В конце марта на большой сцене Красноярского ТЮЗа состоялась премьера спектакля
Екатерина Гороховская
— Мне захотелось сделать настоящий мальчишеский спектакль, где если уж война – то война, осада – так осада, — говорит Гороховская.
— В ТЮЗе есть пацанские
— Да, артисты говорили, что даже по репетиционной атмосфере наши спектакли в
— Непростая задача.
— Легких путей не выбираю.
— Сейчас много говорится о дегероизации сознания, а вы, напротив, пытались показать идеал?
— Не хотелось бы произносить высоких слов. Но я считаю, что хотя в мире все очень непросто и подчас даже страшно, важно показать детям, что в нем также есть честность, порядочность, настоящее мужество, бескорыстие. Это все есть, никуда не ушло!
«Невероятное нашествие медведей на Сицилию»
— Екатерина, так, может, проблема не в отсутствии этих качеств, а в том, что люди
— Так это же не новость, мы живем при Апокалипсисе, он давно начался. Вроде бы, подлинные ценности, озвученные много лет назад Иисусом на горе, никто не отменял, но мало кто задумывается над ними применительно к самому себе… И отсюда то, о чем вы сказали: быть плохим – это действительно сегодня круто. В кино все крутые герои просыпаются с легкого бодуна, трут перед зеркалом небритую физиономию, закуривают, попивают виски, натягивают на себя кожаную амуницию и мчатся на мотоцикле спасать мир. А если ты не пьешь, не куришь, живешь много лет с любимой женой, не изменяешь ей – значит, ты скучный и пресный. Я утрирую, но эта условная категория крутости уже стала важней, чем категория добра.
— Как донести до детей, что подлинно, а что ложно?
— Я не возьму на себя смелость давать универсальные рецепты, их нет. Но, самое главное, как мне кажется, — с детьми нужно быть честными, общаться уважительно, на равных. С ними можно говорить абсолютно обо всем, вопрос лишь – как? Многое ведь еще и от возраста зависит. Скажем, в
Обсуждение спектакля в Красноярском ТЮЗе
— А с какого возраста, на ваш взгляд, стоит приобщать детей к театру?
— Думаю, не раньше, чем лет с пяти. Моему младшему сыну три года, и я его пока в театр не вожу, успеет еще. Да, конечно, есть специальные подходы, как работать в театре с малышами сразу от рождения, в Европе это очень развито. Я сама однажды делала в Саратове спектакль для детей от трех до шести лет. Совершенно бесконфликтный, в нем все в основном строилось на образах, эмоциях – это был такой жест теплого материнского объятия, и внутри мы осторожно пытались вложить
— Должны ли в театре для детей быть
— Если вы имеете в виду ненормативную лексику, то я не поддерживаю тех, кто считает, что она не должна звучать в спектаклях для подростков. На этом языке говорят их сверстники, они слышат его на улице – почему же мы в театре должны делать вид, что мата не существует? Мне кажется, это ханжество. Главное – для чего в спектакле используется мат. Если ради эпатажа, тогда он недопустим. Если спектакль честно отражает
А что следует запрещать в театре, так это безвкусицу, неуважение к человеку, тупую агрессию. Наверное, режиссеру нужно обладать большой смелостью и иметь хорошую команду, чтобы говорить со зрителями на острые темы. О педофилии, наркомании, сексе, инцесте, проблемах людей, которые
«Невероятное нашествие медведей на Сицилию»
— Какой из страхов самый болезненный, по вашему мнению? Страхи ваших детей отличаются
— Думаю, они уже не боятся, что американцы сбросят на нас атомную бомбу, как я этого очень боялась в их возрасте.
— Какие темы для вас самой наиболее привлекательны в театре?
— Я люблю про любовь. Для меня очень важно, с кем я работаю – неизменно вдохновляюсь от артистов, мне интересно
А еще меня сейчас волнует тема обесценивания человеческой жизни, тема неполной семьи – почему так случается, как ребенок видит это изнутри, как он справляется со своими переживаниями. Интересна, хотя и очень страшна, тема подросткового суицида
— Вы ставите только для детей?
— У меня вышел один спектакль для взрослых в Краснодаре по рассказу Зингера
Екатерина Гороховская и Олег Лоевский
— А что подтолкнуло к профессиональной режиссуре?
— Не что, а кто – моя режиссерская судьба началась с легкой руки Олега Семеновича Лоевского
Фото Елены Коноваловой
Обсуждение