А теперь немного о музыке — космос и слёзы 2013

2013 год подходит к концу — и в честь этого мы решили вспомнить некоторые из альбомов, вышедшие за эти 12 месяцев.

arcade-fire

Arcade Fire – Reflektor

После выхода 4-й пластинки канадская группа моментально поднялась на новый для себя уровень величия — их музыку почти единогласно признали прекрасной не только преданные слушатели, но и критики. Что ж, и это вполне справедливо — на альбоме нет ни одного проходного трека, на котором музыканты, как говорится, решили расслабиться. Двуязычная (Батлер поет на английском, Шассен — на французском) инди-рок группа Arcade Fire представляет собой на сегодня удивительный факт — в ней участвует 7 человек — можно сказать, маленький оркестр. Но удивительное не в количестве, а в качестве — музыканты именно вместе представляют собой особую общность, пропевая главные строки песен хором, не отделяясь друг от друга.

Reflektor вобрал в себя целую энциклопедию различных стилей—– от диско до глэм-рока, и всё это в таких вариациях, что с первого прослушивания за экспериментами музыкантов и не угонишься. Наполнен альбом и философскими подтекстами — здесь и обыгрывание мифа об Орфее и Эвридике ( «Awful Sound», «It’s Never Over»), и гуманистический пафос, и философия Серена Кьеркегора… Как бы ни был грязен и лицемерен этот мир, поют Arcade Fire, именно через отчаяние можно познать истину. Ад и рай — внутри нас, и каждому дано самому сделать свой выбор.

Но, и не вдаваясь в философские подробности, можно просто слушать эту космическую музыку и наслаждаться — всё уже сказано в ней и без слов.

Arctic Monkeys – AM

Arctic Monkeys продолжают экспериментировать, мутировать, взрослеть. Из клетчатых рубашек ребята переоделись в кожаные куртки и по-рокерски зализали волосы. Альбом №5 «AM» можно назвать продолжением пластинки «Humbug» (2009), где ребята изменили звук и настроение, обратившись к брутальным американским мотивам. То же происходит и на новом альбоме – больше стилизации и брутальности, больше сексуальных тем и тяжелого звука, больше ретро-рока и «взрослых» мотивов. Всё понятно уже и по названиям типа «Why’d You Only Call Me When You’re High?» Параллельно ребята продолжают искать «идеальную» балладу, что местами получается неплохо ( «I Wanna Be Yours»).

Со стадионов группа словно переместилась в бары, и хриплый тембр Алекса Тернера очень к этому подходит. Уже пора привыкнуть, что Monkeys — не та задорная, беззаботная группа, под музыку которой танцевало целое поколение. Но до сих пор непонятно, хочется ли к этому привыкать.

Placebo – Loud Like Love

Свой 7 альбом Placebo сплошь и полностью посвящают любви. Любви разной — отчаянной, безответной, нежной. Тема до такой степени избитая, что сложно представить, как избежать здесь клише. Но британцам это удалось. Брайан Молко всегда отличался расчетом, музыкальным чутьем и умением попадать в настроение заинтересованной аудитории. В предыдущем — довольно скучном — «Battle for the Sun» группа перешла от черной романтики к агрессивному звуку в стиле 30 Seconds to Mars, что порадовало юных фанаток не менее прежних, более лиричных и продуманных альбомов. «Loud Like Love» тоже угодит многим — он тише и во многом камернее предыдущих работ группы, но голос Молко всё так же растапливающе-нежен и печален, особенно в сочетании с фортепианной партией, мелодии легки для запоминания, а темы песен всё так же близки юным существам.

Видимо, эффект плацебо опять гарантирован — Молко утешает, дарит надежду. Стоит выделить песню «Too Many Friends» — о распространившемся одиночестве в сети, где Брайан иронично поет «My computer thinks I’m gay, What’s the difference anyway?» На что хочется сразу ответить — и правда, никакой разницы, ведь всё равно все любят Брайана.

Hans Zimmer – Rush: Original Motion Picture Soundtrack

Немец Ханс Циммер — один из самых активных и высокооплачиваемых композиторов в Голливуде ( «Темный рыцарь», «Начало», «Пираты Карибского моря», «Человек дождя» и мн .др.). Несмотря на то, что в саундтреке к «Гонке» есть чисто рок-н-ролльные номера, например, в исполнении Дэвида Боуи, именно инструментальная музыка Циммера добавляет фильму драматических красок. В самых напряженных и важных моментах мы слышим именно её – в сцене трагической для Ники Лауды гонки, во время важного и последнего разговора двух соперников (один из самых драматичных треков — «Lost by Won»). Музыка Циммера говорит о том, о чем не было вербально сказано в фильме — о силе духа гонщиков, об их зачастую трагическом балансировании между жизнью и смертью. Это не музыка «для фона», а самостоятельная линия фильма, в которой есть и динамика, и драйв, и надлом.

Panic! At the Disco — Too Weird to Live, Too Rare to Die

Когда-то, а именно в 2007 году, они выстрелили интереснейшим альбомом «A Fever You Can’t Sweat Out» — удачным сочетанием инди и кабаре мотивов, приправленных поэтичными текстами. После 2-го альбома из группы ушел один из лидеров – автор текстов и гитарист Райан Росс. Изменения не заставили себя ждать – группа кардинально поменяла направление, подавшись в откровенный поп-рок, очень похожий на поздних Fall Out Boy (которые, кстати, продюсируют ребят). Записав в таком стиле альбом «Vices and Virtues» и достигнув определенного успеха, «Паники» решили ничего особо не менять и выпустили в октябре пластинку с довольно пафосным названием «Too Weird to Live, Too Rare to Die» (взятым, кстати, из книги Хантера Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», что не случайно — Лас-Вегас родина ребят и одна из тем альбома). К сожалению, за названием ничего особенного не оказалось – откровенно попсово-электронные треки с завываниями солиста Брэндона Ури и приятные баллады об «endless romantic stories» не должны быть настолько endless. Можно выделить, пожалуй, лишь одну песню – «The End of All Things» — как подведение итогов, правда, пока не творчества группы. Вряд ли прежние любители группы продолжают интересоваться её творчеством. Когда же 26-летнему Брэндону надоест утешать своих юных фанаток – большой вопрос.

The Killers — Direct Hits

Подарок всем фанатам — сборник лучших песен группы + новый трек «Shot At The Night». Всеми давно любимые «Mr. Brightside», «All These Things That I’ve Done», «Read My Mind», «Somebody Told Me», «Human», «Miss Atomic Bomb» и еще 12 не менее хороших композиций собраны на одной пластинке. Да, «Киллеры» давно уже доросли для того, чтобы выпускать диск с лучшими песнями, записав 4 студийных альбома за 10 лет, первые два из которых ( «Hot Fuss» и «Sam’s Town», в 2004 и 2006 соответственно) мгновенно подняли команду на уровень современного рок-Олимпа. Какой именно рок у Killers — альтернативный, глэм, инди — не так уж важно, они всегда узнаваемы и интересны. Правда, по двум последним альбомам ( «Day & Age», «Battle Born») создается легкое ощущение, что группа продолжает крутиться вокруг одного и того же, найденного еще в 2004 году, звука. Поэтому что именно будут записывать «Киллеры» дальше, и будет ли это так же сочно и живо, как в лихие нулевые, пока остается актуальным и волнующим вопросом.

The Hunger Games: Catching Fire — Original Motion Picture Soundtrack

Саундтрек «Голодных игр» повторяет «фишку» таких же подростковых «Сумерек» — в фильме и на пластинке звучат хорошие композиции в исполнении нескольких известных (Патти Смит, Coldplay, Кристина Агилера) и начинающих «звезд» (Лорди, Элли Гулдинг, The Weeknd). Фильм как бы становится одной из ступенек в карьере молодых музыкантов и в то же время качественным «фоном» для происходящего на экране действа. Песня Лорди «Everybody Wants to Rule the World», например, точно передает атмосферу и одну из тем второй части фильма. Причем этой исполнительнице с королевским именем всего 17 лет, а за плечами у неё — успешный альбом «Pure Heroine» и летний хит «Royals». А у той же Элли Гулдинг — несколько неплохих поп-альбомов и только приближающийся успех. Ну, а присутствие таких титанов как Патти Смит или Coldplay — большой плюс и реклама фильму, однозначно.

Lady Gaga — ARTPOP

Королева поп-сцены и главная, пожалуй, соперница Мадонны, выпустила третью студийную пластинку, название которой очень тонко отражает всё творчество Гаги в целом. Этой пластинкой она провозгласила новую веху в истории шоу-бизнеса, которая объединит поп и арт, китч для масс и высокое искусство. Идея не нова (всё-таки постмодернизм — дело уже привычное), да и воплощение подкачало. Большинство треков сделаны с оглядкой на электропоп 80-х с претензией на оригинальность, не забывают, впрочем, и про типичные для Гаги запоминающиеся припевы, призванные окутать танцпол своими сетями. Обещанных музыкальных экспериментов на альбоме не так много (в отличие от помогающих участников), как было обещано — всё по-прежнему держится на жестком бите, синтезаторном напоре и электронных примочках с голосом. По-своему интересны «Aura», фортепианная баллада на грани «Dope» (от Гаги — неожиданно), «Mary Jane Holland». В «Aura» Гага вопрошает «Do you wanna see me naked?» — сейчас от нее этот вопрос уже кажется странным — ну, скажите, чего мы там не видели? Один из синглов «Do Want You Want» с обложкой знакомой попы певицы тоже не удивляет (хотя, может, такой цели и не было — это, так сказать, для масс). В общем, остаются непонятны громкие слова Гаги об искусстве и обновлении — на самом деле, она устало пытается снова накормить нас своей прежней, но менее блистательной музыкой.

M83 — Les rencontres d’après minuit.

Французский музыкальный дуэт M83, прославившийся в своё время треком «Midnight City», звучавшим по всем радиоволнам, в 2013 году решил достичь мастерства в написании музыки к фильмам. Сначала ребята сочинили музыку к «Обливиону» с Томом Крузом в главной роли. Потом вышла пластинка с музыкой к французскому фильму «Les rencontres d’après minuit» ( «Встреча после полуночи») — дебюту режиссера Яна Гонсалеса, брата фронтмена M83, Энтони. Фильм, кстати, попал в десятку главных картин года по версии самого влиятельного французского журнала о кино Cahiers du cinema. В российский прокат фильм выйдет неизвестно когда, да и выйдет ли — наш зритель пока не очень готов к откровениям на большом экране.

Но и без привязки к незнакомому для нас пока фильму можно не раз с уверенностью повторить, что эта пластинка — настоящая магия, образец тонкого романтического инструментала. Идеальная компания для мечтателя или влюбленного.

CocoRosie — Tales Of a Grass Widow

Для CocoRosie — двух дерзких девушек из Нью-Йорка, не особенно известной широкому российскому слушателю — альбом под названием «Истории соломенной вдовы» уже 6-й. То, что вдова соломенная — совсем не страшно, ведь она — своеобразное воплощение хрупкой мелодичной структуры всего альбома.

Пожалуй, это наиболее цельный, свежий и, если можно так сказать, сочный альбом CocoRosie. Поэтому сложно выделить какую-то одну композицию. Всё опять держится на волшебном вокале, клавишах, электронных экспериментах, лирике. То там, то здесь мелькают фольклорные мотивы, мелодия текуче переходит из одной песни в другую, создавая впечатление неразрывности всей музыкальной канвы.

Любителям Бьорк, The Knife, Fever Ray и прочих электронно-нежных прелестей прослушивание обязательно.

Vampire Weekend — Modern Vampires of The City

Своей третьей пластинкой нью-йоркские «Вампиры выходного дня» подтвердили свои притязания на звание хорошей инди-рок-группы. Мелодика и настроение песен значительно улучшились, а найденный группой новый стиль, быть может, и не уникален для инди-сцены, но ужасно интересен и ярок. Новая пластинка получилась по-детски непосредственной, трогательной и забавной. Здесь есть и признания в любви ( «Step»), и песня о велосипедах, и задорные крики «Ya Hey»! В общем, неугомонные современные инди-рок вампиры звучат бодро и свежо.

Atoms for Peace — AMOK

Том Йорк любит экспериментировать – то выпустит сольный альбом, то запишет EP с Burial и Four Tet, то совершенно случайно сколотит целую новую группу. Причем с каким составом — в Atoms for Peace с 2009 года творят такие мастера как Фли, басист Red Hot Chili Peppers, продюсер Radiohead Найджел Годрич и барабанщик R.E.M. и Бека Джоуи Варонкер. Естественно, материал у таких людей получается удивительный — их первый альбом «Amok» звучит продолженим последних психоделичных альбомов Radiohead и сольных экспериментов Йорка, только ещё сильнее уходящим в глубины электроники и абстракции. Если последний альбом Radiohead «Kings of Limbs» кажется одним большим EP без конца и начала, то 1-й альбом «супергруппы» (так их прозвали в сети) органичен, целостен и создан для повторного прослушивания снова и снова.

Bonobo — The North Borders

Bonobo в новом альбоме, первом после блистательного «The Black Sands», больше уходит в даб с вокальными сэмплами (на смену певице Андрее Триане пришло сразу четверо певцов), но это абсолютно не лишает его оригинальности. 36-летний Саймон Грин — пожалуй, один из немногих сумел найти золотую невидимую середину между ди-джейством и полноценной музыкой. То, что звучит на «The North Borders» — определенно новый музыкальный сплав, в котором объединены два разных метода.

Казалось бы, в downtempo сложно уже сделать что-то новое, скорее и проще — идти по наметанному пути, отчего этот жанр потихоньку начинает приедаться. Bonobo же словно изобрел свой собственный, новый стиль, выплавив его из устаревающих downtempo и lounge. В сравнении с предыдущим альбомом «The North Borders» кажется более холодным и строгим. Но в то же время это, безусловно, продолжение «The Black Sands», новый этап развития и взросления талантливейшего музыканта.

iamiamiwhoami — Bounty

Загадочные музыканты c не менее загадочным названием так и не открыли миру свои лица.

Еще в декабре 2009 года на YouTube стали появляться странные видеоклипы, ссылки на которые авторы рассылали редакторам некоторых веб-сайтов. Сразу стали появляться версии, кем же является девушка из видео. Сейчас все дружно решили, что это шведская певица Йона Ли, но никаких заявлений от группы или лейбла до сих пор не было. Ролики были опубликованы в таком порядке: B, O, U-1, U-2, N, T, Y. А в июне 2013 вышел альбом с названием – правильно, «Bounty». Что же получил любопытствующий слушатель? Воздушный эмбиент на стыке с синти-попом в лучших обволакивающих традициях близких по духу скандинавов — Бьорк, The Knife, Sigur Ros и др. Звук у загадочной группы менее электронный и агрессивный, чем у первых двух, но более плотный, насыщенный, чем у последних (с похожим запредельным вокалом местами).

Таким образом, ребятам удалось не только удержать к себе интерес разными интригами, но и поддержать его качественной электроникой.

The Strokes — Comedown Machine

The Strokes снова взялись за гитары и бросились услаждать души старых и новых поклонников. И им это удалось!

Новый альбом обогатился электронным звучанием, танцевальными нотками. Но всё же это и прежние заводные Strokes — не те, ранние, с музыкой из прокуренных баров, а повзрослевшие дерзкие нью-йоркцы с остроумными текстами и взглядами на современный инди-рок. Стоит отметить композиции «Call it Fate, Call it Karma» и «One Way Trigger».

Daft Punk — Random Access Memories

Черти Daft Punk выпустили, пожалуй, самую летнюю пластинку этого года — взорвали мировой танцпол безусловными хитами (можно даже не озвучивать названия, всем и так известно), при этом не опустившись до примитивного данса, а снова создав «умный» вариант подобной музыки. Никакие другие слова к описанию альбома, кроме «блестяще» и «прекрасно», не подходят. Даже без оглядки на предыдущие, менее коммерчески успешные альбомы, альбом RAM не теряет своей притягательности. Да, здесь всё коммерчески выверено — хитро и точно, но когда уж все стали такими андеграундными, что решили очернить всё коммерчески успешное?

Mazzy Star — Seasons of Your Day

Приятным открытием этой осени стала пластинка вернувшихся калифорнийцев Mazzy Star. Эта группа на довольно продолжительное время выпала из поля зрения меломанов — их предыдущие, шугезейрские альбомы, были выпущены, как им и полагается, еще в 1991-96-х и имели тогда большой успех, вполне отвечая духу времени. Тогда же творили My Bloody Valentine (в этом году, кстати, тоже возобновившие своё творчество), чуть раньше — Galaxie 500. Их новая пластинка, полная поэтичной меланхолии, несколько отличается от прежних работ – она выдержана на стыке стилей dream-pop, folk и blues. Кого-то такая музыка усыпляет, но, по идее, должна вводить в особый транс, растворять слушателя в своей атмосфере.

Женя Любич — Напролет (EP)

Ну, просто нельзя было пройти мимо этого образца истинной женственности и нежности, как в музыкальном, так и в личностном плане. Женя Любич из северной столицы — питерская не только по прописке/месту проживания, но и по свободному духу творчества. За спиной у Жени — участие в проекте Nouvelle Vague, сольник «C’est La Vie» и, конечно же, всем полюбившийся хит «Russian Girl». Who has vodka in his blood, между прочим.

Весной Женя приезжала в Красноярск и растопила сердца многих слушателей своим очарованием и тонкой лирикой. В популярном сейчас ряду девушек-авторов-вокалисток Любич смотрится вроде бы скромно – но при более глубоком «вслушивании» становится ясно, что в один ряд из российских певиц её ставить не с кем. Сказываются здесь и природные данные, и джазовые вкрапления, и французская школа Nouvelle Vague, наверное.

На маленьком EP — уже знакомые «Футболка», «Метелица», песня из «Джентельмены, удачи!», кавер на БГ и заглавная «Напролет».

Вот такая скромная попытка охватить, собрать несколько золотых песчинок из драгоценного потока, обрушившегося на всех заинтересованных и не очень слушателей в 2013 году. Кто-то из музыкантов попытался взорвать поп-культуру (и не только опытная Гага), достойно вернуться, вспомнить об истоках, обновить тенденции в dance или indie. Решать, кто в каком жанре был лучшим — не было моей задачей в написании эти коротких обзоров. Главное, что нашло здесь отражение — это некое многообразие современной музыки, от популярных до авангардных жанров.

О многих, к сожалению, не было здесь сказано — например, о таких мастодонтах как David Bowie, Queens of Stone Age, Nine Inch Nails, White Lies, Primal Scream, Pearl Jam, Moby, Morcheeba, Tindersticks, Hurts, Four Tet, Devendra Bahnart, Земфира, Мумий Тролль… Или о таких новичках как Camera Obscura, Cloudmachine, Stepkids, Lorde, Nico Vega, Iva Buttova. Российских меломанов порадовали в уходящем году совместные проекты, например, Леонид Федоров с Крузенштерном, Alpha-Beta с Катей Павловой.

Некоторые имена названы, а куда двигаться дальше, кого предпочесть, а кого выключить после первой же минуты прослушивания — решать вам.

 

Любовь Фельзингер 26 декабря 2013 г.

Написала

Любовь Фельзингер Любовь Фельзингер


26 декабря 2013 г.

Рубрики

Обсуждение

  1. Аноним 27.12.2013 13:54

    Не используй в текстах слово «мастодонт», оно топорное и ничего не выражает.

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи