С 24 по 28 сентября проект SiberiaDOC, при поддержке Французского Института(Москва), покажет ретроспективу удивительного французского режиссера Криса Маркера. Большая часть фильмов программы будет показана в России впервые. Кроме того запланированы лекции о творчестве автора. Специальным гостями ретроспективы станут Арно Ламбер(Arnaud Lambert), автор книги о режиссере«Also known as Chris Marker» и Элен Шатлен(Hélène Châtelain), режиссер-документалист, переводчик и исполнительница главной роли в фильме Криса Маркера«Взлетная полоса».
Мы поговорили с Кристиной Дауровой, арт-директором киноклуба SiberiaDOC, организовавшего эту ретроспективу, о том, откуда взялся интерес к документальному кино, кто и как его смотрит и легко ли привезти документалиста из Африки.
Расскажите для начала вот что — почему документальное кино?
Хороший вопрос. Я его постоянно себе задаю. Официально всё началось три года назад, в 2011-м, когда мы пришли в Культурно-исторический центр и сказали руководству, что мы хотим сделать такой киноклуб – регулярно, два раза в месяц показывать людям документальное кино. На удивление нам в ответ кивнули и сказали«Делайте». И мы стали делать, стали показывать документальные фильмы. Сначала фильмы своих друзей – начали мы с альманаха студентов Марины Разбежкиной, который был снят в 2010-м году, когда по России горели леса. Этот альманах тогда только что вышел, там было шесть фильмов – мы связались с авторами, они согласились. Потом пошли другие фильмы – мы начали сами находить режиссёров, спрашивать, можно ли показать их фильмы в Сибири.«Господи, Сибирь, где это?», — отвечали нам в письмах, и потом писали –«Конечно, показывайте». Для людей это было в принципе то же самое, что показать их фильм на Марсе, или на Луне(смеётся).
В смысле,«Боже мой, кто-тогде-то заинтересовался моим документальным кино?»
И не просто где-то, а в Сибири – там есть жизнь, там есть телевизоры!(смеётся) В общем, как-то мы на этом выезжали. И нашей маленькой победой стало то, что в конце этого нашего первого сезона, в который мы, наверное, и сами не очень-то верили, мы показали фильм Герца Франка«Вечная репетиция», а через год где-то его не стало. Причём мы ему написали примерно так –«Дорогой Герц Франк, можно показать ваш фильм?», и он нам ответил, примерно так же лаконично«Конечно, показывайте. Ваш Герц Франк»(смеётся). Сейчас в это, конечно, уже как-то смутно верится – и Герца Франка уже нет, и смешно даже думать, что можно было начинать вот так наивно.
На следующий год мы решили подойти к делу серьёзно – мы написали грант и подали его в фонд Прохорова. Фонд Прохорова нам, опять-таки на удивление, тоже кивнул, сказал«Делайте». Мы переползли в Дом кино и начали проводить регулярные показы на Арт-чердаке. Мы стали действовать более официально – не только связываться с режиссёрами по дружбе, но и с продюсерами, потому что далеко не всегда права на фильм принадлежат именно режиссёру. Это может быть продюсер, это может быть дистрибьютор, в общем, несколько разных людей, которых нужно найти, связать вместе, объяснить им всем, почему мы хотим показать именно их кино, и что им за это будет.
Но даже когда вы связываетесь с продюсерами, это всё равно ситуация какой-то безвозмездной договорённости?
Да, платить у нас бюджета нет, за исключением фестивальных каких-то случаев – там мы оплачиваем авторские права. Обычно всё действительно решается безвозмездно, потому что мы всегда просим права на один некоммерческий показ – как правило, все соглашаются. Бывает, что нет – потому что если режиссёр кричит«Да, конечно, показывайте, о Боже, как я счастлив!», то продюсер говорит«Нет, ребята, погодите, давайте с этого места попродробнее».
Один раз продюсер нам сказал«нет», и я прекрасно понимаю его решение – кино ведь трудоёмкий процесс, часто финансируемый за свои деньги, особенно в авторском документальном кино, и мы это прекрасно знаем, и нам, на самом деле, очень бы хотелось платить всем, но такой возможности пока нет. В общем, человек нам сказал«Ребята, это мой единственный способ зарабатывать, поэтому нет». Но так как нам очень хотелось показать этот фильм, мы просто скинулись и заплатили за авторские права(смеётся). Показали фильм и нисколько об этом не жалеем – это тоже было закрытие сезона, уже второго. Это был финский фильм«Синдром панка», про финскую панк-группу, все участники которой больны синдромом Дауна – абсолютно здоровский фильм, замечательное закрытие сезона. Весь зал ржал – я переводила фильм синхронно, и зрители сидели у меня за спиной, и энергетика была такой мощной, все с таким задором это кино смотрели.
Вы говорите – скинулись, а сколько это, если не секрет?
Вам правда нужно об этом писать?(смеётся) Не так уж много, на самом деле. Мы вдвоём просто посмотрели друг на друга –«Давай скинемся?»«Давай скинемся».
Да, помимо самого киноклуба, то есть, стандартных показов два раза в месяц, мы ещё завели традицию делать событие – либо специальные показы национального кино, либо ретроспективы. В прошлом году мы начали с показов чешского документального кино – мы связались с Институтом документального кино в Праге, там очень хорошие ребята работают. Затем мы показывали ретроспективу Йохана ван дер Кёкена, почти ровно год назад, в сентябре. Затем мы решили«Почему бы не показать в Красноярске африканское документальное кино?» — и даже нашли такое.
Сначала решили, а потом начали искать?
Практически да(смеётся). В итоге у нас сложилась программа из пяти фильмов современных африканских режиссёров. Переписка была очень долгая – я порой по две-три недели ждала ответа; как работает электронная почта в Африке, я так до сих пор и не поняла(смеётся). Но в итоге все согласились, хотя с точки зрения Африки, подозреваю, Сибирь – вообще немыслимое какое-то место. У нас даже была безумная идея привезти африканского режиссёра в Сибирь – мы специально планировали сделать программу зимой, чтобы он прочувствовал весь колорит по полной. Но переговоры в итоге затянулись, программа съехала на май, да и с режиссёром не очень получилось. Причём в программе был один фильм, который мне устроил персональный микро-разрыв мозга – документальный фильм о танцовщице из Африки, о её трудном детстве, о том, как она одна воспитывала ребёнка, как уехала в Нью-Йорк и стала там танцовщицей, а потом и хореографом – и вся эта история рассказана языком танца. Этим фильмом мы закрыли программу, он называется«Нора».
Я знаю, что вы также устраивали показы документального кино не только в Красноярске, но и в городах края.
Да, в прошлом году мы решили расширить формат киноклуба до формата фестиваля, который бы максимально приближал зрителей к кино. Вместо вертикальной модели – когда в одно место отовсюду съезжаются фильмы, режиссёры, продюсеры и т.п. – мы выбрали горизонтальную: мы сами отбираем программу фестиваля и потом едем вместе с режиссёрами по разным городам. Причём мы замахнулись, кстати, не только на край, но и на Сибирский федеральный округ в целом – в прошлом году, зимой, в феврале мы показали нашу программу в Новосибирске и Иркутске, а потом повезли её же, вместе с двумя режиссёрами, по пяти городам Красноярского края.
Думаю, можно было бы отдельный документальный фильм снять про эту поездку.
Да, мы на середине путешествия поняли:«Блин, почему же никто не снимает?»(смеётся). Это было что-то невероятное – режиссёры до сих пор мне пишут и вспоминают, как это было круто. Режиссёры встретились с людьми, для которых снимают своё кино – причём понимая, что в других обстоятельствах они это кино, скорее всего, не увидели бы. Было такое живое общение – мы привозили Елену Демидову с фильмом«Лёша» из того альманаха про пожары, и Костю Селина с фильмом«Бронский». А в этом году мы решили, что необязательно фиксироваться на фильмах молодых режиссёров, как в прошлый раз, и взяли тему межнациональных диалогов, воплощенную в фильмах из стран СНГ – причём решили это ещё задолго до того, как все последние политические события на Украине начались. Мы выбрали пять фильмов – это Литва, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Азербайджан. Очень хотели взять фильм из Украины, но не получилось ничего найти. Это в основном были такие простые истории простых людей, понятные всем – всё равно что про соседа своего фильм посмотреть.
А как люди воспринимают ваше кино там, куда вы с ним приезжаете? Пять городов края, это что – Ачинск, Назарово, Шарыпово, Ужур? Какой там зритель у документального кино?
Зритель разный, но равнодушных нет. Понятно, что все привыкли, что документальное кино – это то, что показывают по телевизору. Все эти говорящие головы, памятные даты, всё такое. Это стереотип, с которым мы продолжаем бороться, и в Красноярске это приходится делать не меньше, чем в городах края. И мы пытаемся подобрать программу не то чтобы максимально простую, но чтобы она могла открывать какую-то дверцу, приводить к пониманию, что кино – это не что-то заоблачное, а что-то, что происходит вокруг нас.
Если возвращаться к зрителю, то с молодыми людьми, например, всё замечательно. В крае есть такой нюанс – там отсутствует прослойка студенчества. Это либо старшеклассники, либо люди взрослые. Со школьниками проблем не возникает. Со старшим поколением возникает – у нас в Назарово после каждого фильма были шикарные дебаты, минут по 25 со всем залом. Одна женщина встала и спросила:«Зачем вы нам это кино показываете?» — и я начала ей отвечать, и мы с ней потом в коридоре ещё говорили. Если у человека возникает вопрос, это замечательно. Если он встаёт и молча уходит, вот это плохо, а если он спрашивает«А зачем? А почему? А вот здесь вот так и вот так зачем?», то мы попали в цель.
Мы в этом году показывали фильм Сергея Дворцевого«Счастье» — и вот в Шарыпово, а мы там были во второй раз, я этих детей ещё с первого раза узнала, и учительницу, которая их привела, после«Счастья», а это совсем коротенький фильм, буквально двадцать пять минут, наступила такая тишина. И девочка одна тянет руку, встаёт, смотрит на меня, глазёнками хлопая, и говорит«Я хочу спросить – а что такое счастье?» И у нас пошёл разговор – а что такое счастье, а почему Сергей Дворцевой назвал так свой фильм, а что такое счастье для изображённых в нём людей, а есть ли оно у них… А это фильм про казахских кочевников. В нём нет никаких комментариев, просто жизнь, как она есть – у Дворцевого очень длинные кадры, и, по сути, фильм состоит из пяти кадров, что ли. Абсолютно гениальный фильм – мы были в девяти городах, и лично для меня эта дискуссия была, наверное, самым запоминающимся моментом. Я ехала потом и сама думала – нет, правда, а что такое счастье?(смеётся)
У вас сейчас запускается новый проект, ретроспектива – вы обмолвились как-то, что делали его два года, как так получилось?
Да, у нас сейчас начнётся ретроспектива французского документалиста Криса Маркера – и отправная точка этого проекта действительно была два года назад, когда Криса Маркера не стало. Мысли показать какие-то его фильмы были и при его жизни, конечно, но тут произошёл такой мощный толчок – стало обидно, что в России Маркера не очень-то хорошо знают, при том, что человек всю жизнь восхищался советским экспериментальным кино, Дзигой Вертовым и Александром Медведкиным. Маркер, кстати, снимал фильмы о Медведкине, и о Тарковском,«Один день Андрея Арсеньевича» — а в России его мало кто знает. Хотя и с Медведкиным тут всё не слава богу(смеётся). А ведь Маркер был в своё время настоящий локомотив новых идей.
Почему процесс так затянулся – мы хотели сделать ретроспективу ещё в прошлом году, вместе с Музеем кино, чтобы директор музея Наум Клейман приехал и поговорил со зрителями о Маркёре. Но, к сожалению, тогда он не смог приехать, и прав на показ фильмов у музея не оказалось. Но потом нашлись другие люди – нашёлся французский институт, который помог нам с фильмами. Мы нашли замечательного человека Арно Ламбера – это режиссёр-документалист, он сейчас заканчивает фильм о Маркере, не так давно написал о нём книгу, и он приедет к нам на ретроспективу прочитать лекцию о его творчестве. По одной тропе пойти не получилось, но потом сложилось иначе – так что мы сейчас ждём начала, буквально затаив дыхание. Самое главное, в любом случае – чтобы зритель увидел эти фильмы, большинство из которых в принципе никогда не выходило на русском языке. Так что ждём всех на показах.
Программа ретроспективы
24 сентября(среда), арт-чердак
19:00 — 19:50
Открытие ретроспективы Криса Маркера в Красноярске
Лекция о режиссере с Арно Ламбером
20:00 — 22:00
Встреча с Элен Шатлен, показ отрывков из фильма«Взлетная полоса»(La jetée, 1962)
25 сентября(четверг), арт-чердак
19:00 — 21:00 «Надеюсь, скоро увидимся»(A bientôt j’espère, 1967) «Шестой фасад Пентагона»(La sixième face du pentagone, 1967)
26 сентября(пятница), арт-чердак
19:00 — 21:00 «Потому что вам говорят, что это возможно»(Puisqu’on vous dit que c’est possible, 1973) «Посольство»(L’ambasade, 1975) «2084»(1984)
27 сентября(суббота), арт-чердак
19:00 — 21:00
Показ и обсуждение отрывков из фильма«Без солнца»(Sans soleil, 1983)
вместе с Арно Ламбером и Элен Шатлен.
28 сентября(воскресенье), арт-чердак
15:00 — 18:15
Цвет воздуха — красный(Le fond de l’air est rouge, 1998)
19:00 — 21:00
Показ и обсуждение отрывков из фильма«Письмо из Сибири»(Lettre de Sibérie, 1957)
вместе с Арно Ламбером и Элен Шатлен.
https://www.youtube.com/watch?v=x0NZZdZPSkw
Телефон для справок: + 7 908 2072070(Кристина Даурова)
Телефон кассы Дома кино(пр.Мира, 88): 227 26 37
Генеральный партнер проекта: фонд Михаила Прохорова
Спасибо!