До последнего надеялась, что здравый смысл восторжествует и эта привлекательная во всех отношениях идея найдет отклик — первый в нашей стране фестиваль WOMAD (World of Music, Art and Dance), который патронирует небезызвестный Питер Гэбриэл, пройдет именно в Сибири, в нашем крае. Все предпосылки для этого есть.
Но, увы – наши чиновники поосторожничали, никто не решился взять на себя ответственность. Сегодня в Москве было объявлено, что впервые этот фестиваль под названием WOMAD Russia – МИР России (Музыка и Ремесла России) состоится в сентябре 2013 года в Кисловодске. Власти Ставрополья рискнуть не побоялись…
WOMAD
Текст, что я публикую ниже, был написан после фестиваля «МИР Сибири», который состоялся летом в Шушенском. Тогда еще была надежда, что эстафету у него перехватит именно WOMAD. Но я все-таки очень надеюсь, что позитивный опыт фестиваля в Кисловодске (в чем можно не сомневаться) переборет и нашу инертность. И что если не через год, то через два WOMAD точно доедет и до Сибири.
Мирные люди
Самым юным участникам международного фестиваля этнической музыки и ремесел «МИР Сибири» в Шушенском нет еще и пяти лет, самым старшим – под 80. Первые только начинают познавать фольклор, вторые на протяжении всей жизни бережно сохраняют его традиции. Чем этих людей увлекает народная музыка? И чем она манит их зрителей, которые ради того, чтобы ее послушать, готовы из года в год приезжать за десятки, а то и сотни километров?
…На этнофестивале в Шушенском всегда много детей. В этом году было как-то особенно заметно: взрослые слушают музыку чинно, расположившись на скамейках и прямо на траве перед сценой, детям на месте не сидится – они танцуют, легко и увлеченно. Под любые ритмы – русские, тувинские, якутские, таймырские. Дети еще не знают, что такое разные национальности, и просто отдаются музыкальной стихии. Они свободны.
Марина, дирижер-хоровик из Красноярска, приезжает сюда шестой год и всегда привозит с собой дочерей. Младшей в первый приезд было четыре года, старшей семь, сейчас им по 9 и 12. Марина убеждена – детям необходимо слушать этническую музыку и приобщаться к национальным ремеслам.
— Народная культура воспитывает у детей вкус. Они должны слышать такую музыку. Вокруг ведь так много суррогата звучит. Я работала педагогом раннего музыкального развития и понимаю, насколько важно, чтобы человеку с самого маленького возраста попадали в уши хорошие мелодии. Музыка способна изменять пространство. Если заморозить воду в двух стаканах, в одном – под произведения Моцарта, в другом – под какой-нибудь тяжелый рок, то в первом будут снежинки, а во втором – кристаллы неправильной формы, очень страшные.
— Представляю, что будет, если воду заморозить под звуки русской попсы.
— Думаю, ничего хорошего. (Смеется.) Пространство вокруг нас живое, не стоит об этом забывать. Я просто ощущаю, что на фестивале оно пропитано очень хорошей музыкой, здесь добрая атмосфера, в ней словно растворяешься. Попадая сюда, даже если человек чего-то не понимает и отвергает, он все равно это впитывает, в нем что-то меняется.
Сергей Старостин
Председатель жюри «МИРа Сибири», известный этномузыкант Сергей Старостин тоже не первый год приезжает в Шушенское с дочкой. Несколько лет назад, когда Маша только делала свои первые шаги в фольклоре, они вместе выступили здесь дуэтом. Теперь их семейный ансамбль постоянный гость сибирского фестиваля.
— Дочь сама сюда рвется, — смеется Старостин. – Куда-то в другое место порой не затянешь, а в Шушенское просится. Правда, у нее сейчас иные музыкальные увлечения, народные песни поет из уважения к папе.
— А что сама слушает?
— Ей 14 лет. Что они в этом возрасте слушают? Попсу.
— Вас это не огорчает?
— Детскими болезнями нужно переболеть в детстве. Я спокоен – вся шелуха со временем отпадет, она воспитана на народной музыке, и это в ней никуда не исчезнет.
…Восьмилетний Миша в лихо заломленном набекрень картузе непроизвольно притопывает в такт напевам, что звучат со сцены. Он и сам артист – занимается в детском фольклорно-этнографическом ансамбле «Октай» под руководством Надежды Пономаревой. Основа репертуара ансамбля – старообрядческие песнопения Тывы, ребята сами собирают их в фольклорных экспедициях в поселения старообрядцев в верховьях Енисея. Дети стоят на малой фестивальной площадке в ожидании своего выхода. На «МИР Сибири» они приехали как номинанты конкурсной программы. А заодно дали несколько мастер-классов, посвящая всех желающих в тонкости старообрядческих традиций. Миша бойко отвечает на вопросы, рассказывает, что ансамбль их из Кызыла, он выступает в нем третий год, любит разные песни – и духовные, и плясовые. Но когда спрашиваю, почему он их любит, смотрит на меня с недоумением:
— Не знаю… Просто хотел петь.
На помощь приходит сестра, 13-летняя Рита. Как выясняется из дальнейшего разговора, собственно, она и привела братишку в ансамбль. А сама в нем (задумавшись, мысленно считает) уже девять лет.
— У бабушкиной соседки внук ходил в «Октай». Она и меня туда записала. Мне русская культура понравилась, — серьезно поясняет Рита.
Судя по тому, что желающих петь в ансамбле за 22 года его существования не убывает, русская культура заинтересовала не только ее. Полина два года назад пришла вслед за подружкой. Майя Аникина, их партнерша постарше, в этом году выступала на фестивале соло и стала его лауреатом. Впереди у девушки дальнейшее музыкальное образование. В общении с участниками фестиваля не раз слышу, что это распространенная практика – для многих детей, которые с малолетства приобщились к фольклору, он становится профессией. Те, кто предпочитают другую стезю, с народной музыкой все равно не расстаются. И, как правило, приводят в фольклорные школы и ансамбли своих детей.
— Что занятие фольклором дает человеку? Это наше всё, сама жизнь, — с жаром говорит Елена Вопилова, руководитель фольклорно-этнографического отделения в музыкальной школе Дивногорска, единственного в Красноярском крае. – Мои бывшие ученики приходят к нам на каждый праздник и поют вместе со своими детьми, которые тоже у нас занимаются. Они независимы в суждениях. Фольклор воспитывает в людях умение самостоятельно мыслить. Это любовь к жизни и способность противодействовать всем ее невзгодам, потому что в народной культуре человек находит самую надежную опору. Та самая национальная идея, которую наши президенты все ищут и никак не могут найти…
«Енисеюшка»
В горячности, с которой Елена Вопилова отстаивает важные для нее жизненные основы, сквозит обида. На «МИР Сибири» она привезла сразу два коллектива, оба стали лауреатами. Что примечательно, один из них, дуэт «ЛиНа», — подростковый. Возраст участниц второго, фольклорно-этнографического ансамбля «Енисеюшка», — от 69 до 79 лет. В неформальной обстановке малой сцены фестиваля бабушки и их юные последовательницы поют вместе – налицо естественная преемственность традиций. Но власти на местах ценность этой традиции понимают не всегда.
— «Енисеюшка» появился благодаря бывшему председателю комитета по культуре и искусству администрации Дивногорска Василию Михайловичу Обыденко, — поясняет Вопилова. – Бабушки – соседки Виктора Петровича Астафьева, жили с ним на одной улице в селе Овсянка, вместе песни пели.
— Астафьев еще и пел?
— Да, у него же был потрясающий тенор! Сначала пели просто по-соседски. Потом Обыденко предложил при астафьевской библиотеке создать фольклорный ансамбль – чтобы объединить исследования творчества писателя и той культурной среды, в которой он вырос. А нынешний руководитель дивногорского отдела культуры Елена Васильевна Шошина даже с автобусом не помогла.
— Почему?
— Сказала, что даст нам его при условии, если мы уедем сразу после конкурсного выступления. Но это же только середина фестиваля, у нас потом еще и мастер-классы были запланированы! Нет, ни в какую. Бабушки очень обиделись. Пришлось им покупать билеты на свою пенсию. Я просто не понимаю: видят же, что люди в таком почтенном возрасте, всю свою жизнь хранят народную традицию, они ей не изменяют – уже только за это нужно их уважать! В Шушенском им проходу не давали – то спеть просили, то сфотографироваться вместе. А дома не ценят.
На пресс-конференции министра культуры Красноярского края Елены Паздниковой, где много и важно говорят о значимости шушенского этнофестиваля в жизни Сибири и престижности участия в нем, рассказываю об этом случае. Министр признает – да, упущение. И обещает позаботиться, чтобы в следующем году все номинанты от края были отправлены на фестиваль за счет бюджета. Дойдет ли ее обещание до чиновников из муниципалитетов и райцентров?
Имя новое, форма старая
«МИР Сибири» на слух непосвященного звучит невыразительно. На самом деле, первое слово – аббревиатура: «МИР» означает «музыка и ремесла». Этот музыкально-ремесленный сибирский фестиваль стал преемником другого – «Саянского кольца», который с 2003 года успешно прописался на шушенской земле.
Вдохновитель фестиваля в Шушенском Андрей Катаев
Сам поселок Шушенское в советские годы был известен всей стране как место сибирской ссылки Ленина. Жители поселка вождю мирового пролетариата признательны: благодаря тому, что в память о его ссылке в Шушенском больше 80 лет назад появился музей, там удалось сохранить уникальный исторический фрагмент старого сибирского села. Этнофестиваль в жизни музея тоже сыграл свою позитивную роль – за три фестивальных дня, говорит директор этого культурного учреждения Галина Бугаева, они принимают у себя столько посетителей, сколько обычно приходит в месяц.
— Мы и сами программу фестиваля поддерживаем. Фольклорный ансамбль музейных работников «Плетень» не раз выступал на его концертах, первый «Город мастеров» прошел на территории музея. У нас с середины 90-х развиваются свои ремесленные мастерские – по гончарному, токарному делу, росписи по дереву, пошиву народных костюмов и т. п. Можно не только приобрести готовую продукцию, но и самому поучиться народным ремеслам на мастер-классах.
Этнофестиваль в Шушенском появился благодаря инициативе красноярского предпринимателя Андрея Катаева. Своим первым названием «Саянское кольцо» он обязан одноименному туристическому маршруту. Этот маршрут – путешествие по югу Красноярского края, Хакасии и Туве – был разработан еще в советское время. Катаев, в начале 2000-х – директор туристической компании, маршрут возродил. Изначально фестиваль был создан с вполне прагматичной целью – привлечь внимание к местному туризму. Первый его бюджет составлял чуть больше миллиона рублей, преимущественно из собственных средств Катаева и денег отдельных спонсоров, 300 тысяч подкинула «Единая Россия».
Вскоре фестиваль по своей притягательности не только затмил маршрут, давший ему имя, но стал одним из самых ярких культурных событий Сибири. Власти в стороне не остались. Тогдашний губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сначала поддержал его из своего личного фонда, а затем и значительными бюджетными средствами – в 2008 году министерство культуры региона вложило в него 5 млн рублей. Сегодняшнее финансирование «МИРа Сибири» — 20 млн рублей, преимущественно средства краевого бюджета.
Андрей Катаев из туристического бизнеса впоследствии ушел. А вскоре, занявшись другими этнокультурными проектами, на несколько лет расстался и с любимым детищем – фестивалем. За это время его бренд «Саянское кольцо» перешел другим частным лицам. Год назад в краевом минкульте сочли, что ежегодный фестиваль – удовольствие слишком затратное. Тем более что в этом году в Красноярске возродили другой крупный международный проект – Фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТФ). Следующее «Саянское кольцо» должно было состояться в 2013 году и в дальнейшем чередоваться с АТФ, который теперь будет проходить раз в два года. Но владельцы бренда неожиданно внесли в этот замысел коррективы.
— В январе состоялась пресс-конференция, где дирекция фонда «Культурное наследие Сибири», которой сейчас принадлежит бренд «Саянское кольцо», объявила о планах провести в 2012 году свой фестиваль, — говорит Катаев. – Причем ни точную дату его проведения, ни место организаторы не назвали, и об этом их фестивале с тех пор ничего не слышно. Непонятно, чего именно они хотели.
«МИР Сибири»
Как бы то ни было, при всей своей неопределенности эти заявления сыграли положительную роль: услышав о происках конкурентов, краевые власти решили провести фестиваль в Шушенском во что бы то ни стало. Да и многочисленные просьбы самих шушенцев на это решение тоже повлияли. Жителям маленького поселка фестиваль очень выгоден.
Лауреаты «МИРа Сибири-2012»
Продолжение следует…
ох ёлки
интересно, что ответит на это Катаев, в прошлом году пообещавший уйти с Мира Сибири, если с ВОМАД не сложится?
Печаль. Так и будет провинциальная ярмарка со скоморохами.