О чём: Великобритания, 1993 год. В разгаре мирные переговоры между Англией и Ирландией по основательно измотавшему всех за последние двадцать-тридцать лет вопросу ирландского террора.
Впрочем, не все боевики Ирландской Республиканской Армии склонны складывать оружие – и вот одну из них, Коллетт (Райзборо), после неудачной попытки теракта в лондонском метро берёт в оборот МИ-5. В безликом гостиничном номере к ней с пухлой папкой неопровержимых доказательств её вины является слегка помятый агент (Оуэн) и предлагает предельно простой выбор – либо она раз в неделю докладывает ему о планах и передвижениях своих братьев, считающихся одними из самых опасных боевиков ИРА, либо идёт в тюрьму без права свиданий с сыном.
Подробности: «Игрока» поставил англичанин Джеймс Марш, человек, когда-то отхвативший «Оскар» за документального «Канатоходца» — а также поставивший один из фильмов колоссальной телевизионной трилогии «Red Riding». Совокупность этих факторов делает Марша идеальным человеком для работы с таким нелёгким материалом – у него есть не только опыт погружения в нелёгкое прошлое провинциальной Британии, но и свойственное любому талантливому документалисту поразительное чутьё на невмешательство.
«Игрок» сочинён по всем законам триллера – любого автора, который раскрутил бы эту историю так, что звенело бы в ушах, можно было бы понять. Но Марш действует чуточку по-другому – прикручивая фитилёк напряжения и убирая за скобки всю государственную и обличительную риторику, он получает в итоге картину несколько угрюмую, но куда более убедительную, чем любой триллер с пиротехникой и воплями. Выполненный в приглушенных, но чувственных тонах (воздух в фильме буквально светится сам по себе) «Игрок» не раздаёт оценок – здесь нет чёрного и белого, здесь есть просто обычные люди, донельзя измотанные разворачивающимся вокруг них кошмаром без конца и края. Для них он уже такая же обыденная часть жизни, как и пейзаж за окном – когда сегодня ты выпиваешь с человеком, которого знаешь с детства, в пабе, а завтра он приведёт тебя на разговор в пустую квартиру, где в соседней комнате начнут деловито раскатывать полиэтилен, не получается не то чтобы возмутиться и воспротивиться, а даже просто удивиться.
И вот это тихое смирение, это принятие террора как будничной части своей повседневной жизни в конечном итоге бьёт по живому сильнее всего. Невозможно делать правильный выбор в невозможных обстоятельствах, говорит нам Марш, при этом совершенно не стараясь выгородить никого из своих героев. Дело не в том, что никто не виноват – просто бывает так, что выбор приходится делать исключительно между очень плохим и совсем ужасным, а сил на то, чтобы пытаться поступать правильно, уже не осталось.
Минорный, оплетающий, потихоньку погружающий и зрителя в эту вязкую трясину без всяких моральных ориентиров, «Тайный игрок» в конечном итоге оставляет довольно сильный след в душе. Кино нелёгкое, но, скажем так, необходимое.
Тайный игрок — Информация
Оригинальное название: Shadow Dancer
Страна: Великобритания
Год выпуска: 2012
Продолжительность: 101 мин
Режиссер: Джеймс Марш
В ролях: Андреа Райзборо, Клайв Оуэн, Айдан Гиллен, Домнолл Глисон, Джиллиан Андерсон
Обсуждение