Анна Киреева пришла работать в Красноярский ТЮЗ еще студенткой и за пять лет стала одной из ведущих молодых актрис театра. В этом сезона ее работа была отмечена губернаторской премией в номинации «За личные достижения талантливой молодежи в сфере культуры и искусства». Диапазон ролей актрисы широк – от принцесс и золушек до трудных подростков. Одной из самых заметных работ в исполнении Киреевой стала «Наташина мечта» Я. Пулинович, где актриса сыграла детдомовскую девочку Наташу. Эту пьесу-монолог режиссер Роман Феодори поставил как многонаселенный спектакль, но основная нагрузка в нем все равно ложится на главную героиню, которую блестяще воплотила на сцене Анна Киреева.
Анна Киреева
— Все-таки, кто тебе ближе по характеру – пацанки или лирические героини?
— Пацанки – мне самой такое поведение свойственно, во всех отношениях. Хотя во время учебы на театральном факультете чаще играла принцесс, всяких тонких лирических натур. Однажды повезло сыграть 80-летнюю бабушку в «Осенней скуке» Некрасова – это была одна из самых дорогих для меня ролей, невероятно интересный опыт. А в ТЮЗе тоже поначалу были сплошь лирические персонажи – принцесса Будур в «Алладине», Розочка в «Маленьком принце», Фея Динь-Динь в «Питере Пэне»…
— В общем, начинала ты все-таки с принцесс…
— Ага, а пришла к пацанкам, натура взяла свое. (Смеется.) Хотя одну из таких угловатых девочек я сыграла еще в самом начале своей работы в театре – Олег Алексеевич Рыбкин пригласил меня на роль Мейрид в спектакль «Лейтенант с острова Инишмор» в театре им. Пушкина. Играю ее до сих пор, но мое представление о героине за четыре года сильно изменилось. Поначалу она казалась мне прожженной оторвой, независимой и властолюбивой, несмотря на свой юный возраст. Но со временем я поняла, что это всего лишь маска – Мейрид очень ранимый человек. Наверное, и на моем исполнении роли это как-то отразилось, хотя мне трудно оценивать себя со стороны. Но внутреннее отношение к ней изменилось кардинально.
Кошка в спектакле «Собаки-якудза»
— Аня, у тебя кошка есть?
— И кошка, и собака.
— В «Лейтенанте» все кровавые страсти разгораются «из-за котиков». Ты можешь кого-то убить за свою кошку, как твоя героиня?
— Не смогу. Но, мне кажется, эти «битвы за котиков» — всего лишь символ чего-то очень важного для героев спектакля, что они готовы защищать не на жизнь, а на смерть. Сама я особенно нетерпима к предательству. Если доверилась человеку, раскрылась перед ним, а он злоупотребил моим доверием – тогда я вычеркну его из своей жизни навсегда. Зла ему желать не буду, но и близко к себе больше не подпущу. Я вообще очень осторожно отношусь к людям – так же, как и моя Наташа. Почувствовала в ней родственную натуру сразу, как только прочла пьесу. Ее стремление отгородиться от недоброй окружающей среды, необходимость постоянно остерегаться, быть наготове, чтобы принять удар или ответить на него – мне все это тоже, к сожалению, очень знакомо… Еще со школьных лет – и драться приходилось не раз, защищая себя.
Наташа в спектакле «Наташина мечта»
— Боевыми искусствами не занималась?
— Нет, меня больше тянуло к искусству – увлекалась танцами, играла в старших классах в театральном кружке. Но я росла среди мальчишек, у меня много братьев – и родной, и двоюродные, — и для нас в порядке вещей было погонять в футбол, полазить по гаражам, подраться.
— Поступкам Мейрид ты как актриса нашла оправдание. А Наташина жестокость по отношению к девочке, которую она с подружками избила до полусмерти, тебя не возмущает?
— Я считаю, что произошла трагическая случайность. Она ведь говорит, что не хотела ее убивать или калечить – и я ей верю. Думаю, что Наташа хотела лишь немного припугнуть свою соперницу, но ситуация вышла из-под контроля – ее подружки завелись от собственной агрессии и стали избивать по-настоящему. Наташа, на мой взгляд, – очень несчастный человек, она выросла в условиях, где выживают только сильные. Ее вынужденная агрессия – условие самозащиты. Ей не хватает любви. И вот она первые в жизни встречает человека, который проявляет к ней внимание, принимает это внимание за любовь – и теряет его… Да, она сама себе многое нафантазировала, но можно ли ее за это осуждать? Я не стала бы торопиться со строгими выводами. Считаю, что людям полезно увидеть такую историю на сцене театра. В жизни мы не хотим замечать, что вокруг нас много обездоленных, не хотим впускать чужую боль в свой мир. В театре люди вовлечены в процесс сопереживания. И, как знать – может, выйдя отсюда, они увидят что-то вокруг себя в ином свете и захотят изменить это к лучшему…
«Подросток с правого берега»
— Насколько, по твоему мнению, задевает публику «Подросток с правого берега»?
— Спектакль воздействует просто шокирующе, две трети зрителей уходят ошарашенные. Но есть и такие, которым все равно – мы же играем глаза в глаза со зрителями, их реакция всегда заметна. Находятся и такие, которых возмущает мат и жестокость на сцене – мол, театр должен нести доброе и светлое, а вы что показываете? Негодуют, порой даже уходят, не дожидаясь конца спектакля, вызывающе. Такое ощущение, что в жизни этих людей все в розовых тонах, не от мира сего…
— А саму тебя грубый подростковый мир не поражает?
— Нет, потому что он знаком мне не понаслышке, у меня младший брат – подросток. Заметила, что сейчас в подростковой среде четкое деление на два полюса. Одни – гопники, ничего не хотят, лишь бы побухать и повеселиться, особо не напрягаясь. Другие – не курят и не пьют, занимаются спортом, целеустремленные. Раньше я такого деления не замечала – в моем поколении все было какое-то в массе своей усредненное, без особых крайностей. А может, я стала это замечать после того, как получила второе высшее образование, психологическое.
Майка в спектакле «Как я стал…»
— Кстати, что тебя потянуло в психологию?
— Хочется развивать себя с разных сторон, не люблю стоять на месте. Знание психологии очень пригождается в профессии – помогает проанализировать характер моих героинь, понять мотивацию их поступков, их цели. А саму меня вообще тянет ко всему необычному! С 17 лет вожу машину. И езжу не на каком-нибудь дамском седанчике, а на пацанской черной «Ладе» 12-ой модели, полностью затонированной. Очень люблю погонять, особенно ночью, чтобы громко долбила музыка. Я и мотоцикл водила, и картинг, и снегоход, и трактор в деревне, и на лошади верхом ездила, и на свинье. (Смеется.) Катаюсь на сноуборде и горных лыжах. С парашютом еще не прыгала и с аквалангом не ныряла – но, надеюсь, все впереди.
— Никогда не тянуло в правоохранительные органы?
— До сих пор тянет – очень легко могу представить себя следователем! Когда-нибудь непременно освою профессию визажиста, в жизни это пригодится. И вообще, все новые знания и навыки идут в копилку моей актерской профессии, они ее обогащают. Со сценой я расставаться не собираюсь. Когда-то, помимо театрального факультета, подавала документы в финансово-экономический колледж и на менеджера в педуниверситет. Сейчас даже странно это представить – настолько далеки от меня всякие формулы и расчеты, я по своему складу абсолютный гуманитарий. Хотя в моей семье все технари, лишь троюродная тетя Елена Соловей – известная актриса. Но она давно живет в США, я видела ее только в детстве.
Анна Киреева
— Ты упомянула о своей закрытости, отдаленности от людей. Насколько удается соблюдать дистанцию в отношениях в твоей публичной профессии, где все на виду?
— Я кажусь открытой – общаюсь со всеми в театре, много смеюсь. «В контакте» поклонники постоянно отправляют запросы на добавление в друзья, в основном, подростки – я не отказываю. Широкий круг людей может знать, например, что мои самые любимые цветы – лилии. Или что лучший отдых для меня – сон. Но это не значит, что я всех пускаю к себе в душу… Всегда была очень близка с мамой – она для меня как старшая подруга, во всем меня поддерживает. Есть узкий круг близких друзей. Да у меня еще и характер такой, что не всякий выдержит! (Смеется.) Очень резкие перепады настроения и во вкусах сплошные крайности. В кино одновременно люблю и романтические истории, и ужастики, обожаю фильмы про зомби. Также и в литературных пристрастиях – от дамских романов до серьезной литературы вроде Кафки и Кобо Абэ. Люблю почитать про что-то нереальное, фантастическое, но с глубоким смыслом. Может, поэтому меня так притягивает гоголевская панночка из «Вия» — очень хотелось бы сыграть ее на сцене. А самая заветная мечта – сыграть Лолиту! Никакая другая героиня меня сейчас так не волнует.
Обсуждение