Счастье по-итальянски

В Красноярске стартует фестиваль итальянских комедий.

Да здравствует Италия!

Было время, когда словосочетание «итальянская комедия» могло сойти за зарегистрированный товарный знак, моментальную рекомендацию – было уже неважно, кто именно был вовлечён в процесс, но качество продукции того же конвейера, что выпускал фильмы с участием Челентано и Софи Лорен, не приходилось оспаривать. Чем живёт итальянское кино сейчас, никому толком не известно – тем весомее повод навестить фестиваль современных итальянских комедий Felicita Italiana, что стартует 11 сентября в Доме кино.

Важно отметить вот что – в программе фестиваля нет ни мудрёных хитов важных мировых кинофестивалей, ни серьёзных работ маститых мастеров мирового кинематографа. Перед нами – те фильмы, которые итальянский кинематограф производит для своего внутреннего массового зрителя, максимально зрительское кино, рассчитанное на всех. Итак, что в программе фестиваля:

11 сентября – Чужое лицо

В альпийском раю, среди экологически чистых туманов, расстилающихся между вечнозелеными исполинами, расположились клиника пластической хирургии и элитный санаторий: турецкие бани, очищение кишечника и ещё миллион оздоровительных процедур к услугам исключительно состоятельных дам и господ. Здесь обретёт временное пристанище телезвезда Белла, женщина, переживающая кризис. Передачу закрыли (новый продюсер – новая ставленница), а курьезное дорожное происшествие с участием чернорабочего Тру-Тру, мечтающего об актерской карьере и подбивающего персонал клиники на бунт, приводит Беллу к серьезной травме лица. Умелые руки мужа-хирурга превращают Беллу в нового человека – под пристальным вниманием телевизионных камер: операция становится поводом для нового реалити-шоу. Остроту происходящему придают и 10 миллионов евро – такова сумма страховки, которую хотят получить хитрые супруги… Режиссер Паппи Корсикато – штатный хулиган итальянского кино, сатирик и немного эротоман, любимчик звездного куратора Марко Мюллера: так премьера «Чужого лица» прошла на престижном Римском кинофестивале 2012-го года. Корсикато из авторов, которые не боятся играть на территории «дурного вкуса», совершают рискованные ходы и не скупятся на смачные шутки. Мишени для сатирических стрел нового фильма традиционны – капитализм, общество потребления, циничные масс-медиа, но выпущены эти стрелы виртуозно, искусно, с размахом и попадают точно в яблочко.

12 сентября – Невероятные приключения итальянцев в Америке

Анжела – смешная секретарша, вылетевшая с работы за истерику, устроенную в застрявшем лифте самому главному боссу. Нино – катастрофически несмешной клоун, которого освистывают дети на утренниках. Антонио – официант, мнящий себя крутым картежником, но проигрывающий покерную партию даже несовершеннолетнему сыну хозяина. Кармен – безработная красотка, брюнетка с виду, но по интеллектуальному коэффициенту – натуральная блондинка. Микеле – придурковатый работник зоопарка, уволенный по сокращению и захвативший в заложники обезьяну. Что объединяет этих неудачников в настоящую сплоченную банду? Кровые узы. Все они, как выясняется, внебрачные дети миллионера Ванни Гальвани, унаследовавшие по завещанию крупную сумму. При одном условии – доставить урну с прахом папаши в Аризону…

Путешествие будет опасным – за океаном итальянских простаков поджидают искушения и испытания, не менее впечатляющие, чем те, что выпали на долю их мифологического предшественника Геркулеса: медведи гризли, ядовитые змеи, проститутки и казино Вегаса. И наградой за прохождение этого квеста будет подлинное братство, куда более ценное, чем многомиллионное наследство.

13 сентября – Каждый божий день

Гвидо служит рецепционистом большого люксового отеля, Антония работает в офисе по прокату машин. Они вместе уже шесть лет и со стороны выглядят идеальной парой. Но только со стороны. За счастливым фасадом – много проблем. И тоска Антонии по несложившейся карьере рок-певицы – а ведь данные позволяли стать европейской Пи Джей Харви. И конфликт с родителями – упёртыми католиками, не принимающими семейную жизнь вне брака. И главное – невозможность завести детей, рана, которую постоянно бередят снисходительные шутки подруг, уже успевших обзавестись целым выводком. Но все проблемы решаемы – или нет?

Эта комедия не чурается смешных в своей нелепости эпизодов – чего стоит один только поход Гвидо на спермограмму, но затрагивает совсем не комедийные темы. Как сохранить достоинство, претерпевая новое фиаско, как не споткнуться на очередной ступени семейной жизни, как не растратить в бытовых конфликтах нежность к близкому человеку. С этими вопросами все, хоть министр, хоть простой рецепционист отеля, сталкиваются каждый божий день. И кино – великая иллюзия, знающая, чем успокоить сердце, старается помочь с ответами.

14 сентября – Белорусский гладиатор

Серджо, работавший когда-то артистом массовки на легендарной студии «Чинечитта», – желчный старик, попрошайничающий у стен древнего Колизея в костюме центуриона. Озлобившийся, вечно раздраженный, вынужденный считать каждый евроцент и делить крышу с такой же несчастной сестрой, зарабатывающей крохи «сексом по телефону», он в течение вот уже пяти лет не может отсудить страховые деньги за травму, полученную на съёмках. Криминальный приятель, зарабатывающий на нелегальных эмигрантах, предлагает Серджо сомнительный выход из финансовой неустроенности – помощь Милана Стравинского, инженера из Белоруссии, готового работать на итальянского господина за гроши. И пока Серджо ремонтирует чужие квартиры, Милан, обряженный в гладиаторские доспехи, развлекает туристов – с неожиданным вдохновением и творческой инициативой…

В этом лиричном и гомерически смешном фильме три главных героя, три противоположности, вынужденных притираться друг к другу и находить в совместном существовании шаткую гармонию – это Серджо, Милан и вечный город Рим, усталый, мудрый и терпеливый, со снисходительной улыбкой каменных стен взирающий на трогательных людей, так алчно и простодушно эксплуатирующих его древнюю историю.

15 сентября – Здравствуй, папа

Андреа чуть за сорок. Каждую ночь этот ошивающийся в мире кино специалист по продукт-плейсменту проводит с новой подружкой, едва достигшей совершеннолетия. Так было до тех пор, пока в одно прекрасное утро в дверь к профессиональному ловеласу не позвонила 17-летняя школьница Лайла: «Здравствуйте, я ваша дочь». С этой минуты свидания на одну ночь, равно как и вся привычная жизнь Андреа, под угрозой: в неё уверенно входит этот неформальный подросток, глядя на которого мамаша Андреа и, соответственно, бабушка девочки, спрашивает «Ты что, занят на фильме про наркоманов?»… Второй полнометражный фильм актера и режиссера Эдоардо Лео (его дебют «18 лет назад» (Diciotto anni dopo, 2012) знаком зрителям фестиваля NICE) – бенефис звезды итальянского кино Рауля Бова. Он играет молодящегося человека, вдруг обнаружившего себя отцом взрослой дочери, с силой и убедительностью, обычно несвойственной несерьёзным мелодраматическим комедиям. И простая, чисто развлекательная история превращается в хронику непростого сближения полярных человеческих характеров, почти трактат об искусстве жить вместе.

16 сентября – Красное и синее

Чакка – ученик, который всё время шутит и ставит уроки под угрозу срыва. Адам – отличник, задумчивый выходец из семьи румынских эмигрантов, влюбленный в итальянскую соученицу. Анджела – заводила, девочка из неблагополучной семьи, неожиданно влюбляющаяся в молодого учителя… Это он, тот самый учитель на замену, новый преподаватель словесности в старших классах средней школы, старается запомнить имена юных лоботрясов, царапающих непристойности на партах. Наставники и ученики проведут вместе один учебный год, к окончанию которого никто не останется таким, как прежде…

Режиссер Джузеппе Пиччони снял безупречный фильм, конгениальный отечественному шедевру «Доживем до понедельника». Школьный год – и чудесный, и ужасный – показан с разных точек зрения: вряд ли кто-то сможет остаться равнодушным и удержаться от собственных воспоминаний. Отлично справляются со своей работой и юные артисты, существующие в полном согласии со старшими коллегами – звездой нового поколения Риккардо Скамарчио о в роли словесника Джованни Прециозо, грандиозным стариком Роберто Эрлицка в роли главного антагониста Прециозо, разуверившегося в романтических иллюзиях преподавателя истории искусств Фиорито, и Маргериты Буи, блистательной итальянки средних лет в роли завуча-«сухаря», вдруг обнаружившей в себе способность к сильным чувствам.

17 сентября – Да здравствует Италия!

Спаньоло – большая итальянская династия. Во главе её – успешный политик Микеле, отец троих взрослых детей: актрисы, врача и менеджера по персоналу в транснациональной компании. Правда, политик – тот ещё коррупционер, менеджер – глуп как пробка, актриса – разве что не из погорелого театра, а врач – коммунист, порвавший связи с родителем много лет назад. Кто знает, что случилось бы с этой странной семьей, если бы после приватной встречи с проституткой сиятельный папа не пережил инсульт, погрузивший его в необычное состояние: теперь он чудит, матерится и бросает всем окружающим только правду в лицо…

«Да здравствует Италия!» – комедия политическая в высоком смысле этого слова. За гротескным семейным портретом – панорама разных социальных слоёв, сквозной мотив фильма – конституция, статьи которой реальность проверяет на прочность. Фильмов, где внятная гражданская позиция и зрелищность уживаются так органично, катастрофически не хватает нам. Как и актеров уровня Микеле Плачидо, блистательно играющего своего тёзку, политика Микеле Спаньоло; проход немного свихнувшегося (а на самом деле ставшего, наконец, нормальным) депутата в пижаме сквозь разгоняемую полицейскими демонстрацию напоминает о золотом веке итальянского кино.

Стоимость билетов – 200 рублей

Расписание показов на сайте Красноярского Дома кино

Сергей Мезенов 11 сентября 2013 г.

Написал

Сергей Мезенов Сергей Мезенов
Кино, вино и домино


11 сентября 2013 г.

Рубрики

Обсуждение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи