О чем: Некто Клод (Эдвардс), молодой человек с невозмутимым лицом бреется, собирается, надевает костюм и галстук и идёт к мистеру Муну (Грэнджер) — где сообщает ему, что он хочет устроиться на работу. Работа простая — убивать людей за деньги. Клода берут — и на своей новой должности он оказывается настолько хорош, что вскоре приходит уже к самому мистеру Муну.
Чуть позже Клоду поручают большой и важный контракт – в Лос-Анджелесе. Там его встречают два мелких бандита, Марк (Пайн) и Джордж (Бернарди), которые сообщают Клоду две прекрасные новости. Во-первых, его цель собирается давать показания в суде против большой шишки и поэтому не выходит из дома, окруженного плотным кольцом полицейских. А во-вторых, его цель — женщина.
Подробности: Этот маленький, скромный нуар был снят за копейки и без единой звезды — и вполне мог бы сгинуть в пучине време, если бы не один верный и влиятельный поклонник по имени Мартин Скорсезе.
Увидев «Убийство» в подростковом возрасте на сдвоенном сеансе (разумеется, вторым), он настолько впечатлился, что до сих пор готов рассказывать всем и каждому, какой это прекрасный фильм. Стараниями Скорсезе у «Убийства» сложилась репутация такой потерянной малой классики – что, в общем, совершенно оправдано.
Главная сила «Убийства по контракту» — в его интонации. Это простая, лаконичная история, рассказанная предельно простыми словами — тихим, угрожающим голосом, который парализует почище самого громкого крика. Делая главным героем именно убийцу, режиссер Лернер не то чтобы прямо становится на его сторону — положительным персонажем Клода не назовёшь; скорее, он просто пытается показать его подход максимально беспристрастным образом.
То есть, да, у Клода есть какой-то там кодекс правил — например, по возможности использовать для убийств только легальные средства — ножи, бритвы, верёвки, прочее. Но кодекс этот продиктован чисто практическими соображениями, а вовсе никакими не моральными принципами — по вопросам добра и зла «Убийство по контракту» вообще хранит ледяное молчание, предельно отстраняясь от оценок действий своего героя.
Ещё там довольно здорово сделано вот что — в фильме никто не планирует объяснять, как и почему Клод дошёл до жизни такой. Нет ни предыстории, ни подробностей, ничего — и от этого внутри фильма возникает такой вакуум, огромное пустое пространство, которое настойчиво затягивает, так, что ему сопротивляться бесполезно.
Там ещё на общую минималистичную эстетику отлично работает музыка. Из всех инструментов — одна-единственная гитара; но ею там распоряжаются очень по делу. И это вообще свойственно всему, что в «Убийстве по контракту» происходит — здесь делается очень немного, но впечатление от этого остаётся почти невероятное.
Убийство по контракту. Инфо
Оригинальное название: Murder by Contract
Год: 1958
Страна: США
Продолжительность: 81 мин
Режиссер — Ирвинг Лернер
В ролях: Винсент Эдвардс, Филлип Пайн, Хэршелл Бернарди, Каприс Ториэль, Майкл Грэнджер
Обсуждение