«ДНК-4», день третий. И снова исторические сюжеты

Продолжаю публиковать заметки о четвертом красноярском фестивале современной драматургии «ДНК». Третий его день оказался примечателен одной из лучших фестивальных читок – пьесы «Малыш» М. Ивашкявичуса в постановке Андрюса Саулюса Даряла (догадайтесь – кто это?). А также – приездом на «ДНК» одного из самых ярких молодых российских драматургов Ярославы Пулинович.

Бесконечный апрель. Я. Пулинович

Бесконечный апрель. Я. Пулинович

Её пьеса «Бесконечный апрель», представленная на «ДНК» в постановке Никиты Рака, стала лауреатом Первой премии по итогам конкурса на лучшую пьесу прошедшего сезона. Итоги озвучили весной на «Золотой маске», и «обошел» Ярославу лишь Михаил Дурненков со своей пьесой «Самый лёгкий способ бросить курить». Если учесть, что Пулинович всего 23 года – успех исключительный. А самое главное – её популярность не ограничена фестивальными (то есть нередко для узкого круга знатоков) площадками. «Наташина мечта» Ярославы Пулинович обошла почти всю страну. В июле её выпускают в Красноярском ТЮЗе, о чем чуть позже расскажу отдельно.

Ярослава Пулинович

Ярослава Пулинович

«Бесконечный апрель» — история о судьбе человека от малолетства до смерти на фоне смеющихся эпох в интерьере его квартиры. Всё начинается ещё в дореволюционные времена, потом в жизнь мальчика Вени из интеллигентной питерской семьи вторгается грубая действительность – уплотнение, когда в его квартиру подселяют чужаков-пролетариев. Квартира – один из центральных персонажей пьесы. В ней проходит большая часть действия (за исключением эпизода, в котором Веня едет в поезде, и сцены во дворе дома в блокадном Ленинграде).

Квартира становится предметом борьбы, переживаний, делёжки, местом, которое разные поколения воспринимают кардинально противоположно. Для Вени это часть его самого, родовое гнездо. Для его дочери Любы – возможность наживы, семейными и историческими традициями она не дорожит. В отличие от своей дочери Гали-художницы, для которой традиции – это что-то не совсем понятное, но притягательное. Некие артефакты прошлого, подлинной ценности которым она не знает, но они её завораживают. Отсюда её желание устроить в дедовской квартире «сейшен в стиле блокады»: «Сухариков купим, будем чай заваривать и грызть».

Артисты театра им. Пушкина прочли «Бесконечный апрель» так, как обычно читают классику – вдумчиво и неторопливо. Это первый опыт такого прочтения пьесы Пулинович, и кому-то он может показаться спорным. Но в нём есть своё очарование. Убрать из афиши имя автора – и не сразу догадаешься, когда была написана пьеса, она легко вписывается в русскую культурную традицию. И сама просится в репертуар театра.

Малыш. М. Ивашкявичус

Малыш. М. Ивашкявичус

Равно как и пьеса «Малыш» М. Ивашкявичуса. Если кто-то (не присутствовавший на читке) до сих пор еще не догадался, Андрюс Саулюс Даряла – это Андрей Доряло. Актер театра им. Пушкина, который в этой постановке впервые выступил в качестве режиссера. И весьма убедительно, дебют оказался впечатляющий. Может, еще и потому, что Андрюс (литовец по национальности) взялся за близкий для него материал. Близкий и горький. Его предки попали в Сибирь не по доброй воле. Как и герой пьесы «Малыш» Тевас. Это не имя собственное, Тевас в переводе с литовского — «отец». Когда Тевас попадает в ссылку, его дочь Сильвия остаётся в Литве, куда приходят немцы, потом опять русские. И среди них – Леня, сын Насти, начальницы в одном из сибирских селений, с которой сожительствует ссыльный Тевас. Леня поселяется в доме Сильвии – такие вот парадоксы судьбы.

Малыш. М. Ивашкявичус

Малыш. М. Ивашкявичус

Что показательно, пьеса написана на двух языках – русском и литовском. На русском говорят Леня и Настя, на литовском – Тевас и Сильвия, — вслух, в письмах, мысленно. Язык – это код, понятный только своим, признак общности. Чужим его понять не суждено, невозможно сблизиться, и совместная жизнь не помогает. Режиссер (он же прочел в этой постановке роль Лени) интуитивно принял правильное решение, пригласив на роли Сильвии и Теваса носителей языка – Елену Дапкунайте и Альгиса Палюлиса. Оба – непрофессиональные актеры, и в данном случае это сработало на постановку: она получилась очень достоверной. Тем более что Альгис судьбу Теваса испытал на себе – он тоже из того поколения ссыльных литовцев…

Настю сыграла Наталья Горячева. И если говорить о лучших актерских работах «ДНК-4», пальма первенства (по результатам читок пьес «Язычники» и «Малыш») именно у этой актрисы. Есть шанс, что «Малыш» в следующем году примет участие во внеконкурсной программе «Золотой маски» (предварительный разговор об этом на «ДНК» уже был). «Язычники», на мой взгляд, тоже могли бы на это претендовать.

Фото Александра Мищенко и Андрея Минаева

Обсуждение

  1. Марина 01.06.2011 17:47

    Андрюсу Саулюсу — респект!!!!!!!!!!!!!!!!! Вот как это чувствуется от человека?….

    Ответить

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Похожие записи