22 августа в красноярском клубе Podium выступит легенда американской тяжелой музыки Fear Factory.«Красноярск Дэйли» разбирается в насыщенном прошлом коллектива.
Началось всё в далёком 1989-м году, когда гитарист Дино Казарес и барабанщик Раймонд Херрера позвали в свою группу вокалиста Бёртона Си Белла – по легенде, Казарес услышал в общем душе, как Белл поёт песню U2«New Year’s Day». Трио планировало играть дэт-металл – первые опубликованные треки группы(два) вышли на сборнике«LA Death Metal Compillation», выпущенном в 1990-м. В 91-м они стали записывать свой первый альбом(при помощи начинающего продюсера Росса Робинсона, который позже спродюсирует знаковые пластинки Korn, Limp Bizkit и Slipknot и станет суперзвездой ню-металла), но уже на таком раннем этапе творчество группы было сопряжено с постоянными конфликтами – музыканты были так недовольны результатами, что разругались с Робинсоном и пошли переписывать те же песни с другим продюсером. Правда, этих ранних записей хватило, чтобы произвести сильное впечатление на Макса Кавальеру из Sepultura – он посоветовал лейблу Roadrunner обратить внимание на начинающее лос-анджеское трио, и так Fear Factory обрели контракт и дом для выпуска своего дебюта«Soul of a New Machine».
Одним из своих главных влияний на раннем этапе музыканты называли Napalm Death – так что для работы над дебютным альбомом Fear Factory Roadrunner привлекли англичанина Колина Ричардсона, который продюсировал и Napalm Death, и легенд английского грайндкора Carcass. Под чутким контролем Ричардсона Fear Factory выстроили совершенно новый саунд, названия которому в 1992-м году было не подобрать – в их музыке использовались элементы дэт-металла и индастриала, хардкора и рэпа, электронной музыки и трэш-металла, но складывалось всё в какой-то совершенно новый, уникальный звуковой рисунок.«Soul of a New Machine» не снискал особой популярности на момент выхода, но позже обрёл статус знакового альбома и новой точки отсчёта – наряду с выпущенными в той же первой половине 90-х работами Helmet, Kyuss и Faith No More, дебютник Fear Factory стал одной из крупных вех на пути к появлению совершенно нового поколения тяжелых музыкантов.
Fear Factory также были одними из первых в стане тяжелых музыкантов, кто активно коммуницировал с электронной сценой. Тогда идеологическое разделение на«нас» и«их»(типа, вот есть РОК, а вот есть всё остальное, и нам с ним не по пути, фи) было ещё в силе, но Fear Factory ещё в 93-м году, сразу за выходом первой пластинки, зарезали мини-альбом ремиксов – чем на тот момент занимались, как казалось многим ортодоксальным рокерам, только голимые попсари. Позже эта практика вошла у группы в привычку.
Итак, 1995-й год, второй альбом группы –«Demanufacture», их звёздный час и величайшее достижение. Немножко сгладив свои дэт-металлические углы и сдвинувшись в сторону кибернетического индустриального металла(в записи пластинки участвовал Рис Фулбер из индустриального дуэта Front Line Assembly, позже ставший полноправным соавтором группы на полтора десятилетия), Fear Factory записали свой главный альбом и один из главных тяжелых альбомов 90-х. Вся новая волна американского тяжелого металла, народившаяся где-то к нулевым так или иначе в долгу перед«Demanufacture».
Нечеловеческая скорострельность барабанщинка Херреры, машинные риффы Казареса, хриплый вой Белла, чередующийся с чистыми вокальными пассажами в одной и той же песне – все эти приёмы, совершенно не казавшиеся очевидными до появления Fear Factory, в конечном итоге вошли в вокабуляр любой уважающей себя тяжелой группы. К тому же на этом альбоме Fear Factory стали немножко расширять свою палитру звучания – наряду с кибернетическим трэшем и индустриальным металлом стали появляться эмбиентые зарисовки, а песня«Dog Day Sunrise» и вовсе зазвучала нетипично для FF умиротворённо.
Между«Demanufacture» и третьим альбомом«Obsolete» группа обзавелась постоянным басистом Кристианом Олде Воблерсом(на«Soul of a New Machine» и«Demanufacture» партии баса дублировал Казарес), и к записи новой пластинки приступила уже в статусе серьёзной величины в тяжелой музыке. Продюсировал альбом Рис Фулбер(позже он сделает с группой ещё четыре пластинки в этом качестве), в гости приходил Гари Ньюман – кавер на его хит«Cars», всунутый на альбом в качестве бонус-трека, даже стал небольших размеров хитов, и позволил«Obsolete» внезапно для всех разойтись солидными многотысячными тиражами. Кстати, после успеха их первого кавера Fear Factory ещё перепевали Nirvana и U2.
Воодушевлённые успехом альбома«Obsolete», представители Roadrunner стали активно намекать группе двигаться в более коммерчески приемлемом направлении. Так появился альбом«Digimortal» — особых компромиссов на нём вроде бы не было, но и сильных прорывов тоже не наблюдалось. Продажи, соответственно, были сильно ниже ожидаемого после«Obsolete» уровня – и внутри группы начались сильные проблемы.
После выхода пластинки напряжение в отношениях между Беллом и Казаресом достигли такого накала, что Белл в какой-то момент хлопнул дверью. Группа тут же объявила о своём распаде – на что лейбл Roadrunner, не желая терять ценный актив, отреагировал со свойственной крупным предприятиям практической хваткой; взял и, не посоветовавшись ни с кем их музыкантов, выпустил их самый первый альбом«Concrete», лежавший в архиве с 1991-го года. Все наговорили друг другу гадостей в интервью на прощание, и история Fear Factory на этом, казалось, была закончена.
Однако барабанщик Херрера и басист Олде Воблерс так не думали – скооперировавшись, они записали вдвоём несколько новых демок и отправили их Беллу. Тот был приятно впечатлён и согласился вернуться – в результате на свет родились Fear Factory 2.0; Олде Воблерс взял на себя обязанности гитариста, а в качестве басиста был взят новый боевой товарищ Байрон Страуд из группы Strapping Young Lad. Этим составом был записан альбом«Archetype» — уверенное возвращение группы к корням своего звучания.
Переместившись на более скромные лейблы, Fear Factory не постеснялись излить всю свою желчь по поводу трагически закончившейся работы на корпоративного монстра – альбом открывался треком под названием«Рабский труд» с припевом«Я продал свою душу», также фигурировали треки под названием«Трутни» и«Корпоративное клонирование». Впрочем, уже в следующей пластинке«Transgression» группа вернулась к привычным темам про противостояние человека и машины и прочей кибер-панковской ерунде.
После«Transgression», записывавшейся в привычной для Fear Factory нервозной обстановке(вроде как Херрера и Олде Воблерс были недовольны, что весь основной материал вокалист Белл слепил вместе с продюсером Тоби Райтом под себя), группа завершила положенный гастрольный цикл и разбрелась по своим делам. Извилистая и богатая странными поворотами сага Fear Factory продолжилась только в 2009-м году, когда Белл вдруг объявил, что он разрешил все противоречия с бывшим боевым товарищем Дино Казаресом, и что они вот-вот обнародуют название своей новой совместной группы. Чуть позже новая группа оказалась несколько видоизменённой старой – не сказав ни слова Херрере и Олде Воблерсу, Белл и Казарес вместе с басистом Страудом и привлеченным новым ударником, суперзвездой тяжелого металла Джином Хогланом, назвались старыми добрыми Fear Factory и зарезали новый альбом«Mechanize».
Дальше начался водоворот выяснений, споров и судебных разбирательств – дуплеты Белл-Казарес и Олде Воблерс – Херрера до сих пор находятся в состоянии взаимной судебной тяжбы, что не мешает первым продолжать выступать и записываться под вывеской Fear Factory, а вторым управлять новым собственным проектом Arkaea. Вскоре после выхода«Mechanize» группу покинул басист Страуд, коротко бросив на прощание«Трудно работать в коллективе, в котором тебя не уважают»; потом ушёл и Хоглан, узнав, что пока он ждал звонка с расписанием новой работы в студии, группа спокойно записала новый альбом«The Industrialist» с драм-машинкой. Сейчас и Белл, и Казарес говорят в интервью, что Fear Factory – это они двое, а кто там ещё играет на басу и барабанах, уже не очень важно. Две последние пластинки при этом слушаются как постепенный отход на давно освоенные позиции. Впрочем, концертный сетлист нынешнего тура группы состоит не столько из новья, сколько из правильно сбалансированного микса из хорошего старья – так что услышать на концерте всё то, за что мы когда-то полюбили Fear Factory, ещё пока вполне возможно. Торопитесь, что ли.
Обсуждение