19 мая в Красноярске выступит группа Korn, ветераны тяжелой музыки, дебютировавшие 20 лет назад.
За эти 20 лет Korn прошли огромный путь – от странных новичков с безумными причёсками до законодателей мод в новой металлической музыке, одной из главных тяжелых формаций в мире и затем нишевого культового коллектива с внушительным послужным списком, нажившего себе примерно одинаковое количество стойких поклонников и горячих ненавистников(причём львиную долю вторых составляют пересмотревшие свои приоритеты первые). Попробуем на примере десяти песен из каталога группы разобраться, как они сумели докатиться до жизни такой.
Blind
«Are you ready?» — с этого вопроса, звучавшего в дебютном сингле«Blind» и много лет стабильно открывавшего все концерты Korn, началась не только история самой группы, но и целого музыкального стиля под названием «ню-металл». И, если уж отвечать на него – нет, аудитория образца 1994-го года не совсем была готова к Korn. Перед ней предстали странные ребята с необычными повадками – в спортивных костюмах и шортах, подсмотренных у рэперов и хардкорщиков, с дикими причёсками, гитарами, свисающими куда-то до щиколоток, рваным, сырым звуком, экзальтированным истеричным вокалистом.
Не то чтобы тому, что играли Korn, не было совсем никаких аналогов до этого. Были – жесткий фанковый бас, вокальные истерики и двинутые речитативы были в обилии у Faith No More, стоическую риффовую минималистичность практиковали Helmet, утробный гитарный звук придумали Kyuss. Но именно Korn воплотили все эти разрозненные находки разом, создав не только единый звук, но и общий стилистический образ тяжёлой группы нового времени. Такая группа выглядела одновременно буднично и инопланетно(см., например, кепочка Фреда Дёрста и костюмы Уэса Борланда), играла отрывисто и глухо, и не чуралась других уличных субкультур, от хип-хопа до графитчиков и скейтеров, с коими, кажется, имела даже больше общего, нежели с до-гранджевыми металлистами и рокерами конца 80-х тире начала 90-х, с их культом виртуозного гитарного соло, модного кожаного прикида и поэзии бесконечной пьяной вечеринки.
Fagget
Ах, да – пела эта новая группа тоже немного о других вещах. На обложке дебютного альбома Korn мужская фигура нависала тенью на беззащитной девочкой, качающейся на качелях; венчался альбом эпической истерикой песни«Daddy», рассказанной от лица юной жертвы семейного сексуального домогательства. Вокалист группы Джонатан Дэвис, сам перенесший в детстве издевательства от собственной мачехи и ставший жертвой сексуального насилия со стороны кого-то из окружения его семьи, решил дать в своих песнях голос всем таким же, как он – изгоям, жертвам, забитым школьникам; истерическая, взрывная музыка становилась и для исполнителя, и для слушателей способом очищения от переполняющих негативных эмоций, достижения столь необходимого катарсиса.
Хотя первый безымянный альбом не стал моментально популярным, Korn за два года в бесконечных турне раскатали его до размеров полноценного феномена. На запись второго альбома и сопроводительную промо-кампанию был выделен куда более заметный бюджет – так что видеоклипы стали выглядеть несколько богаче.
A.D.I.D.A.S.
Второй альбом«Life is Peachy» записывался с тем же продюсером, что и первый – Россом Робинсоном; год спустя Робинсон запишет дебютный альбом группы Limp Bizkit, получивших и контракт, и продюсера по протекции Korn – и фитиль под грядущим ню-металлическим взрывом будет подожжён. А пока – пока Korn полируют свой саунд, делают звучание более металлическим и плотным и немного работают над своими сочинительскими манерами.
Mr. Rogers
Многие песни на«Life is Peachy» были устроены сложнее и витиеватей, чем на«Korn» — к примеру, в«Mr. Rogers» разворачивалась почти что целая мини-опера. Песню Дэвис посвятил своему школьному учителю, пытавшемуся задавить его индивидуальность.
Freak on a Leash
Момент истины – второй сингл с третьей пластинки«Follow the Leader» выводит Korn в настоящую первую лигу. Клип, в котором анимация по мотивам обложки альбома соседствует с довольно модерновой центральной визуальной идеей, активно крутится по МТВ не в специализированных гетто-программах для жанровых фриков, а в настоящем общем эфире.«Follow the Leader» становится полноценным феноменом – вылетает на первое место альбомного хит-парада журнала«Биллборд» и расходится миллионными тиражами, на альбоме гостят Айс Кьюб и Фред Дёрст.
Вскоре после выхода альбома Korn пускаются в масштабное коллективное турне под названием«FamilyValues», своего рода путешествующий металлический цирк, в котором вместе с группой ездят Limp Bizkit, Incubus, Rammstein и Айс Кьюб. Турне пользуется бешеным успехом и приносит группе 6 миллионов долларов чистой прибыли – именно здесь, как полагают многие, зарождается ню-металл как феномен.
Hey Daddy
Куя железо, пока горячо, Korn готовят новый альбом«Issues» буквально в следующем году – в нём меньше хип-хопа и совсем нет гостей, зато саунд становится более гладким и упругим, явно не без помощи продюсера Брендана О’Брайена, сотрудничавшего с Pearl Jam и Stone Temple Pilots.
Korn продолжают активно работать со слушателями – первый сингл«Falling Away from Me» выкладывают на сайте в виде мп3-файла для свободного скчивания(дико прогрессивно для 1999-го года), обложка выбирается по конкурсу из вариантов, изготовленных слушателями. В том же году выходит второй альбом Korn’овских протеже Limp Bizkit«Significant Other»; ню-металл царит везде, Korn и Limp Bizkit по праву являются его некоронованными королями, а в тот же год платиновых продаж добиваются Orgy, Godsmack, Powerman 5000, Staind и Кид Рок, а где-то дебютирует группа в масках под названием Slipknot. Грядёт новая эпоха, о которой Korn пока ничего не известно.
Here to Stay
Массивный тур в поддержку«Issues» порядком изматывает группу – работа над следующей пластинкой растягивается на изнуряющие два года, за время которых из группы едва не вылетает басист Филди. В поисках нового звучания Korn тратят внушительные три миллиона долларов лейбла на одно только студийное время – в результате недосведённая копия нового альбома уплывает в интернет за целых три месяца до официального релиза.
Новый альбом«Untouchables» продаётся хорошо, но не так резво, как его предшественники – сбить с первого места чарта«Биллборда» четвёртый альбом Эминема«The Eminem Show» никак не выходит. Группа винит в падающих продажах интернет-пиратство, поклонники и критики попрекают группу за растрату адского количества денег на альбом, в студийном лоске которого непросто узнать прежних безумцев со злых калифорнийских улиц, игравших честную истерическую музыку навзрыд. В результате Korn за какой-то год записывают новую, куда более сырую и злую пластинку«Take a Look in the Mirror» — альбом не попадает ни в какие чарты, и история заканчивается тем, что гитарист Брайан«Хэд» Уэлч, видимо, прислушавшись к титульному совету посмотреться в зеркало, бросает наркотики, находит Христа и уходит из группы.
Twisted Transistor
Следующий альбом«See You on the Other Side» Korn пишут при участии продюсерского дуэта The Matrix, работавшего с Аврил Лавинь и Бритни Спирс – примерно в этом месте значительная часть бывших поклонников плюёт с досады и уходит в противоположный лагерь.
В 2006-м группу покидает барабанщик Дэвид Сильверия – сначала объявляется, что в бессрочный отпуск, потом, когда в конце 2007-го гастрольный ударник Рэй Лузье объявляется новым официальным членом группы, становится понятно, что навсегда. Выходят две пластинки,«Untitled» в 2007-м и«Korn-III: Remember Who You Are» в 2009-м; разговаривать о них не стоит даже и начинать. Korn по-прежнему активно гастролируют и становятся хэдлайнерами крупных фестивалей, но всё это исключительно на творческой инерции достижений конца 90-х и начала нулевых.
Get Up
В 2011-м Джонатана Дэвиса осеняет – группу спасёт дабстеп! Выходит альбом«The Path of Totality», существенная часть песен на котором сделана совместно с молодыми дабстеп-артистами, в том числе и скандальным Скриллексом.
Для поклонников Korn, слушавших группу в 90-х, коллектив окончательно переходит в разряд гоняющегося за модными трендами посмешища – зато народившаяся за это время молодёжь, превратившая того же Скриллекса в героя стадионных концертов, с интересом реагирует на немолодых металлистов, заигравших с их кумиром вместе.
Spike in My Veins
В 2012-м году блудный сын Брайан Уэлч решил вернуться в группу. Так появился последний альбом«The Paradigm Shift», с материалом которого группа и приезжает в Красноярск. На нём Korn попытались найти что-то вроде среднего арифметического для всех своих экспериментов со звуками. Получилось или нет – судить сложно. В любом случае, Korn давно уже вписали себя в историю современной музыки – так что на концерт мы пойдём хотя бы по этой причине.
Обсуждение