Новый творческий сезон в крае не за горами, и самое время подвести черту под итогами сезона предыдущего. Правда, прежде я обычно это делала сразу после того, как в театрах отыгрывали последние сезонные спектакли, а в концертных залах — заключительные концерты. Но всё течет, всё меняется. Культурная жизнь в Красноярске становится всё более интенсивной и некоторые творческие организации вообще работают круглый год — например, выставочные залы и художественные галереи. Так что отринем условности и ещё раз вспомним, чем нас порадовал или огорчил прошлый сезон.
Итоги сезона. «Дом, где разбиваются сердца»
Спектакли
Начну с хорошего и сразу замечу, что эти итоги преимущественно красноярские. По краю я в прошлом сезоне почти не ездила, поэтому оценивать его события в полной мере не могу.
Лучшие спектакли — «Дом, где разбиваются сердца» (драма, большая сцена, Красноярский театр им. Пушкина), «Весна священная» (балет, Красноярский театр оперы и балета), «Тэдди» (Красноярский краевой театр кукол), «Места и воспоминания» (драма, малая сцена, Красноярский театр им. Пушкина).
Фестивали
Фестивали сезона — I Всероссийский форум «Балет XXI век», посвященный 100-летию Галины Улановой; фестиваль, посвященный 75-летию со дня рождения первого главного дирижера и художественного руководителя Красноярского симфонического оркестра Ивана Шпиллера (с концертами звезд мировой музыки Николая Луганского, Александра Князева и Вадима Руденко); «Норильские сезоны», в рамках которых состоялись гастроли Московского ТЮЗа (организатор — Фонд Михаила Прохорова); X Канский международный видеофестиваль.
Гастроли
Выездные события — участие трех театров края во внеконкурсной программе фестиваля «Золотая маска»; гастроли спектакля Минусинского драмтеатра «И в Сибири сакура цветет» в Японии; Гран-при на фестивале театров малых городов России в Балаково ( «Саня, Ваня, Римас» в постановке Алексея Песегова, Минусинский драмтеатр); Гран-при и два спецприза на фестивале «Театральный Олимп» в Сочи («Собаки-якудза», Красноярский ТЮЗ).
Итоги сезона. «Саня, Ваня, Римас»
Гастролеры — спектакли «Рассказы Шукшина» (Театр наций, Москва), «Light my fire» ( «Театр. DOC», Москва), Новосибирский театр «Глобус», балалаечник Алексей Архиповский, солист Большого театра Иван Васильев в партии Спартака в балете «Спартак» (на форуме «Балет XXI век»), солист Большого театра Роман Муравьицкий в партии Канио (опера «Паяцы»).
Юбилеи и персоны
Юбилей сезона — 90-летие народной артистки России Екатерины Ивановны Мокиенко (Красноярский театр им. Пушкина), 50-летие Ансамбля танца Сибири им. Годенко.
Итоги сезона. Юбилей Е.И. Мокиенко
Персона сезона — художественный руководитель театра оперы и балета Сергей Бобров. Человек, без энергии которого в крае не состоялся бы ни балетный форум «Балет XXI век», ни предыдущий всероссийский конкурс артистов балета, ни грядущий (в 2012 году, который будет посвящен юбилею Юрия Григоровича, учителя Боброва). Не говоря уже о том, что за десять лет своей работы в крае он серьезно поднял уровень балетной труппы театра. В прошлом сезоне Сергей Бобров выпустил свою оригинальную версию «Весны священной», которая имеет все шансы попасть на «Золотую маску». Ну и, наконец, нашел в Красноярске свою судьбу – порадуемся за человека! Его счастливой избранницей стала балерина Наталья Горошко.
Режиссер сезона — главный режиссер театра им. Пушкина Олег Рыбкин. Две сильнейших постановки (см. выше) плюс два фестиваля «ДНК» в течение одного сезона, притом что второй прошел в очень непростых условиях (после того, как случился пожар в здании театра на пр. Мира, 49). Новой площадки театр лишился, но зато его главный режиссер пробил полноценную реконструкцию (в 2012 году), а не косметический ремонт.
Драма. Новый код. Олег Рыбкин
Работа художника — Теодор Тэжик ( «Весна священная»), Игорь Капитанов ( «Дом, где разбиваются сердца»).
Роли
Лучшая мужская роль — Александр Истратьков (Оргон, «Тартюф» и Второй мужчина, «Места и воспоминания» — Красноярский театр им. Пушкина), Виталий Осипов (Дулькамара, опера «Любовный напиток»).
Лучшая женская роль — Елена Привалихина (Гесиона, «Дом, где разбиваются сердца»), Наталья Горячева (Первая женщина, «Места и воспоминания»), Галина Саламатова (Третья женщина, «Места и воспоминания»), Анна Оль (Отчужденная, «Весна священная»), Вера Баранова (Адина, «Любовный напиток»).
Лучший актерский ансамбль — «Дом, где разбиваются сердца», «Места и воспоминания», опера «Сельская честь» (Красноярский театр оперы и балета). В последней блистали три роскошных меццо – Анастасия Лепешинская, Дарья Рябинко и Нина Кириенко.
Итоги сезона. Дмитрий Соболевский
Дебют сезона — Дарья Рябинко (опера — сразу несколько заметных партий в сезоне) и Дмитрий Соболевский (балет). Дмитрий стал лауреатом I премии конкурса молодых артистов балета на форуме «Балет XXI век». В драме и кукольном театре столь ярких дебютантов, увы, не было. В режиссуре дебютировал Владислав Питальский ( «Безумная ночь, или Женитьба аптекаря») — и это лучший спектакль на малой сцене Красноярского музыкального театра.
Тенденции и эксперименты
Тенденция — появление новых творческих лабораторий, чему в немалой степени способствовал фестиваль современной драматургии «ДНК» (Драма. Новый код») в Красноярском театре им. Пушкина. В прошлом сезоне уже во второй раз прошла такая лаборатория в Канске, в этом эстафету подхватил Красноярский ТЮЗ. Не удивлюсь, если к концу сезона к лабораторному движению подключатся Норильск и Минусинск.
Эксперимент — модерн-балет «Римские каникулы» (хореограф Снежана Здор). Надо отдать должное Сергею Боброву, который привлек современную хореографию на классическую сцену. В этом сезоне ожидается еще одна экспериментальная балетная постановка, имя хореографа в театре оперы и балета пока держат в секрете.
Итоги сезона. «Римские каникулы»
Прорыв сезона — из прочтения пьесы на третьем «ДНК» наконец-то родился спектакль, «Самый легкий способ бросить курить» В. Дурненкова в постановке Егора Чернышова. Хочется, чтобы спектаклей после каждого фестиваля в репертуаре наших театров появлялось больше (и не только в театре им. Пушкина, но и в Канске, и в ТЮЗе — как результат их лабораторий). На четвертом «ДНК» самыми многообещающими заявками на постановки стали «Язычники» А. Яблонской (режиссер Семен Александровский) и «Малыш» М. Ивашкявичуса (Андрюс Саулюс Даряла).
Смена курса — неприлично затянувшийся, сопровождавшийся бесконечными скандалами, но благополучно завершившийся уход Андрея Няньчука с поста художественного руководителя Красноярского ТЮЗа.
Выставки
Самая обширная выставка — «Осенний вернисаж» (ВДЦ MixMax), на которой экспонировалось более 500 натюрмортов и пейзажей от художников со всей Сибири.
Самая популярная выставка — «Мартовский кот», который с прошлого сезона нашел себе постоянное пристанище в «Арт-галерее Романовых».
Огорчения сезона
Ну а теперь к неприятному… Увы, огорчений в прошлом сезоне тоже было предостаточно.
Самые провальные спектакли — «Голубая камея» (Красноярский музыкальный театр), балет «Красный мак» (театр оперы и балета), «Дюймовочка» (Красноярский театр кукол), «Малыш и Карлсон» и «Плохие братишки» (оба – театр им. Пушкина). О «Голубой камее» высказалась предостаточно, остается лишь добавить, что погоня за кассовым успехом в музыкальном театре по-прежнему важнее художественного результата. И если наш минкульт и краевое Заксобрание пойдут на поводу у этой тенденции, в грядущем сезоне постановочная бригада «Голубой камеи» «осчастливит» Красноярск еще одним попсовым шоу — мюзиклом «Дубровский».
«Красный мак» — откровенная халтура его постановщика Владимира Васильева, балет, в котором минимум хореографии, а та, которая есть, мягко говоря, сильно «перекликается» с хореографией Григоровича. И это при заявке на оригинальную версию! На балетном форуме спектакль дружно разгромили все критики. И тем необъяснимее выглядит решение музыкального жюри краевого фестиваля «Театральная весна» под председательством Ольги Садовской, которое назвало «Красный мак»… лучшей премьерой сезона. В чью сторону реверанс, перед кем прогнулись?
«Дюймовочка» и «Малыш и Карлсон» — худший вариант так называемой актерской режиссуры. Спектакли-самоделки, просто не имеющие права присутствовать на профессиональной сцене. «Плохие братишки» Р. Куни в постановке Алексея Песегова — настоящий трэш, спектакль, от которого голова начинает болеть с первых же сцен. Шум, ор, насквозь фальшиво и бессмысленно, ни одной приличной актерской работы. Смотришь — и не веришь, что эти самые актеры могут играть совершенно по-другому…
Неудачи сезона — «Д’Артаньян» (Красноярский ТЮЗ), «Любовный напиток» (Театр оперы и балета). Провальными эти постановки не назовешь, но ожидалось от них гораздо большего. «Д’Артаньяна» режиссер Тимур Насиров сократил, по сути это репремьера (после ухода из театра Олега Рубцова спектакль долго не играли, пока на роль Портоса не ввели Владимира Абакановского из краевой драмы). Сокращения пошли не на пользу — из спектакля ушла главная линия, тема превращения мальчика в мужчину. И не факт, что удастся это как-то выровнять…
Предполагалось, что опера «Любовный напиток» выйдет в оригинальном режиссерском решении, на спектакль были большие фестивальные планы. А на деле режиссер Александр Петров банально перенес в Красноярск свою постановку 15-летней давности. Репертуар пополнился еще одним проходным спектаклем.
Разочарование сезона — назначение Вячеслава Цюпы на должность художественного руководителя Красноярского музыкального театра. После пятилетнего самовластия директора Натальи Русановой, при котором в театре не утихали скандалы, а единственной полноценной творческой удачей можно назвать лишь мюзикл «Скрипач на крыше», приход нового худрука воспринимался с надеждой на возрождение. За плечами у Цюпы — опыт работы главным режиссером театра, немало интересных постановок (в том числе — номинант «Золотой маски» опера «Любовный напиток»), и вообще, как отмечают критики, он силен именно в комедийных спектаклях. Но, увы, ожидания себя до сих пор не оправдали. Весь прошлый сезон ушел у худрука на затяжную позиционную борьбу с директором. Да, трудно представить, что Наталья Русанова с легкостью уступит лидерство в театре, где она давно привыкла рулить не только административно-хозяйственными, но и творческими вопросами — в меру своего вкуса и понимания, безрадостный результат чего можно было наблюдать все годы ее правления.
Зато план в театре выполняется из года в год, что беспроигрышный аргумент в глазах краевого руководства. Единственным рычагом у Вячеслава Цюпы в этой борьбе против беспринципной коммерциализации театра (который впору уже переименовать в развлекательный центр) были бы какие-то подвижки в сторону художественных изменений. Но, увы — за сезон не сделано ни-че-го. Почему? Сейчас этот вопрос уже несущественный, важнее, сумеет ли худрук переломить ситуацию в новом сезоне.
Фото Андрея Минаева и из архивов театров
Категорически не согласна с оценкой «Плохих братишек» в театре Пушкина. Считается хорошим тоном и проявлением высокого вкуса ругать все без исключения спектакли по пьесам Куни.
Я самая горячая сторонница сложных спектаклей, со смыслами и подтекстами. Но это не значит, что смешные забавные пустяковины не имеют права на существование. Имеют. Нужны и анекдоты, и капустники, и такие вот спектакли. Главное, чтобы в них не было пошлости, грубости и тупости. Молодец, Песегов, молодцы артисты — отлично играют.
«Считается хорошим тоном и проявлением высокого вкуса ругать все без исключения спектакли по пьесам Куни» — Людмила, не обобщайте, пожалуйста ) Не знаю, у кого так считается, но ко мне лично это не имеет никакого отношения. Я не противник присутствия Куни на сцене и в данном случае говорю лишь о конкретном спектакле. Наши мнения не совпали? Это нормально. Я вообще видела до сих пор единственный приличный спектакль по Куни — «№13» Машкова в МХТ.
Ну, извините, Елена, не хотела задеть. )))
А что Вам не понравилось в спектакле?
Да бросьте, Людмила, ничем Вы меня не задели. Просто уточнила.
Что не понравилось? То, что мне не нравится в большинстве сегодняшних постановок комедий — когда внутренняя эмоция подменяется внешней, когда все уходит в крики и ужимки. Комедия — это вообще непростой жанр. И в ней как раз очень легко скатиться в милые сердцу публики и некоторых актер актерычей штампы. Ну как не поддать жару, если публика так радостно принимает? Тонкости в игре не хватает, вот чего — слишком все грубо, по первому плану. Вообще, лучшая комедия, которую я видела за последние годы (а ей уже два десятка лет) — это «Волки и овцы» «Мастерской Фоменко». Смешно до слез и коликов. И дело не в «высокой драматургии». Пьесы Куни — очень благодатный материал, там гораздо больше комедийных возможностей, чем у того же Островского. Но обыгрываются они чаще всего слишком примитивно. А особенно когда актеры — тем более молодые актеры — начинают звездить, чувствуя расположение публики, все это скатывается вообще в полный кошмар. Мне не нравится у пушкинцев и «Чисто семейное дело», но оно смотрится гораздо приличнее этого трэша. Таково мое мнение, ИМХО.
Ну, не знаю, может сейчас они уже и «звездят», и пережимают… Я была на одном из первых спектаклей. И отметила как раз, что там не было пережима. Мне очень понравились Янюк и Абакановский. Вот Даниленко мне не нравится. И к нему я бы Ваши слова о пережиме могла бы отнести.
Я на премьеру как раз не попала, была в это время на «Золотой маске», сходила ближе к концу сезона. Все были «хороши» (( Постаралась забыть, как страшный сон. Однажды меня так занесло на «Примадонн» спустя какое-то время после премьеры… Нда, такие спектакли можно смотреть разве что вначале, потом все скатывается в совершенно безбожную дурь.
А судьи кто ? Вы бы ,Елена, все-таки уточнили , что это лишь Ваше субъективное мнение. Столько номинаций, — тут и персона и разочарование … Складывается ощущение, что Вы озвучиваете «официальные итоги сезона» . Но очень во многом с Вами согласен !
А.К., я даже не подумала, что нужно уточнять, что и так очевидно :) Да, это мои субъективные оценки, ИМХО, основанные на том, что я лично увидела и услышала за сезон, а также на моем многолетнем профессиональном опыте. В тексте есть уточнение, что оценки касаются преимущественно Красноярска. В бытность моей работы в официальных СМИ я часто ездила по краю. В прошлом сезоне такой возможности не было.
А что касается «складывающих впечатлений» — не стоит домысливать, поверьте, это бессмысленно и непродуктивно :) Когда я озвучиваю чьи-то мнения, ссылаюсь на источник.