В конце прошлого сезона в Красноярском драмтеатре им. А.С.Пушкина состоялся очередной, уже четвертый по счету Фестиваль современной драматургии «ДНК» ( «Драма. Новый код»). Обзорный материал из журнала «Страстной бульвар, 10» — об особенностях и перспективах этого фестиваля накануне его пятой программы, которая будет представлена публике весной 2012 года.
Первые предпосылки
Считается, что свое начало «ДНК» берет с ноября 2007 года, когда на первой Красноярской ярмарке книжной культуры (КрЯКК) в исполнении артистов краевой драмы состоялись первые публичные читки пьес современных авторов. Интерес аудитории к незнакомой драматургии оказался настолько явным, что организатор КрЯКК, Фонд Михаила Прохорова, поддержал заявку театра на проведение первого фестиваля «ДНК». И, убедившись в продуктивности идеи, охотно финансирует его уже три года подряд.
Но все-таки предпосылки у «ДНК» более ранние – это декабрь 2000 года, когда в Красноярской драме открылась новая площадка, Сцена современной пьесы. Цели и намерения у тогдашнего руководства театра были, как казалось, долгосрочные и серьезные. Директор Игорь Бейлин, объясняя необходимость появления новой сцены, утверждал, что театр по-настоящему силен, когда играет современную драматургию, а прежний главный режиссер Александр Бельский радовался, что российский театр дождался волны новой драматургии.
Но, увы, видимо, четкого представления, что действительно заслуживает внимания в этой самой волне и как с ней работать, в театре тогда не было. Настоящим событием на новой сцене на раннем этапе ее жизни стал лишь один спектакль, в постановке Алексея Крикливого (на тот момент выпускника ГИТИСа, режиссера-дебютанта): его дипломная работа «ОдноврЕмЕнно» по пьесам Е. Гришковца. А еще запомнились актерские работы Валерия Дьяконова и Светланы Ильиной в спектакле «Магнитный день» по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень» (спектакль в целом, куда вошла также пьеса Коляды «Сглаз», не стал полноценной удачей). Тем не менее, свою роль появление Сцены современной пьесы в Красноярске в начале 2000-х сыграло – почва для знакомства публики с новой драматургией была подготовлена и дала первые плоды. «ОдноврЕмЕнно» был в городе одним из зрительских хитов тех лет и открыл красноярцам Евгения Гришковца (сам Гришковец впервые приехал сюда на гастроли лишь спустя несколько лет). А в 2002 году спектакль принял участие в фестивале «Новая драма» в Москве, где получил хорошие отзывы.
На пути к «мультимедийности»
Последовательная же работа с современной драматургией в Красноярском театре им. А. С. Пушкина началась с уже упомянутой первой ярмарки книжной культуры, которая и породила «ДНК». Кстати, несмотря на появление фестиваля, чтение пьес на ярмарке сохраняется (в начале ноября прошла уже пятая КрЯКК), оба проекта существуют параллельно. Но цели у них разные. Ярмарочные читки знакомят широкую публику с новинками западной драматургии (сборники которой ежегодно выпускает издательство «НЛО»). «ДНК», как особенно отчетливо продемонстрировал последний фестиваль, из чисто драматургического форума постепенно превращается в фестиваль современного искусства. Что на пользу и ему самому, и городу.
Публика ДНК
На первом «ДНК» аудиторию очень аккуратно знакомили с современной драматургией – как отечественной, так и зарубежной. Дабы не шокировать неподготовленную публику, самые провокационные пьесы звучали в специальной вечерней программе «Запретный плод». Именно там можно было услышать пьесы, в которых используется ненормативная лексика. И зрители, заранее о том предупрежденные, сами могли определиться, согласны ли они воспринимать столь «неблагозвучные» тексты.
Второй фестиваль оказался более радикальным. Было ощущение, что художественный руководитель и инициатор проекта, главный режиссер Красноярской драмы Олег Рыбкин сделал сознательную ставку на максимальное разрушение различных табу – лексических, тематических, социальных и т. д. Ненормативная лексика как таковая на втором «ДНК» звучала теперь не только в вечерней программе и уже никого не смущала, зато в тематике представленных на «Запретный плод» пьес был полный экстрим. И подавал его Рыбкин по нарастающей. Начав с пьесы «Монотеист» Юрия Клавдиева, герои которой, молодые сатанисты, искренне верят, что «зло должно крепнуть, и тогда ты завладеешь миром». Но убийство следует за убийством, а ничего не происходит, ангелы ада не являются к своим преданным адептам. Тогда ради чего было все кровопролитие?.. Вопрос этот в пьесе остается открытым и легко проецируется на нашу действительность с ее бессмысленностью всеобщей жестокости и нетерпимости.
Если пьеса Клавдиева шокировала натуралистичностью описываемых убийств, то продолжившая программу пьеса Павла Пряжко «Жизнь удалась» демонстрировала полную деградацию языка у определенного, и весьма широкого, социального слоя. Восприятие мира героев пьесы сводится к двум глаголам — «тупить» и «бесит», объем их лексикона еще меньше, чем у Эллочки-людоедки. Позже, на третьем «ДНК», у публики была возможность увидеть спектакль «Театра.DOC» по этой пьесе, отмеченный «Золотой Маской».
Но самым ярким аккордом второго «ДНК», который Рыбкин припас на финал, стала порнокомедия «Немецкие писатели-трансвеститы» Константина Костенко. После ее прочтения было ощущение, что тебя испепелили на горячих углях. Предельная концентрация невероятно жесткой и при этом весьма остроумной лексики. А главное, что за грубой иронией автора высвечивается очень печальная тема: чтобы творцу стать успешным, чтобы в обществе его восприняли, ему придется пожертвовать своим творческим началом. Или фаллосом, деликатно соотнесем это с текстом пьесы. Ситуация, увы, весьма распространенная…
Валерий Нугатов
Радикализм второго фестиваля оказался для него переломной вехой, потому что возник естественный вопрос: куда двигаться дальше, как развиваться? Вроде бы всем, чем можно, воображение публики уже потрясли (что особенно отчетливо показала программа «Запретный плод» на третьем «ДНК», самая слабая за историю фестиваля). Расширение фестивальных границ напрашивалось само собой.
Тем более что у «ДНК» для этого появились благоприятные условия – отдельная вместительная сцена. К сожалению, на ней успели провести всего один фестиваль – в январе 2011 года она сгорела, здание, где находилась «Сцена ДНК», у театра забрали в краевую собственность, и фестивалю пришлось вернуться на прежние небольшие площадки двух малых сцен. Но от идеи сделать полноценный фестиваль современного искусства организаторы не отказались. И на четвертом «ДНК» в программе была не только новая драматургия, но и новая поэзия, и новый кинематограф. В специальной программе «ДНК плюс» свои стихи читали поэты Всеволод Емелин и Валерий Нугатов, фильм «Я тебя люблю» представил один из его авторов, режиссер Александр Расторгуев. В дальнейших программных планах «ДНК» — современный танец, фотография и многое другое, фестиваль становится все более «мультимедийным».
Новая драма + публика: есть контакт!
Что еще можно сказать о фестивале на пороге его пятого года жизни? «ДНК» стал в Красноярском крае одним из самых интересных театральных событий, спровоцировал волну творческих лабораторий в других театрах региона. Сразу же с момента своего появления фестиваль привлек внимание многих ведущих театральных экспертов страны, два режиссерских эскиза с третьего «ДНК» даже стали участниками программы «Маска плюс» национального театрального фестиваля «Золотая Маска – 2011». На последнем «ДНК» особенно достойно была представлена пьеса Анны Яблонской «Язычники» (режиссер Семен Александровский), высокие оценки критиков получили «Малыш» М. Ивашкявичуса в постановке Андрюса Саулюса Даряла и спектакль Канского драмтеатра «Жители города К.» (режиссер Геннадий Тростянецкий). Так что не исключено, что у этих работ будет не менее удачная фестивальная судьба.
Программа четвертого «ДНК» была, пожалуй, самой странной из всех, в ней было все – от откровенного мейнстрима (вроде спектакля «Бог резни» по пьесе Я. Реза, которую критик Елена Ковальская метко охарактеризовала как «Куни для интеллектуалов») до радикализма «Запретного плода» со всеми его составляющими. Это уже упомянутые вечер современной поэзии, показ фильма «Я тебя люблю» и читка трэшево-натуралистической пьесы М. Макдонаха «Безрукий из Спокана». Но в такой эклектике, как считает Рыбкин, есть своеобразие: публика видит разносторонний срез современной драматургии, в которой резкие и провокационные тексты спокойно сосуществуют с пьесами, написанными по классическим канонам. Как, например, новые пьесы Елены Греминой «Братья Ч.» о молодом Чехове, «Его жизнь в искусстве» Михаила Дурненкова (о Станиславском) или «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович – все они прозвучали в последней программе красноярского фестиваля.
Его жизнь в искусстве
«ДНК» привлек в край молодых режиссеров – благодаря ему здесь узнали Юрия Муравицкого, Романа Феодори, Германа Грекова, Семена Александровского, Егора Чернышова и др. Сейчас многие из них востребованы не только в театре Пушкина, но в и других театрах региона, а Роман Феодори даже возглавил Красноярский ТЮЗ.
Этот фестиваль вообще привлекает с каждым годом все больше гостей. Помимо постоянных экспертов «ДНК» Кристины Матвиенко, Елены Ковальской, Павла Руднева, Алены Карась и Александра Вислова его столь же постоянным участником стал художественный руководитель «Театра.DOC», режиссер и драматург Михаил Угаров, который проводит здесь драматургический семинар. Пьеса участника семинара молодого красноярского автора Дмитрия Обуховского попала в программу фестиваля «Любимовка – 2011». А сам «Театр.DOC» уже дважды побывал в гостях у «ДНК».
Заинтересовались красноярским фестивалем и драматурги — на четвертом «ДНК» помимо Угарова побывали Михаил Дурненков, Саша Денисова (со спектаклем «Зажги мой огонь») и Ярослава Пулинович. Ожидается, что в дальнейшем их круг еще больше расширится. Авторы, как опытные, так и начинающие, которые желают представить свои пьесы на «ДНК», теперь могут отправлять их непосредственно организаторам фестиваля на адрес festDNK@yandex.ru.
А самое главное – благодаря «ДНК» театр на практике убедился, что новая драматургия, еще совсем недавно мало кому в Красноярске известная, интересна не только узкому кругу профессионалов. У фестиваля появилась своя постоянная аудитория, с любопытством воспринимающая все его эксперименты. А постановки, вошедшие в репертуар театра благодаря «ДНК» — «Места и воспоминания» М. Бэцуяку, «Лейтенант с острова Инишмор» М. Макдонаха, «Самый легкий способ бросить курить» М. Дурненкова, — стабильно собирают залы. И хочется надеяться, что таких спектаклей после каждого фестиваля будет появляться все больше.
Драма. Новый код. Олег Рыбкин
Что дальше? Непросто ответить на этот вопрос в условиях грядущей реконструкции театра им. Пушкина, которая начнется в середине 2012 года. Правда, одна из малых сцен театра, на которой проходил «ДНК», продолжит работу. Но очевидно, что всех желающих попасть на фестиваль эта площадка давно уже не вмещает. Правда, как считает Олег Рыбкин, публику лучше недокормить, чем перекормить, и в этом есть свой резон. Но в то же время при таком подходе есть риск впасть в другую крайность – остаться узким междусобойчиком, доступным лишь вниманию «избранных».
Впрочем, может, во время самого фестиваля расширять его пространство действительно не стоит – для прочтения пьес нужна камерная атмосфера. Но что мешает потом показывать лучшие пьесы на протяжении всего последующего сезона? Делать целевые представления (как вечерние, так и дневные) для студенчества, каких-то других сегментов неслучайной публики, с обязательным обсуждением увиденного (на самом фестивале на это постоянно не хватает времени, слишком плотная программа)? Уверена, что это найдет отклик у зрителей. И, возможно, вообще существенно обновит аудиторию театра.
Материал подготовлен для журнала «Страстной бульвар, 10»
Фото Александра Мищенко, Антона Скрипова, Андрея Минаева
Я согласна с Вами, Елена. Действительно, было бы хорошо, чтобы некоторые пьесы показывали и после ДНК. Например, такие, как «Малыш». И давно пора на малых сценах давать спектакли с последующим обсуждением. Это же отдельный интерес — поговорить о спектакле. ))
Елена, Вы совсем перестали нас баловать анонсами антрепризы. И сейчас совсем негде посмотреть, что там ожидается в Доме актера или у Пашнина… ))
Людмила, учту ) Вот прямо со следующей недели — обязательно выполню Вашу просьбу. Как только вернусь из Москвы…