Уходящий театральный сезон в России был переполнен скандалами. Нападки на оперный спектакль «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирске, повлекший за собой смену руководства театра и закрытие постановки; административные гонения на Театр.doc в Москве, вследствие чего он был вынужден переезжать – дважды за полгода; поток жалоб от граждан, чьи чувства, религиозные и эстетические, внезапно стали «оскорблять» разные спектакли – все это далеко не полный перечень абсурдных явлений нынешнего сезона. Не обошли стороной эти потрясения и национальный театральный фестиваль «Золотая маска» – почти год шли острые дискуссии о необходимости его реформирования. В настоящее время создана рабочая группа по выработке предложений о перспективах развития премии и фестиваля «Золотая маска», состав которой вызвал немало нареканий со стороны театральной общественности. Генеральный директор «Маски» Мария Ревякина реагирует на проблему сдержанно и считает, что участившиеся выпады в адрес фестиваля – следствие общих социальных настроений в сегодняшней России.
Мария Ревякина. Фото Андрея Минаева
– Ситуация действительно непростая, напряженная, общество все сильнее поляризуется, что отразилось и на театре. Одним не нравятся способы режиссерской интерпретация классики, другим – присутствие в спектаклях религиозных мотивов, – спорных вопросов немало, и сейчас они просто стали более выпуклыми. От зрителя – от его насмотренности, ума, желания думать и воспринимать что-то новое и необычное – тоже очень многое зависит. Когда публика недостаточно образованна, это может вызвать недовольство театром, вопросы к нему. Но, впрочем, так было во все времена. Главное, чтобы все споры решали профессионалы.
Что же касается претензий к «Золотой маске», на мой взгляд, они вызваны недопониманием, как работает фестиваль.
– И в чем особенности этой работы, Мария Евсеевна, которая, как вы считаете, недостаточно ясна некоторым театральным деятелям?
– Почему-то эти люди считают, что спектакли в афишу «Маски» отбираются при участии дирекции фестиваля, что мы кого-то лоббируем. На самом деле список номинантов составляют эксперты – и только они, это их зона ответственности. А потом, во время фестиваля, участников конкурса оценивает профессиональное жюри. Все кандидатуры в этих составах утверждаются Союзом театральных деятелей России (СТД), учредителем «Золотой маски», и согласовываются с министерством культуры РФ. Каждый год составы меняются, происходит ротация.
Задача нашей технической дирекции – обеспечить этих людей всем необходимым для их работы. Предоставить экспертам записи спектаклей, которые подаются на конкурс, согласовать с театрами их командировки. После того, как они определили итоговый список номинантов, мы объявляем афишу «Маски», помогаем театрам из других городов выбрать площадки, арендуем их, заселяем приезжих в гостиницы и проводим церемонию награждения, где жюри объявляет лауреатов. И так каждый год.
– А кто инициирует параллельные программы «Маски», разве не вы?
– Да, всем, что не связано непосредственно с конкурсом, занимается дирекция. И таких внеконкурсных программ у «Маски» много, что, на мой взгляд, лишь на пользу фестивалю – это дает возможность показать широкую палитру театральной жизни России. Мы стараемся пригласить и лучшие детские спектакли, и этнические, и какие-то интересные постановки из регионов, не прошедшие в конкурс. Плюс организовываем образовательную программу «Институт театра», в рамках которой проходят мастер-классы и лаборатории. Например, в этом году Дина Хусейн и другие педагоги провели Мастерскую новых форм танца – желающих было очень много.
Сделали с детьми программу «Давайте сыграем оперу» на базе театра «Новая опера» – сложнейший эксперимент, но безумно интересный. Очень важно показать детям, что такое опера, приобщить их к этому сложному искусству. Для самых маленьких зрителей, от шести месяцев до трех лет, запустили долгосрочный проект «Бэби Лаб».
«Золотая маска» в кино
При поддержке компании «Норильский никель» впервые провели фестиваль «Золотая маска» в кино» – прямые онлайн-трансляции некоторых спектаклей, чтобы жители разных регионов страны могли увидеть их у себя в кинотеатрах. Надеемся продолжить это начинание. Опять же, благодаря поддержке «Норникеля» показали сразу четыре спектакля у вас в Красноярске, будем рады закрепить сотрудничество с вашим городом и в дальнейшем. Мы вывозим лучшие спектакли «Золотой маски» в регионы России с 2000 года и уже десять лет – в страны Балтии.
– Проекты достойные, тем неожиданнее претензии к фестивалю…
– Там, где есть конкурс, всегда будут возникать вопросы, всегда. И к премии «Оскар» ежегодные претензии, и к Нобелевской премии – до сих пор не стихают споры, почему ее дали Бродскому и не дали Набокову. Понимаете, у каждого человека есть свои предпочтения. Но когда в команде девять профессиональных экспертов, какие бы вкусы у всех не были, они должны вместе определиться – что было самое лучшее за прошедший сезон. Через год на их место придут другие эксперты, у них будут свои мотивации. И каждый раз кто-то будет недоволен их решением, это нормально.
– Тем не менее, в этом году недовольство вышло за порог обычных дискуссий, не так ли? Участились выпады в адрес «Маски», и в то же время – все ведущие режиссеры страны высказались в защиту фестиваля. Ситуация на пике общественного внимания?
– Не думаю, что на пике, мне этот конфликт кажется искусственным. Именно потому, что, как вы заметили, абсолютное большинство театральных лидеров страны поддержало «Золотую маску». Они прекрасно понимают, что она нужна профессионалам. Не случайно же Михаил Александрович Ульянов, который когда-то создавал в СТД этот фестиваль, озвучил его главную идею: «Профессионалы – профессионалам». Компетентные театроведы проводят отбор спектаклей, показывают срез сезона. Жюри, в котором не больше трех критиков, а в основном практики – режиссеры, хореографы, актеры, сценографы, композиторы – оценивает работу своих коллег. На следующий год они сами могут поставить что-то значительное, и их работу точно так же будут оценивать другие. Это профессиональная премия, обмен творческими мнениями.
«Путешествие Алисы в Швейцарию» Красноярского театра им. Пушкина — номинант «Золотой маски»
Мне кажется, идея «Золотой маски», родившаяся в недрах СТД, прекрасна. Благодаря ней мы имеем историю российского театра за 21 год. В середине 90-х, когда, как мы помним, по экономическим причинам был отток зрителей из театров, наше театральное искусство смогло заявить о своей социальной и художественной значимости, вновь привлечь к себе внимание широкой аудитории, заинтересовать спонсоров. И в этом, я считаю, немалая заслуга фестиваля.
– Как вы оцениваете попытки минкульта усилить свое влияние на «Маску», ввести цензуру – какие спектакли можно номинировать, какие нельзя?
– Как я уже сказала, хозяин премии, учредитель «Золотой маски» – Союз театральных деятелей России. Министерство культуры РФ – один из организаторов, оно дает часть средств на проведение конкурса и может рекомендовать кого-то в составы экспертного совета и жюри. Есть Положение о конкурсе, куда ежегодно вносятся изменения. Сейчас мы принимаем от театральной общественности предложения, какие улучшения могли бы пойти на пользу фестивалю, рабочая группа СТД рассмотрит их в конце августа.
Что касается цензуры, то она запрещена Конституцией. До тех пор, пока основной закон нашей страны не поменялся, любые попытки цензуры противоправны.
– Сколько лет существует «Золотая маска», столько времени ведутся споры – нужен ли конкурс среди номинантов? На многих фестивалях конкурса нет, попасть в их программу – уже само по себе почетно, например, в Авиньон или Эдинбург. И в самом деле, как можно сравнивать, кто лучше – Лепаж или Додин? Может, отказ от премии может убрать разногласия?
– Это, опять же, решает профессиональное сообщество. Для нас, организаторов, важнее афиша, срез сезона. Уже можно вести серьезные исследования, как менялась театральная жизнь России год за годом. И, конечно же, все понимают, что номинация – уже само по себе почетно. Если сами творцы сочтут, что премия им не нужна, это должно быть внесено в Положение Секретариатом СТД, и дирекция будет работать по новым правилам. Но пока от премии никто отказываться не хочет.
Пресс-конференция «Золотой маски» в Красноярске, 2 июля 2015 г.
О «Золотой маске»
Российская национальная театральная премия «Золотая маска» была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр.
«Золотая маска» – российский театральный фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. Его организаторы – Союз театральных деятелей РФ, министерство культуры РФ, Правительство Москвы, дирекция фестиваля «Золотая маска». С 2002 года генеральный спонсор «Золотой маски» – Сбербанк России.
Отбор спектаклей-участников фестиваля и претендентов на премию осуществляет Экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники.
Театры Красноярского края не раз становились номинантами и лауреатами этого самого престижного российского театрального конкурса.
В июле 2015 года в Красноярске впервые состоялись гастроли фестиваля «Золотая маска», участниками которых стали театры – лауреаты и номинанты российской национальной театральной премии разных лет. Это театр «Мастерская Петра Фоменко» (Москва) со спектаклем по пьесе Александра Островского «Волки и овцы», Московский театр им. А.С. Пушкина со спектаклем по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана», Малый драматический театр – Театр Европы из Санкт-Петербурга со спектаклем «Три сестры» по пьесе Антона Чехова и Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, который представил Вечер балетов Иржи Килиана.
Обсуждение