Провинциальный – нередко синоним чего-то вторичного, не очень качественного. Противопоставление«столица – провинция» обычно не в пользу последней. Хореограф из Екатеринбурга Татьяна Баганова и ее театр«Провинциальные танцы» успешно опровергают избитые стереотипы. Вряд ли ошибусь, если скажу, что на сегодня этот театр в России – самый именитый и наиболее продвинутый в области современного танца.
В Красноярск на фестиваль«Норильские сезоны – 2012», организованный Фондом Михаила Прохорова, екатеринбуржцы привезли один из своих последних спектаклей«Спящая красавица». Как следовало из анонса, в постановке нет музыки Чайковского(Баганова использовала музыку современных американских композиторов-минималистов Джулии Вульф, Майкла Гордона, Мортона Фельдмана и Фила Кляйна, а также своей землячки Ольги Викторовой). И очень мало общего со сказкой Шарля Перро. В центре внимания хореографа – не история принцессы, заснувшей от волшебства, а злая сила, наславшая это волшебство – фея Карабос. Что нетрудно понять даже тем, кто, возможно, не помнит сюжет сказки: темная фигура с непривычной для балета крупной фактурой(Ольга Севостьянова) – самая сильная индивидуальность в постановке, она заметно выделяется на фоне однообразных кукол-марионеток.
В первых сценах этого спектакля-инсталляции обезличенные люди-куклы в сетчатых масках фехтовальщиков двигаются в четком механическом ритме, который изначально задается самой музыкой – нервной, атональной, пробуждающей все нарастающее ощущение тревоги. Эти движения (чем-то они напоминающие спортивную ходьбу) сменяются чувственными дуэтами, но в них тоже ничего жизнеутверждающего – в среде безликой покорной массы нет места любви. Костюмы у всех столь же невзрачны, как и сами люди – грязно-бежевого цвета. С целлулоидным прикрытием – у женщин на груди, у мужчин ниже пояса. Костюм Карабос тоже невзрачен, но он мутно-серого цвета. Невольная ассоциация с еще одной сказочной героиней – королевой Мышильдой, заколдовавшей Щелкунчика. И одновременно – с убогой серостью власти, по своему усмотрению распоряжающейся судьбами покорных обывателей. Поистине каждый получает то, что заслуживает…
Где-то к середине спектакля зрителю ернически разъясняется, из-за чего произошел весь сыр-бор – злой колдунье не хватило места за королевским столом. Ее месть оказалась ужасной: королевство превращено в царство мертвых, где все покорны ее воле. В финале принцесса судорожно, как белка в колесе, с нарастающей скоростью крутит жернова мрачной мельницы. Но преодолеть судьбу и вырваться из этого замкнутого круга ни ей, ни ее окружению не суждено, и в конце все безропотно отправляются на смерть. Визуально это торжество рока дополняет черный дождь, постепенно заливающий светлый задник сцены – сначала косыми струями и затем, в отнюдь не сказочном финале, — сплошной плотной пеленой.
Эти танцы, равно как и саму историю, нельзя назвать ни красивыми, ни приятными. Звуки(а местами откровенные скрипы) музыки к концу часового действия начинают откровенно действовать на нервы, да и трактовка сюжета не прибавляет оптимизма. Но – кто сказал, что искусство должно быть исключительно приятным? Татьяна Баганова и ее«Провинциальные танцы» языком пластики и инсталляции исследуют не самые радужные стороны человеческой жизни(что отрадно – без лобовой буквальности). Но, безусловно, эти стороны не меньше нуждаются во внимании искусства, чем лучшие душевные качества человека. А может быть, и больше. Особенно сейчас, в эпоху, когда мрачные сказочные сюжеты грозят обернуться для нашей страны неприятной реальностью.
Фото с сообщества театра«Провинциальные танцы»«В контакте»
Обсуждение