Пару раз натыкался на телевизионный опрос прохожих о том, что не так в нашем городе, и как это менять.
Налицо подмена понятий и очевидное непонимание сути вещей. Неудивительно, что застройщики, чиновники и даже подавляющее большинство людей с архитектурным образованием не продвигаются в понимании проблем города, не имеют иной системы ценностей и эстетических притязаний. Слаще редьки никто ничего не ел, а кто ел, тот не распробовал.
Ни власть, ни профессиональное сообщество не может даже сформулировать задачи, стоящие перед нами всеми. А в тех редких случаях, когда предлагаются настоящие инновационные решения, народ принимает их в штыки. Обществу нужен основательный ликбез, и желательно, в виде программы на ТВ в
В чем должна выражаться комплексность застройки? Что влияет на качество городской среды? В чем причины транспортной проблемы города?
Несмотря на то, что транспортный каркас закладывает основные параметры городской ткани, я хочу начать именно с застройки, так как корень транспортной проблемы кроется не в ширине дорог, а в планировке города в целом.
Главная проблема города — унаследованная нами от прошлой страны система градообразования и градорегулирования. Гигантские пространства и расстояния, невнятное землепользование, инертность городского управления и отсутствие принципиально новой стратегии развития. Проблема характерна для всех российских городов. Но для начала разберемся, по какой причине наши города стали такими.
Политика государства и система ценностей
Среда российских городов, сложившихся до революции, особенно не попавших под молот масштабной индустриализации советского периода, пожалуй, наиболее близко соответствует понятию гуманитарной среды. В таких городах сохранился человеческий масштаб застройки, частая сетка улиц, архитектурное и функциональное разнообразие. Такого нельзя сказать практически ни об одном крупном городе, которого индустриализация коснулась. Структуру городов определяло размещение промышленных предприятий, все остальные функции города являлись вторичными.
Похоже, что новые советские города могли выглядеть красиво только на картах в крайкоме и из покоренного нами космоса. О красоте на уровне глаз никто не задумывался. Тем не менее, получить квартиру в новом просторном микрорайоне было верхом мечтаний советского человека. Система ценностей была совсем иная. У всех граждан была общая цель — мир во всем мире, равенство и братство. По крайней мере, такой была политика государства и она работала, до поры до времени. Молодые люди после вуза массово распределялись в новые и растущие города, он легко вырывались из родных мест и ехали строить заводы, ГЭСы, БАМы и т.д.
Прогуляться по Солнечному на
Если отбросить гуманитарный аспект
Частная собственность
Экономика работала на борьбу с мировым империализмом, а люди обеспечивались только самым необходимым и достаточным. Такой категории, как собственность, не было — все было общее, а значит ничье. Начатая Хрущевым борьба с излишествами к
С
После приватизации всех движимых и недвижимых активов страны, мы все, в той или иной мере, стали собственниками. А сегодня в своем микрорайоне человек стал собственником не только двушки на
Собственник: аноним
Когда доли коллективной собственности распределены среди тысяч анонимов, все стремятся к изоляции друг от друга — повыше от земли, подальше от шума, вони и грязи, и, в идеале, чтобы вид из окна не загораживала соседняя
Жители микрорайонов до сих пор не отдают себе отчет в том, что
Откуда берутся унылые задворки…
Улицы, то есть коммунальные, инженерные и транспортные коридоры, которые разделяют наши микрорайоны, находятся на балансе муниципалитета. Сегодня их ширина в линиях застройки в отдельных местах достигает 300 метров. И что располагается в этих промежутках? Проезжая часть, инженерные сети, и широкие полосы
Кому нужны эти задворки, эта унылая и неэффективно используемая территория города? Сколько такого добра на балансе муниципалитета? Тысячи гектар. Их невозможно содержать в порядке даже в запредельно богатой стране, и самое главное, совершенно нет смысла. Любой бессистемный профицит городского пространства ведет только к транспортным перепробегам и, как следствие, к потере времени и общему снижению эффективности города.
Морфология, заимствованная из другой эпохи, оказалась не приспособлена к частной собственности. Вид из космоса вообще категория абстрактная. Какое дело муравьям до того, что их муравейник в плане имеет форму пятиконечной звезды или, например, пальмы? Разве что гордость вызывает и патриотизм.
Продолжение следует…
хороший текст, Северный это конечно ад с точки зрения планирования. в продолжении хотелось бы прочитать что делать кроме как осознать что начальник ТСЖ это наш раб ))))
перед тем как перейти к конкретным предложениям необходимо развеять мифы и предрассудки. но конкретные предложения у меня есть
Северный -ад адовый и ему вряд ли что-то поможет. Да и в целом, на мой взгляд, если уж водителям куда ни шло, то город уж точно не для пешеходов. Ходить негде.
Согласен полностью. Пешеходному движению будет посвящен отдельный пост.
Походу автору народ не тот попался.
Зато народу с автором повезло :)
Это 100% ))
в теории и гуманность и человечность была, паралельно с Джекобс, кстати, один наш НЭР чего стоит! но не успев реализоваться была непонята властями, и съета надвигающимся капитализмом, думающим о прибыли квадратных метров. и, кстати новой градостроительной парадигмой, в формате градкодекса. да, строили дома, сообщество 60-80 не строил никто. и сейчас, увы, у нас редко найдешь, но найдешь. Кстати в том же Солнечном уже есть управление, в которых работают несколько соц.работников, и проч. отвечающих за жизнь микрорайона, даже устав собрались писать! и это радует))отличный текст,Антон!
Спасибо Ирина! Будем продолжать.
Антон, отличная идея, тексты Вы тоже пишете прекрасно. Мне интересно, насколько могут статьи и сюжеты подобного характера изменить, так сказать, ход истории:)
Конкретно поделюсь примером. Пару лет назад я была инициатором собраний собственников жилья по вопросам благоустройства двора. Бились долго и упорно: сборы подписей всех жильцов дома, составление пожеланий жильцов по благоустройству, составление большого количества «бумажек» в самом ТСЖ.
Итог: «благо»устроить двор все-таки получилось, но не совсем так, как планировалось. Пара качель, одна песочница (1,5 Х 1,5 м) и карусель на четырех детей. Ах да, еще же площадка баскетбольная (по документам со специальным покрытием, огороженная сеткой), имеющая вид куска асфальта и одного кольца. И все это из расчета на 500-600 квартир двух домов.
Асфальтировали двор, естественно, в ноябре, когда шел мокрый снег и кругом были огромные лужи.
На все это прекрасное разнообразие потратилось 4 млн. руб. кровных денег собственников, которые, кстати, на собрании пришли в количестве 50 человек, а сбор подписей делали 2 человека.
Мои выводы после проведения всей этой «катавасии»: жильцы (да и вообще наш русский человек в целом) не слишком знает свои права, а если знает — не пользуется. (Как пример, мамочки во дворе, когда узнали о благоустройстве все вроде были рады, а как дошло до дела — сбор подписей, подача документов — их и след простыл.) Администрация (пусть это будет ТСЖ или оная организация) в любом случае умудряется сделать так, как ей будет выгодно.
Лично для меня в нашей стране все выглядит слишком печально «сверху», отчего «снизу» ничего и не меняется.
Ваши выводы вполне справедливы. Люди действительно серьезно недооценивают эффективность законных механизмов улучшения качества жизни вокруг себя. Но тут проблема в количестве людей. Вы говорите 500-600 квартир — это порядка 1500 человек. При таком количестве собственников очень сложно не только прийти к консенсусу, но и организоваться в принципе. Проще проигнорировать. Плюс наслаивается недоверие — отдавать свои деньги непонятно кому непонятно под какие гарантии.
Антон, скорее пишите текст про пешеходное движение! )))) для меня весьма актуально — я пешеход со стажем ;))
Обещаю, будет через 2-3 поста!
о, родной район :) в котором, как в деревне, всего 1 светофор :)
Все очень правильно и актуально. Но хотелось бы первым делом сохранить исторический центр города -единственное место, привлекательное для прогулок и досуга населения в черте города. Вопрос очень серьезный и требует обсуждения на уровне администрации. Как сохранить старые здания, реконструировать или возводить на их месте что-то новое? Потому как новые офисные центры и гостиницы с вентилируемым фасадом, мягко говоря, не вписываются в пока еще сохранившийся исторический облик центра, и такими путями можно «красивый» центр потерять… Первым шагом, я считаю, нужно избавляться от рекламных площадей в данном районе города, это очень и очень портит облик, привести к более менее единому стандарту вывески магазинов. Баннеры висящие на ветхих домах смотрятся ну очень ужасающе, да и к тому же отвлекают водителей.
Этой теме как раз будет посвящены следующие статьи
При всем уважении к красочности языка автора (хотя он ведь на это наверно? учился), хотелось бы также отметить очевидные для здравомыслящего человека факты и положение вещей — никакой председатель ТСЖ, которого мы якобы нанимаем и прочее, не сможет повлиять на уплотнение или разуплотнение «профицита городского пространства» до тех пор, пока свои ответственные подписи под перспективными планами застройки в Департаменте Градостроительства ставят люди, взращенные именно на этой «унаследованной нами от прошлой страны системы градообразования». Это лишь дело времени, через 10-15 лет настанет час молодых, горячих -тех, кто закончил строительные и проектные ВУЗы на рубеже тысячелетий.
Совершенно с вами согласен!
В тех же вузах молодым и талантливым могут прививать тоже не совсем правильные вещи, так что в образовании тоже есть над чем потрудиться ;)
Антон, так самое обидное, что деньги с жильцов наличными никто же не просил, все входит в коммунальные платежи, оттуда и бюджет такой вытянули:)
Сейчас, например, ТСЖ присылает с квитанцией об оплате распечатку своей деятельности, но 95% описанных там действий не реализовано на деле и пока, кроме возмущений жильцов, дальше дело не идет.
Понял. И тем не менее, здесь все дело в количестве собственников. Их слишком много чтобы начать организованное противостояние с ТСЖ. А по одному их просто посылают.