Игра оркестра зависит от настроения музыкантов

После интервью вернулась домой и написала отцу по «аське»: «Мне только что Борис Березовский пожал руку! Круто?!». «Березовский в Лондоне сейчас живет! Ты врешь!», — ответил мне папа. Ну, тот, что в Лодоне, мне, положим, неинтересен. А руку мне пожал знаменитый пианист. И, кстати, живет он под Брюсселем.

Концерт Бориса Березовского с Красноярским симфоническим оркестром состоялся в минувшее воскресенье в Большом зале филармонии. Почти все билеты были проданы, несмотря на недавний концерт Дениса Мацуева. В Красноярск известный музыкант приехал впервые.

Пианист Борис Березовский. Фото с сайта nnm.ru

Пианист Борис Березовский. Фото с сайта nnm.ru

— К сожалению, в Сибири бываю редко, — пояснил Борис Вадимович. — Надеюсь, буду приезжать чаще, потому что очень люблю всё, что с ней связано. У меня, кстати, предки из Сибири.

— У нас вы играли первый Концерт Чайковского – произведение, которое вы исполнили на конкурсе Чайковского, когда получили первую премию (1990 год). Какое-то особое к нему отношение?
— Честно говоря, я давно его не исполнял. В последний раз года три назад. А выбор… Я не знаю, это решила приглашающая сторона — филармония, или оркестр, видимо. Но при этом, так как давно не играл, очень свежие ощущения и мне нравится.

— Часто ли исполняете музыку современных композиторов? Что из произведений хотелось бы сыграть, но пока не получается?
— Я не очень люблю музыку современных композиторов, не часто её играю. Один раз у меня в программе был концерт Шнитке, который имел огромный успех у публики, совершенно невероятный. Кстати, Шнитке и Лигети — это как раз те современные композиторы, которые мне нравятся.

— Долгое время вы жили в Лондоне, а сейчас — под Брюсселем. С чем был связан переезд?
— Так сложились семейные обстоятельства. Я встретил свою вторую жену в Брюсселе, там мы и обосновались, потому что там музыкантам не надо платить налоги.

Чем богаче город, тем богаче культурная жизнь

— В каких странах, городах, на ваш взгляд, концертная жизнь сегодня интереснее?
— Трудно сказать, я за этим не слежу. Центрами всегда считались Москва, Питер, Лондон, Нью-Йорк, Токио — все крупные города, где череда концертов просто бесконечна. Сейчас уже нет такого, как раньше, когда центром был, скажем, Париж. В наше время всё гораздо более размыто. Много гастролирующих коллективов, которые приезжают куда угодно. Чем богаче город, тем богаче культурная жизнь, можно так сказать.

— В вашем «послужном» списке больше концертов с известными зарубежными оркестрами. С российскими выступать не получается?
— У меня часто проходят концерты с оркестром Екатеринбургской филармонии. Мы играем в России, Франции, Японии. С московскими, питерскими оркестрами я часто выступаю. Просто так получилось, что этот регион Сибирь у меня был совершенно не освоен.

— Если в целом говорить об уровне российский оркестров, каким он вам видится?
— Вообще, в оркестре многое зависит от дирижера. Скажем, то, что произошло с Госоркестром в эпоху Горенштейна – это ужасно, это кошмар просто… А кроме того, игра оркестра на сто процентов зависит от настроения музыкантов. Если у них есть настроение, они будут играть потрясающе, независимо от статуса коллектива. Я могу сказать, что слышал чудовищные концерты очень знаменитых оркестров, и наоборот – хорошие выступления менее известных.

В России много замечательных оркестров, и уровень игры высок. Но должен, к сожалению, сказать, что в Германии есть оркестры, которые по уровню и по классу гораздо выше, чем все российские, — это, в частности, Мюнхенский и Берлинский. Причина в том, что у нас многие музыканты уехали, ну, и в Германии, конечно, особая музыкальная культура. Кроме того, в русских оркестрах ситуация такова, что люди должны бегать из одного коллектива в другой, чтобы иметь нормальные заработки. Я могу играть с одним и тем же оркестром и каждый раз видеть новых людей. Там все время идет миграция. Кстати, очень похожая ситуация в Лондоне. Там тоже мало платят.

Пианист Борис Березовский. Фото с сайта nnm.ru

Пианист Борис Березовский. Фото с сайта nnm.ru

— Как вы считаете, где молодым музыкантам сегодня легче реализовать себя, добиться известности: за границей или в России?
— Сложный вопрос. Я верю в то, что талантливый человек всегда пробьется, независимо от того, в какой стране он находится.

Безумные дни

— Один из ваших любимых фестивалей «Безумные дни» (La Folle Journée). Что вас в нем привлекает, и возможны ли события подобного формата в России?
— Этот фестиваль всегда посвящен какой-то теме. Меня привлекает то, что на нем люди могут за два-три дня познакомиться практически со всеми основными произведениями того или иного композитора. Я давно мечтал о таком театральном фестивале. Когда тебе нравится какой-то драматург, Островский, например, ты приходишь и смотришь в течение двух-трех дней много разных спектаклей. Это очень интересно. Ты составляешь себе представление об этом писателе, драматурге. Точно также и на «Безумных днях». С утра до вечера можно окунуться в музыку, и за три дня даже неискренне интересующиеся музыкой люди потом могут поставить себе галочку: «Теперь я знаю творчество этого композитора». Это очень удобная формула.

В России такой фестиваль, безусловно, возможен, это вопрос желания и средств. Одна из ключевых идей этого фестиваля — дешевые билеты. В России сейчас акцент ставится на то, чтобы всё было дорого, дорогой артист и так далее. Чтобы сделать билеты на такой фестиваль дешевыми, нужно спонсорство на государственном уровне.

— Есть фестивали, где вы бы хотели, но по каким-то причинам не можете поучаствовать?
— Нет… Ах, нет, вру! Фестиваль в Рио-де-Жанейро, но не музыкальный, а карнавал (смеется). Хотел съездить, но были концерты, хотел даже отменить, но не получилось.

— Сейчас у вас двойное гражданство – российское и английское. Ощущаете себя гражданином мира?
— Я везде чувствую себя комфортно, но в Россию приезжать люблю.

— У вас множество премий, но нет званий. Как относитесь к этому факту?
— Совершенно спокойно. Меня это абсолютно не волнует.

Пианист Борис Березовский. Фото с сайта nnm.ru

Пианист Борис Березовский. Фото с сайта nnm.ru

— Каким видите себя через 20 лет?
— Вижу поседевшим (улыбается). Надеюсь, к тому времени у меня уже всё сложится, выполню все свои творческие планы, а их не мало, и буду, довольный жизнью, отдыхать летом в Хорватии, а зимой играть в Сибири (смеётся).

— Удается ли вам следить за событиями в России? Как относитесь к недавним митингам в Москве и других городах?
— Отношусь очень отрицательно. Я вообще не считаю, что какая-то новая политическая сила способна что-либо кардинально изменить. Всё равно власть — это всегда коррупция. Всегда и везде это было и будет. Будет только перераспределение уже существовавших вещей. К сожалению, все благие намерения никогда ничем хорошим не заканчиваются. Вся история, не только России, — этому пример. Поэтому я считаю, что современная власть со всеми её недостатками, которые все прекрасно знают, это лучший вариант, который существует на данный момент. Никакая другая политическая сила ничего в лучшую сторону не изменит. Я в этом вечно убежден.

— И последний вопрос. Правда ли, что вы играете в карты с директором Лувра?
— Да, это правда.

Ольга Черухина 20 декабря 2011 г.

Написала

Ольга Черухина Ольга Черухина


20 декабря 2011 г.

Обсуждение

  1. Вчера разговаривала с мариинским режиссером

    Мне только что Борис Березовский пожал руку!

    Оля такая ваще, ах!))))

    Ответить
  2. Ольга Черухина 20.12.2011 11:58

    а то!=)

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи