24 декабря в Красноярском театре оперы и балета очередная премьера. По многочисленным просьбам зрителей выйдет обновленная версия рождественского мюзикла «Под первой звездой» по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена. Спектакль в постановке режиссера Вячеслава Цюпы вышел в 2001 году, на неизменных аншлагах шел восемь лет. И, как показало время, до сих пор не утратил своей привлекательности в глазах публики. Об особенностях грядущей премьеры рассказывает художественный руководитель Образцовой детской оперной студии театра Наталия Цюпа.
Наталия Цюпа
– Наталия Владимировна, насколько спектакль изменится по сравнению с его изначальной версией? Будут ли какие-то принципиальные новшества или это всего лишь «косметическое» обновление?
– В первую очередь, почти полностью поменяется состав исполнителей – в чем уже кардинальное отличие от прежнего спектакля. Главную детскую роль, роль Лизы, у нас долгое время играла Кристина Таскина, она ввелась в спектакль еще восьмилетней. Ее партнеры, исполнявшие роль Петера, менялись почти каждый год – мальчишеские голоса ломаются в подростковом возрасте, поэтому приходится постоянно быть начеку. Памятуя об этом, я изначально подстраховалась: Лизу сейчас репетируют шесть девочек, Петера – четыре мальчика. Надеюсь, это на долгое время обезопасит спектакль от нехватки главных исполнителей. И потом, изначальная постановочная работа (а не срочный ввод), пройденная вместе с режиссером и дирижером, для артистов всегда очень важна. Дети смогут не только спокойно выучить мизансцены, но и прочувствовать всю глубину переживаний своих героев. Кстати, в мюзикл добавится много новой хореографии в сочинении Маргариты Зимы. Это большой пласт новой и сложной работы.
…А Кристина в этом году поступила в ГИТИС на отделение актеров драматического театра, а первый Петер, Ваня Зиновьев, учится в Венской консерватории. Мы можем гордиться нашими студийцами.
– Состав взрослых певцов тоже поменяется?
– Процентов на 70. Оперная труппа солистов обновляется, пришла замечательная молодежь. Но и многие прежние исполнители все так же верны мюзиклу и с удовольствием согласились вновь в нем поработать. Это Анатолий Алексеевич Березин, наш неизменный Советник, и Вера Павловна Баранова, у которой в спектакле, по ее признанию, одна из самых любимых ролей в театре – роль Мамы. История жестокая – умершая мама появляется по молитве дочери всего на пять минут. Вера Павловна плакала на репетициях – настолько сложно взрослому человеку осознавать, что ребенок искренне верит в возможность возвращения мамы… Представляете, какие эмоции у зрителей в зале! Кстати, одна из причин возобновления мюзикла – обращения от матерей, старшие дети которых выросли на спектакле. Теперь у них подросли младшие, и мамы хотят, чтобы они тоже увидели эту историю. Для них она оказалась важна.
Юным артистам материал тоже очень нравится, работают самозабвенно.
«Под первой звездой»
– В основе либретто – «Девочка со спичками» Андерсена?
– Да, но там прибавился еще один юный герой – Петер. У него есть родители – по сравнению с неблагополучной семьей Лизы, они обеспеченные буржуа, Мельник и Мельничиха. Тем не менее, их сын несчастен, для него важны другие ценности, нематериальные. В спектакле также есть Советник из сказки «Снежная королева». Наш любимый либреттист Альбина Шульгина (она, кстати, автор первых серий «Бандитского Петербурга») написала историю, тема которой никогда не устареет. Это одиночество ребенка в семье, когда он для своих родителей игрушка. Еще один горький мотив – отношения детей с неродными родителями. Я лично за всю жизнь не видела благостных отношений в таких семьях. Родная мать своего ребенка в Рождество на мороз никогда не выгонит торговать спичками, как в нашем спектакле, – так может поступить только мачеха. А пьющий отец не в состоянии заступиться за дочь. Страшно, что такое случается не только в сказках, но и в жизни, до сих пор…
– А как к вам попало это произведение?
– Мюзикл был создан по заказу театра. Навсегда запомнила радостную атмосферу, сопровождавшую работу над ним. Летом мы с Вячеславом Олеговичем доехали на машине до Москвы, где с художником Виктором Архиповым придумали почти весь спектакль. Потом отправились в Санкт-Петербург к композитору Виктору Плешаку – после подробного обсуждения музыкального материала в нем добавилась еще треть тем. А потом поехали в гости к Альбине в деревню Петрово Новгородской губернии, где в летние месяцы обитали известные художники, режиссеры, операторы и сценаристы «Ленфильма». И попали в потрясающую творческую среду. Жаль, что Альбины больше нет с нами… Возобновление «Под первой звездой» – еще и добрая память о ней.
«Под первой звездой»
– Мюзикл идет еще где-то, помимо Красноярска?
– Как ни странно, больше не было ни одного полноценного спектакля. Нигде. Выходили лишь усеченные концертные версии. Меня это удивляет, потому что только театральная сцена, с ее светом, оркестровыми и сценическими возможностями, позволяет полноценно воплотить такой материал. Всех секретов открывать не буду, но в оформлении кое-что поменяется, обновятся все костюмы и технические средства – например, современное микрофонное оснащение, которого у нас прежде не было. Возможности использования видео, других спецэффектов – все это позволяет обновить мизансцены, саму редакцию спектакля. Думаю, к премьере он станет мобильнее и динамичнее.
– Вы упомянули, что в мюзикле есть персонажи из «Снежной королевы». А ваши студийцы знают, что Вячеслав Олегович когда-то снялся в роли Кая?
– Старшие знают, а младшие очень удивятся, когда узнают в мальчике Кае своего «повзрослевшего» режиссера. (Смеется.) Осенью на фестиваль отечественных фильмов им. М. А. Ладыниной в Назарово приезжала Елена Проклова, которая в фильме сыграла Герду. Было так приятно наблюдать за встречей Кая и Герды. Елена очень высоко оценила церемонию открытия, сочиненную и поставленную Вячеславом Олеговичем. Кстати, студийцы были в ней уже традиционными исполнителями. Я считаю, что для детей очень важно такое соучастие – они начинают узнавать отечественный кинематограф, на котором выросло наше поколение.
«Под первой звездой»
– Детской оперной студии в Красноярске уже больше 20 лет. Это уникальное явление или такие подразделения – норма для музыкальных театров?
– Все зависит от театрального руководства. Где-то в спектаклях удаляют музыкальный материал, написанный для детских голосов. Но все ведущие мировые театры обязательно привлекают детей. Правда, нигде у юных вокалистов нет собственных спектаклей. Поэтому для Красноярска детская труппа во взрослом театре – действительно исключительное явление. Сейчас у нас в студии порядка ста ребят. Нам очень помог Александр Геннадиевич Хлопонин в свою бытность губернатором края – собственно, благодаря его поддержке шесть лет назад началась новая жизнь нашей оперной студии. Теперь это самостоятельная структура в театре с правом выпуска одного спектакля в год. У нас есть своя аппаратура, большой арсенал костюмов, шесть спектаклей, отмеченных краевыми премиями. Дети каждый год приходят разные, часто неподготовленные – нужно немало сил, чтобы создать из них команду. И я прекрасно понимаю, что мне нужно их увлечь не только музыкальным материалом, но и самой средой, создать такие условия, чтобы им хотелось сюда стремиться. Театр – это магия, и я не устаю повторять: «Возможно, вы за всю свою дальнейшую жизнь не получите столько впечатлений, сколько сейчас в театре».
«Под первой звездой»
– Что для вас как для педагога самое главное, что стремитесь привить?
– Любовь к музыке и театру. Простые человеческие ценности – честность, открытость, верность, доброжелательность. Наши дети обожают в театре все, с восторгом бегут на каждый спектакль. Учу их выразительности, умению двигаться, быть искренними на сцене. Выпускники студию не забывают – приходят на спектакли, приводят сюда своих детей. Многие сделали театр своей профессией. Порой бывают очень трогательные моменты – в ноябре в мой день рождения играли мюзикл «Мама». А после спектакля, на финальных аплодисментах, дети вызвали меня на сцену – как маму, без которой спектакль не состоялся бы… Наверное, ради таких моментов и стоит жить и работать.
Обсуждение