорогие офисные помещения расположены в районе города, ограниченного улицами К. Маркса, Ленина, Профсоюзов и Белинского (часть Центрального и Железнодорожного районов), большой спрос наблюдается на офисные помещения на Взлетке. Тем не менее, выбор офисных помещений в Красноярске относительно невелик, преобладают офисные помещения среднего и низкого класса.

В городе существует развитая сеть крупных торговых центров, но наиболее распространенным типом торговых помещений выступает стрит-ритейл – небольшие магазины, расположенные на первых этажах зданий. На центральных улицах города можно найти бутики и дорогие магазины, в жилых микрорайонах наиболее распространены товары и услуги повседневного спроса. Площадь помещений стрит-ритейла в Красноярск – около 200 000 м 2, наибольшее количество предложений приходится на самый крупный район города – Советский (42 %).

Стрит-ритейл. Улица 60 лет Октября. Источник http://feelek.livejournal.com/84669.html

Стрит-ритейл. Улица 60 лет Октября. Источник http://feelek.livejournal.com/84669.html

Красноярск современный: зеленые зоны

Общая площадь зеленых насаждений в 2009 году составила 8139 гектар (23 % площади города), из которых городские леса занимают – 7 008 га, лесопарки – 665 га. Крупные лесные массивы сконцентрированы преимущественно на юге (Столбы), юго-западе (Зеленая роща), в центре города – острова Отдыха и Татышев. Остров Отдыха – центр спорта Красноярска, здесь находятся Центральный стадион, дворцы спорта. Национальный парк «Столбы» является одним из наиболее привлекательных мест для туризма с хорошо развитой инфраструктурой. В городе существуют планы по благоустройству острова Татышев. Остальным зеленым территориям уделяется существенно меньше внимания. Например, центральный парк города находится в запущенном и неухоженном состоянии, также как и Берёзовая роща (вследствие наличия участков федеральной, региональной и муниципальной собственности на ее территории). Общегородского каркаса зеленых насаждений не существует, развитию и поддержанию зеленых зон, как важнейшего элемента экологической устойчивости, не уделяется должного внимания ни планировщиками, ни городскими властями.

Красноярск современный: транспорт

Проблемы транспортного сообщения в Красноярске стоят очень остро. Во-первых, город некомпактен, жителям необходимо постоянно совершать поездки на большие расстояния. Во-вторых, общественный транспорт города не удовлетворяет потребности населения ни по качественным, ни по количественным показателям. В-третьих, рост благосостояния и большие возможности по приобретению личного автотранспорта (по сравнению с советским периодом) неизбежно привели к росту частного автотранспорта с 64 автомобилей на тысячу человек в 1990 году до почти 400 автомобилей в 2013. Пропускная способность улиц, их линейная планировка, а также количество парковочных мест оказались недостаточными, чтобы обеспечить перемещение такого количества личных автомобилей. Улицы, заложенные в до- и социалистический период, неширокие, к тому же одна полоса в центре города, как правило, занята стихийными стоянками, старые дворовые территории не рассчитаны на современное количество автомобилей.

Город нуждается в перестройке дорожной сети, в новом мосте через Енисей. Местными властями уделяется много внимания транспортной проблеме города, в частности, начато строительство четвертого моста через Енисей. Однако расширение улиц и перестройка дорожной сети осуществляются медленными темпами, с каждым годом все в большей степени обостряя транспортную проблему.

Продолжение: Социалистическое наследие Красноярска. Часть 2

Егор Задереев 9 декабря 2013 г.

Обсуждение

  1. Аноним 09.12.2013 17:03

    Егор, а не перепутаны ли объекты — Зеленая роща и березовая роща?

  2. Александр 18.12.2013 11:52

    «Строительство крупных микрорайонов, как и в советское время, является основным способом застройки. Унаследован не только способ застройки жилой зоны, но и проблемы социалистического города – недостаток объектов социальной инфраструктуры – в первую очередь детских садов, школ, поликлиник и больниц. »
    Простите, что эти знатные иностранцы знают о проблемах «социалистического города»? В 80-е в социалистическом городе вся социальная инфраструктура микрорайона строилась чуть ли не раньше чем жилые дома. А очередь в садик отсутствовала, при том что рожали тогда больше.
    По моему эти иностранцы сели в лужу.


Похожие записи