21 марта в музыкальном баре Loft выступит с концертом исландский коллектив GusGus. Ниже – 10 песен, объясняющих, кто они такие, откуда взялись и почему на их концерт обязательно нужно пойти.
GusGus
GusGus появились на российских радарах ближе к концу 90-х – и сразу попали в несколько важных точек, сделавших их коллектив столь притягательным для впечатлительных юных слушателей. Они были из Исландии, страны Бьорк, которая на тот момент уже была в статусе неприкосновенного божества, и только появившихся Sigur Ros. Они(вроде бы) играли трип-хоп – музыку, круче которой после выхода«Mezzanine», быть не могло. О них в своём первом, кажется, материале в«Оме» восторженно отзывалась только проклюнувшаяся на радость всему студенчеству страны певица Земфира, называя их песню«Why» одной из своих любимых — к песне прилагалась трогательная история о том, что исполнявшая её девочка умерла от лейкемии, от чего песня делалась ещё более душераздирающей(потом, правда, выяснилось, что девочка вполне выздоровела и даже оказалась целой замечательной певицей Эмилианой Торрини).
GusGus — старый состав
К тому же в них присутствовал здоровый налёт таинственности. Это странное название – произносить которое, кстати, надо через«у»; это так неправильно называет кускус героиня фильма Фассбиндера«Страх съедает душу». Этот состав — их было (зачем-то) аж девять человек, причем главными в нём были не певцы и певицы, и не ди-джеи с музыкантами, а два клипмейкера, которые это всё затеяли. Эта репутация вызывающе крутого концертного коллектива – в середине 90-х они, тогда ещё мало кому известные, немного проехались по России, так в Самаре, например, до сих пор ходят легенды об их выступлении в«Тинькоффе». Видимо, это должно было выглядеть примерно так.
Как обычно, всё было правдой, но в то же время немножко не так. Первый, безымянный альбом, GusGus записали в 95-м; потом, подписав контракт со знаменитым лейблом 4AD, творчески переосмысли материал этой пластинки для своего международного дебюта«Polydistortion». Да, с некоторым напряжением воображения этот диск можно было поместить в одну секцию с трип-хопом, но уже тогда они не исчерпывались этим ярлыком. На«Polydistortion» были не только трип-хоповые ритмы, но и внезапное отмороженное диско, и невесомые баллады под 70-тнические клавишные(та самая«Why»), и минималистичный электронный дроун(«Is Jesus Your Pal»), и плохо поддающиеся понятной жанровой классификации контуженные электронные пульсации, растянутые группой в томительную вечность. Вот, например, композиция«Remembrance» — на альбоме она шла где-то в полтора раза дольше.
Вторая пластинка вышла в 1999-м году и, будто в насмешку над всеми разинувшими рот от многочисленных странностей группы, называлась«This Is Normal». Что странно, альбом и вправду был в разы нормальнее – трип-хоповые экзерцисы, например, стали больше походить на вполне человеческий трип-хоп.
В то же время вместе с трип-хоповыми номерами на пластинке началась и настоящая дискотека. На«This Is Normal» было и веселое стратосферное диско, и ритмичное танцевальное техно, и семиминутное путешествие в глубины кислотного хауса с подходящим названием«Acid Milk». Тут же стало проявляться и фирменное слегка отмороженное чувство юмора GusGus – так, альбом открывался томительным диско-номером под The Doors’овские клавишные, в котором лирический герой повествовал о своём романтическом фиаско при попытке исполнить любимой правильную интимную стрижку. Альбомом позже они зарифмуют любовное томление с желанием сходить в туалет по-маленькому – в песне с подходяще многообещающим названием«Call of the Wild», Зов природы.
Впрочем, не будем забегать вперёд – тем более что история GusGus вот-вот станет драматичней и запутанней. Дальше была пластинка«GusGus Vs T-World» — которая была не новым материалом, а перезаписанными треками проекта T-World, в котором до GusGus играли двое из его музыкантов, Магнус Гудмундссон и Биггур Тораринссон. К этому моменту двое основателей-клипмейкеров решили покинуть группу, а вслед за ними разбежался и весь огромный коллектив – к выпуску следующей пластинки«Attention» в группе осталось всего трое участников, Гудмундссон, Тораринссон и Стефен Стефенсен, все ди-джеи; также появилась новая вокалистка, Урдур Хаконардоттир, подписанная как«DJ Earth».(Бывший вокалист Даниэль Аугуст по старой памяти напел один номер, чувственную оду человеческим желаниям«Desire»). Музыка на«Attention» изменилась довольно радикальным образом – GusGus заиграли жестче и прямолинейнее, записав альбом пружинистых и стремительных песен, спаянных из старомодного хауса, синти-попа и кислотного техно. Где-то они становились резче(как на«Your Moves Are Mine»), где-то мечтательней(как на закрывающей альбом«Don’t Hide What You Feel»), но в любом случае это был цельнолитой танцевальный альбом.
После«Attention» GusGus пропали на пять лет – и вернулись только в 2007-м с альбомом«Forever», в этот раз в сложившемся уже окончательно формате квинтета(четверо с«Attention» плюс вернувшийся блудный сын Аугуст).«Forever» продолжил взятый«Attention» курс на сухость и прямолинейность звучания – более того, кажется, именно здесь окончательно оформились их звуковые привычки, остающиеся с ними по сей день.
Что за привычки? Простой разреженный бит, стоический минимализм, готовность тянуть одну тему в бесконечность, пока перед глазами не закружатся звездочки. В общем, ничего удивительного, что со своим следующим альбомом«24/7» они в конце концов оказались на берлинском лейбле Kompakt, специализирующемся на минималистском техно.
Минималистском – не то слово; на«24/7» GusGus как будто бы вознамерились проверить, насколько мало элементов они могут оставить в песне, чтобы она ещё могла называться песней. Иногда таким образом они выходили практически на Kraftwerk’овский уровень выразительной лаконичности.
Последний на данный момент альбом GusGus«Arabian Horse» вышел два года назад. В нём они снова пробуют новые приёмчики – хотя взятый на«24/7» разреженный минимализм по-прежнему остаётся их главной интонацией, песни стали мелодичнее и как-то округлее; сингл«Over», например, стал полноценным танцевальным хитом, разошедшемся по всему миру. Ну, и при всём их благородным минимализме, они всё же остаются потрясающе живой, человечной группой.«Добавь эту песню к своему сердцу, пусть она бьётся в твоей груди», — поёт Даниэль Аугуст в завершающей нашу сегодняшнюю подборку песне. И действительно.
Обсуждение