Алексей Алексеев: «ТЮЗ для меня – как ровесник»

Один из самых популярных артистов Красноярского ТЮЗа Алексей Алексеев проработал в нем всего четыре года. Но кажется, что он здесь уже много-много лет – представить сегодняшний ТЮЗ без Алексеева просто невозможно. Начиная с роли Свена в «Собаках-якудза» артист был занят практически во всех последующих премьерах. И преимущественно в главных ролях. Вот и сейчас он репетирует главного героя в «Заводном апельсине». Премьера спектакля состоится 6 и 7 апреля.  (Интервью с артистом из газеты ТЮЗа «Третий звонок»)

Артист Красноярского ТЮЗа Алексей Алексеев

Артист Красноярского ТЮЗа Алексей Алексеев

— Алексей, уместно ли вас сейчас спрашивать об этой работе?

— Наверное, пока преждевременно. Это очень сложная роль, сложный спектакль, и мы сейчас как раз в активном поиске, очень многое меняется в процессе репетиций.

— Хорошо, к «Заводному апельсину» мы вернемся после премьеры. А пока перейдем к «Собакам-якудза». В этом спектакле актеры могли сделать заявку на ту или иную роль. Свена вы выбрали сами?

— Нет, это было предложение режиссера. Дело в том, что я с небольшим опозданием вернулся из отпуска, режиссер Тимур Насиров к тому времени уже посмотрел всех артистов. И вдруг он с художником Никитой Сазоновым приглашает меня, задает какие-то странные вопросы – мол, если бы ты захотел убить человека, как бы ты его убил? Я удивился, но ответил, что, наверное, задушил бы. Они переглянулись, вероятно, сделали для себя какие-то выводы. Так я получил роль Свена.

Времени было очень мало, «Собаки» поставлены всего за 48 репетиций. Многое там из нашей собственной жизни. Скажем, первая драка с братьями – это драка из моей жизни, когда меня до полусмерти избили 10 человек, еле выкарабкался тогда… И до сих пор примерно за неделю до этого спектакля у меня начинается какая-то внутренняя работа, снятся сны, связанные с болью – словно тело само программируется, что впереди что-то очень серьезное, к чему надо готовиться задолго. Меня, кстати, постоянно спрашивают, больно ли мне, когда я там падаю. Но это нельзя назвать болью, в тот момент я боли не чувствую.

"Собаки-якудза"

«Собаки-якудза»

— Помните свои ощущения после премьеры «Собак»?

— Это было всеобщее воодушевление. После некоторых неудач театра было особенно приятно видеть переполненные залы, когда на первых показах не хватало мест, даже стулья дополнительно подставляли. И то, что я получил за эту работу «Хрустальную маску» на фестивале «Театральная весна» как за лучшую мужскую роль – конечно, было очень приятно. Театральный эксперт Олег Семенович Лоевский сказал мне после «Собак»: «Это ваш дебют, молодой человек».

— Хотя к тому времени вы уже сезон проработали в театре, не так ли?

— Это был очень важный для меня период, когда я со студенческой скамьи пришел в профессиональный театр. И сразу же получил главную роль – Алладина. Правда, в третьем составе – играл ее вместе с Максимом Савченко и Максимом Сарповым. Оба – высокие, красивые, светленькие. А я – маленький и черный, такой контраст. Зато – главная роль! (Смеется.) В тот же год сыграл в «Серебряной сказке», съездил с ней на первые гастроли – в Лесосибирск. Потом в «12 ночи…» по Шекспиру сыграл Курио – у меня там была одна реплика, и еще я играл на барабане. В общем, список ролей небогатый. И в быту тоже все было непросто. Помню, как мы тогда с женой (актриса ТЮЗа Екатерина Кузюкова – Е.К.) жили в гостинке на ул. Королева – 6 квадратных метров, едва там помещались. Катя еще не работала в театре, я подрабатывал – в детском доме творчества преподавал мастерство актера, акробатику. А в начале следующего сезона сыграл принца в «Принце и нищем», потом сразу Свена – и все, стало не до подработок, роли пошли потоком.

"Алладин и волшебная лампа"

«Алладин и волшебная лампа»

— До такой степени, что даже стали от них отказываться?

— Я действительно отказался играть принца в «Золушке». После «Принца и нищего» и «Собак», которые мы репетировали и выпускали без перерыва, настолько выдохся, что сразу же включиться в следующий спектакль просто физически не смог. Но после премьеры «Золушки» я пожалел, что отказался. Для артиста, особенно молодого, любой профессиональный опыт очень важен – чем больше работы, встреч с разными режиссерами, тренинга, тем лучше. Больше я от работы не отказывался. Мог отказаться от роли, но не от участия в спектакле. Как, например, в «Тетушке Чарлея», где режиссер Сергей Алдонин предлагал мне роль Джеки. Но я перед этим сыграл главные роли в двух премьерах подряд – Ромео и Д’Артаньяна. И понимал, что еще одну большую роль без перерыва просто не потяну. Поэтому в «Тетушке Чарлея» я играю в ансамбле на барабанах.

— А зрительское признание когда впервые ощутили?

— После «Принца и нищего» — именно тогда у меня появились первые поклонницы. Помню, как после спектакля администратор попросила меня выйти в фойе, где меня поджидали старшеклассницы с просьбами автографа. Зажали меня в угол, писал им на память какие-то глупости, пожелания счастья… (Улыбается.) Хотя, если серьезно – а ради чего мы выходим на сцену? Можно в этом не признаваться, но любому артисту очень дорого внимание зрителей, востребованность у публики. Энергия, которая возникает при контакте с залом – как наркотик, без нее уже невозможно обойтись.

"Принц и нищий"

«Принц и нищий»

— Красноярская публика вас вниманием не обделяет. А чем вас самого привлек Красноярск?

— Я еще студентом побывал здесь с хореографическим номером на фестивале современного танца «Айседора». И город меня сразу покорил своей приветливостью, люди здесь открытые. Подумал тогда: а почему бы не поработать в Красноярске? Пошел по театрам. В драме со мной даже разговаривать не стали. А в ТЮЗе прослушали, записали телефон. И спустя полгода, когда я как раз получил диплом и праздновал день рожденья, раздался звонок: «Мы вас ждем». Я тогда еще попытался показаться в других театрах, доехал до Новосибирска… Но, видимо, судьба была вернуться в Красноярск. Помню, театр мне в первый год работы почему-то казался совсем юным. А сейчас, по моему ощущению, это совсем другой театр, мой ровесник: мне 25 – и ему столько же. И мы с ним говорим на одном, понятном друг другу языке.

Мне особенно приятно об этом говорить еще и потому, что в театр я в общем-то попал случайно. Никогда не мечтал стать артистом, даже и не думал! В детстве пять лет играл в футбол. Мама была директором музыкальной школы, и я сначала учился играть на баяне. Потом на гитаре, немного на клавишах занимался, потом на ударных. Отец предлагал, чтобы я стал железнодорожником – почему бы и нет? Но уже по окончании школы одноклассница предложила стать артистом. Так и поступил – за компанию. Правда, на первых курсах, когда мы животных в этюдах изображали, это казалось мне дикостью. Думал – а когда же мы Гамлетов начнем играть? (Смеется.) Но потом втянулся, стало интересно. Наверное, выбор профессии все-таки был неслучайный.

"Заводной апельсин"

«Заводной апельсин»

— Алексей, а в столицы не тянет?

— А я не воспринимаю Красноярск как провинцию. Конечно, по юности все артисты мечтают работать в Москве, в хорошем театре. Но вот вам пример. У меня был очень талантливый педагог в академии, во Владивостоке он играл в театре все главные роли, человек очень упорный, настоящий трудоголик. Последние два года он работает в «Сатириконе». И за все это время сыграл всего в двух спектаклях – в массовке и какую-то небольшую роль. Значит, не за профессией поехал?.. У нас в академии говорили: артист – как английский газон, его можно оценить лишь после 20-25 лет работы. Не случайно звание заслуженного артиста дают ближе к сорока, когда человек подтвердил свою профессиональную состоятельность не парой отдельных удач, а упорным трудом.

Фото из архива Красноярского ТЮЗа

Елена Коновалова 25 марта 2012 г.

Обсуждение

  1. Алексей Алексеев — умница! Удач ему всяких. Очень интересно было читать интервью. Хотелось бы больше.

  2. Аноним 03.04.2012 23:41

    Действительно, Леша очень талантливый молодой человек! :) На сцене просто живет! Очень люблю наш ТЮЗ и всех его актеров! :)

  3. Зритель 16.04.2012 10:52

    Поздравляю Алексея с новой победой в «Заводном апельсине»! Молодец парень. Хорошо и честно работает!

  4. сегодня была на «рамэо и джульетте», было великолепно! мне очень понравилось, после спектакля шла домой с мамой и бабушкой и почему то всю дорогу плакала, думала и о спектакле, и об Алексее. Я тогда еще не знала как его зовут. пришла домой начала разными способами искать его. Он мне до такой степени понравился. Да как он, может кому то не понравится. Прочитала все про него, все поняла.. желаю большой удачи, ролей побольше, любви.. Будьте счастливы!!! Вы большой молодец!:)


Похожие записи