О чём: Энди (Джим Броадбент) и Венди (Элисон Стидман) — немолодая семейная пара из Северного Лондона. Энди — добродушный повар с привычкой вечно оставлять крупные домашние дела незаконченными. Венди учит дошколят аэробике и работает продавцом в детском магазине, а в свободное от работы время непрерывно отпускает дурацкие похабные шуточки.
Ещё у них дочки-близнецы — Нэтели (Клэр Скиннер) и Никола (Джейн Хоррокс); одна работает помощницей водопроводчика и обладает поистине буддистским темпераментом, вторая вечно сидит дома и вроде бы пытается писать роман, хотя на самом деле мучается кризисом идентичности, огрызается по любому поводу и тайком от всех страдает булимией.
Всё начинается с того, что Энди после излишне продуктивных посиделок в пабе покупает у приятеля, безработного таксиста (Стивен Ри) со склонностью к пьянкам и аферам, раздолбанный прицеп — торговый киоск на колесах.
Подробности: У англичанина Майка Ли сложилась репутация такого угрюмого поэта английских социальных низов — что, в общем, прекрасно понятно, особенно если только читать краткие содержания его фильмов и никогда их не смотреть.
Действительно, герои большинства фильмов Ли — люди не самого высокого полета; таксисты, продавцы, воспитательницы, официанты, уборщицы, безработные. И да, в их жизнях, как правило, случаются какие-нибудь трагедии, большие или не очень. С такими сюжетами как у него — самое то немедленно удариться во что-нибудь назидательно-беспросветное; девять из десяти постановщиков так бы и сделали.
Но Ли — как раз десятый, у него всё по-другому. Основная его особенность — это на диво спокойный, добрый даже взгляд; отчасти потому, что он его немножко не там фокусирует. Он не строит свои истории вокруг заранее придуманной морали, а действует наоборот — намечает общую канву, и затем они вместе с актёрами на долгих репетициях, практически в постоянной импровизации формируют пространство фильма, его героев, их особенности, их диалоги и всё остальное.
Получается шикарное переключение — сосредотачиваясь на живых мелочах, из которых складывается человеческая коммуникация, Ли плетёт истории вроде бы совершенно будничные, но сквозь них постепенно начинают просвечивать реальные большие драмы.
Причем будничность как непрерывный процесс у него получается совершенно завораживающая. Он с актёрами так тщательно прорабатывает какие-то каждодневные человеческие черточки, привычки и действия, что они приобретают почти эпический характер.
«Сладости жизни» — не в последнюю очередь о том, как Элисон Стидман ржёт, Джейн Хоррокс нервно почёсывается, а Дэвид Тьюлис жуёт жвачку. Или вот эпизод — Тимоти Сполл заходит в квартиру с ананасом, садится на диван и меняет солнцезащитные очки на обычные. Невозможно объяснить это тому, кто это не видел, но это реально кажется лучшей сценой на земле.
То есть, тут получается такая замечательная двойственность. В «Сладости жизни» можно смотреть на какие-то глубокие драматические вещи (эмоциональный коллапс Николы, который отражается на её взаимоотношениях с окружающими и семьёй, невысказанная фрустрация Энди, из-за которой он не может толком закончить ни одного дела) — а можно на комические, трогательные, нелепые и странные каждодневные перипетии этих людей. И между комизмом и трогательностью с одной стороны и глубиной драмы с другой нет вообще никаких противоречий, утверждает Ли. И в принципе, он прав.
Вспомните сами — любой, кто переживал какую-нибудь большую жизненную драму, всё равно, не знаю, ходил на работу, ездил в автобусе, вступал в какие-то повседневные контакты с окружающими, которые запросто могли быть и смешными, и нелепыми. Просто потом наступал момент, в котором ты оглядывался и спохватывался «Ёлки, я-то думал, что живу себе да живу, а оказывается, уже вон что пережил».
«Сладости» в этом плане очень оптимистичное кино. Оно говорит: что бы ни случилось, жить всё равно можно. И нужно. Потому что, а как иначе?
Сладости жизни. Инфо
Оригинальное название: Life is Sweet
Год выпуска: 1990
Страна: Великобритания
Продолжительность: 97 мин
Режиссер: Майк Ли
В ролях: Джим Броадбент, Элисон Стидман, Джейн Хоррокс, Клэр Скиннер, Тимоти Сполл, Стивен Ри, Дэвид Тьюлис, Мойя Брэди
Хорошая компания!
не то слово