Дело в «Шляпе»

25 марта в клубе «Эра» в третий раз пройдёт «Шляпа» — первое в городе мероприятие, работающее по принципам краудфандинга. Вечером понедельника послушать разной степени известности музыкантов (как правило, красноярских) на Дубровинского пускают бесплатно — заплатить за вечер какую-либо сумму желающие могут, передав деньги организаторам.

Константин Новиков и Алексей Акимов, фото - Юлия Кукарских

Константин Новиков и Алексей Акимов, фото — Юлия Кукарских

Несмотря на то, что проект продвигается с переменным успехом, команда «Шляпы» не унывает и впервые привозит на свое мероприятие приглашенного артиста – Феликса Бондарева и его Red Samara Automobile Club. Для того, чтобы вернуть потраченные на приглашение деньги, организаторам необходимо будет собрать 17 000 тысяч рублей. Накануне концерта мы поговорили с главными идеологами «Шляпы» — музыкантами Алексеем Акимовым и Константином Новиковым – о том, зачем и кому такое мероприятие нужно в Красноярске.

— Чем вы, кроме «Шляпы», вообще занимаетесь?

Костя: Я не буду рассказывать, можно?

Лёша: Просто как-то нехорошо говорить на диктофон о торговле героином (смеются). На самом деле, конечно, мы в основном играем музыку.

Костя: А Алексей у нас медиаперсона ещё.

Лёша: Да, точно – я занимаюсь тем, что продаю свои дипломы в интернете (в этом году Алексей был номинирован на премию «Медиаперсона года» в Красноярске, диплом за участие в которой продал на интернет-аукционе — прим. авт.). Вообще сейчас я работаю дизайнером на ТВК, и в филармонии – так, на полставочки. Раньше я там числился оператором видеозаписи, но был специалистом широкого профиля: дизайн делал, монтировал видео и снимал концерты…

— И накладывал на эти записи «Gangnam Style»… 

Лёша: А потом писал объяснительные в министерство культуры о том, что я своими роликами имею ввиду. Это, правда, было не с «Gangnam Style», а с промо к «Оркестру на траве».

— А что с ним было не так?

Лёша: Ну, там же множество взрывов, суслик, который стреляет лазерами из глаз – и всё это происходит на фоне слова «Россия» и часовни на Покровской горе. То есть, можно сказать, я танцевал в церкви до того, как это стало мэйнстримом. В общем, я на двух листах накатал объяснительную с мнениями экспертов, кинокритиков, рекламщиков и пиарщиком о том, что всё в порядке и что этот ролик, между прочим, бесплатно показали в прайм-тайме на одном из местных каналов с аудиторией в 10-20 тысяч человек, так что все радоваться должны.

Так что вот чем мы занимаемся: торгуем наркотиками и поднимаем в Красноярске культуру (смеются).

— Как вы додумались до «Шляпы»?

Костя: Однажды Лёша выступал в клубе «Depо»…

Лёша: …в очень андеграундном клубе — в прямом смысле этого слова…

Костя: …и в какой-то момент я понял, что сидим и слушаем Алексея мы втроём – я и пара друзей.

Лёша: Да, их было трое, и они отдали за вход по 200 рублей. Я тогда сказал: «Ребята, вы лучше мне дайте 600 рублей, я к вам домой приеду поиграть». После этого мы как-то разговорились и подумали, что было бы неплохо снять на ночь репточку и поиграть, а потом как-то внезапно решили: «А что, может быть, снимем клуб?». Вот так вот и понеслось.

При этом мы сначала придумали мероприятие, а потом нашли под него площадку. То есть сначала мы анонсировали первую «Шляпу», а только потом начали искать, где её провести: отступать-то уже было некуда. Кстати, именно в «Депо» мы решили сделать бесплатный вход…

Костя: Чтоб хоть кто-нибудь пришёл! (смеются)

Лёша: Да, во-первых, чтоб хоть кто-нибудь пришёл, а во-вторых, чтобы клуб в накладе не оставался – там ведь персонал работает, нужно это оплатить. Решили работать на добровольные пожертвования.

Зрители на Шляпе

Зрители на Шляпе

— По какому принципу вы отбирали команды для первой «Шляпы»? 

Лёша: Ну, у нас тогда очень разноплановый состав был… То есть чем, по-моему, плохи многие нынешние мероприятия – они очень узкие тематически: если ты приходишь на рок-вечеринку, то там действительно только рок, патлатые говнари и блюзмены; если ты приходишь на бас-рейв, то там слушают дабстеп, драм-н-бас — и ничего больше. И когда тебя заталкивают на такую тематическую вечеринку, а ты играешь не совсем в нужном формате, люди не очень благодарно к тебе относятся. Звучит классическая фраза «А чё, дабстеп будет сёдня?»…

Костя: «А чё он вообще играет?»…

Лёша: «А ты можешь дабстеп включить?». И вот как им объяснить, что ты не ди-джей?

Костя: Это практически нереально сделать. Если люди видят определенный набор мигающей фигни на твоем столе, то сразу считают, что это вертушки.

Лёша: Так что отчасти мы затеяли «Шляпу» именно для того, чтобы иметь нормальную площадку для выступления – и предоставить её другим людям, которым это необходимо. Мы решили предложить слушателям солянку: на первой «Шляпе» у нас был и пианист, и панк-рок коллектив… В общем, получилось, что к нам приходят играть те, кому нужно играть, а слушать – те, кому нужно слушать, а не просто провести вечер пятницы, накидавшись в тёплом помещении.

Костя: Вообще ведь большинство мероприятий создаётся с расчётом на аудиторию, а не на музыкантов, которые на них играют. Подразумевается, что на конкретную музыку к тебе придут конкретные люди, которые принесут конкретные деньги – и от со временем от этого умирает любая вечеринка. Мы же решили сделать мероприятие для музыкантов – а люди пусть сами выбирают, зачем им туда идти и надо ли им это.

— А как, на ваш взгляд, в городе вообще обстоят дела с площадками и музыкантами?

Костя: Мне кажется, здесь двоякая ситуация: есть где выступать, а есть кому выступать, и эти вещи зачастую не соотносятся друг с другом. Ну, то есть, если для корпоративщиков поиграть? то у нас много замечательных групп, которые играют абсолютно форматную, привычную для всех музыку. Но ведь есть команды, которые хорошо играют, но не могут найти своего слушателя просто из-за того, что они не подходят под формат и мало куда попадают.

Лёша: То есть, под них бухать неудобно – хочется сразу героином вмазаться и умереть. Я, например, очень люблю группу «Эхолов», но под неё сразу хочется умереть. Или вмазаться. Или вмазаться так, чтобы умереть. Но я себя сдерживаю (смеются). То есть, с качественной музыкой в Красноярске всё замечательно, а вот с хорошей – уже не очень.

Вообще «Шляпа» позиционируется как мероприятие для друзей, потому что все те, кто у нас играет, либо лично нам близки, либо близки по духу –мы не звали ещё ни одного человека, который бы нам не нравился. Мои любимые красноярские команды сейчас, наверное — это «Глаза снега», «Кузнец и Пастух» и, конечно же, наша группа «БрамсБойз»…

Костя: Так сказать, авангард красноярской сцены…

Лёша: Не-не-не, это не авангард, это пока тылы. Но тылы красноярской сцены надежно прикрыты группой «БрамсБойз» (смеются).

Группа «Глаза снега» на «Шляпе»

Группа «Глаза снега» на «Шляпе»

— Почему вы решили привезти на «Шляпу» именно RSAC? Как вообще вы решились на привоз?

Лёша: Когда мы обсуждали это, как раз пошёл слух о том, что в Новосибирск хотят привезти «Самое большое простое число», но нам собрать на них деньги было бы сложновато. Ещё был вариант пригласить «Птицу емъ» — но они тоже стоят не очень дешёво… А однажды, наутро после того, как мы с Константином записали альбом «БрамсБойз», я куда-то шёл, и у меня в плеере заиграла Red Samara. И я подумал о Феликсе: он же классный и играет один. Я отписался его менеджеру, и мы сговорились на приемлемую сумму – которую, если не соберём денег, можем выплатить сами.

— А насчет четвёртой «Шляпы» у вас уже есть какие-то задумки?

Леша: Есть задумка не делать четвёртую «Шляпу», если мы не насобираем хотя бы половину денег. На самом деле идея «Шляпы» навеяна историей с альбомом «In Rainbows» группы Radiohead, которая не побоялась выложить свою запись альбома в открытый доступ и предложить слушателям платить за неё на своё усмотрение — они ведь тогда заработали больше, чем продававшие свои диски Metallica.

— Кстати, много ли вам на первых двух мероприятиях удалось собрать?

Лёша: На первой мы, можно сказать, окупились (там затраты были очень скромные), а на второй – нет: в первый раз у нас получилось вернуть своё и дать денег на такси всем музыкантам, которым это было надо, а во второй – не удалось. Зато народу на неё пришло больше.

— Но если, допустим, вам не удастся в этот раз отбить деньги – «Шляпа» закончится? Будете ли вы после «Шляпы» делать что-то ещё?

Лёша: Да. Шляпу (смеются). Какой бы «Шляпой» мы ни занимались, всё равно получается какая-нибудь шляпа. А что ещё здесь делать? Либо уезжать, либо по максимуму использовать…

Костя: …потенциал.

Лёша: Да, потенциал локации.

— А он у локации вообще есть?

Лёша: Ну… Вообще, конечно, есть разные города – например, такие, в которых вроде бы с жизнью дела обстоят всё хуже, а с музыкой — всё лучше…

Костя: Даже, наверное, так: чем хуже с жизнью, тем лучше с музыкой… Слушай, я понял главную проблему нашего города – он слишком хорош.

Лёша: Да, он опьяняет (смеются). Но если ты серьёзно задумываешься, то тебе надоедает заплывать здесь жиром – брать плазму в кредит, выигрывать айфон за репосты и есть халявные суши. Это сильно расслабляет. Если ты хочешь двигаться, то ты найдёшь способ делать это и в Красноярске – хотя иногда можно свалить на полгодика куда-нибудь отдохнуть.

На самом деле, наверное, эта «Шляпа» и покажет, есть перспектива у локации или нет. Если мы насобираем 20 тысяч – будет уже не «Шляпа», а просто концерт. И даже если люди хотя бы по 10 рублей, но будут вкидывать — станет понятно, насколько им такой формат мероприятий нужен, насколько они готовы к тому, что их не принуждают, а предоставляют возможность самим выбирать и оценивать. «Шляпа», как говорится – дело добровольное.

— Если каждый раз каждый раз есть вероятность, что вы ничего не соберёте на своём мероприятии – почему вы продолжаете им заниматься? 

Лёша: Когда мы делаем такие мероприятия, мы ведь и сами прокачиваемся в каком-то смысле. Просто для нас подготовка к «Шляпе» не менее интересна, чем сама «Шляпа». То есть нам действительно весело копать гигантские буквы на Покровской горе, клеить плакаты в -35 и следить за тем, как люди борются за вискарь. И когда ты приходишь на вечеринку и видишь, что у тебя всё получилось – это тоже приносит моральное удовлетворение. Вообще мы делаем такое мероприятие, на котором сами хотели бы побывать – и поэтому, наверное у нас получается.

 

Саша Воробьева 25 марта 2013 г.

Написала

Саша Воробьева Саша Воробьева


25 марта 2013 г.

Обсуждение

  1. Простите что вмешиваюсь, но «Шляпа» — это это не первое, не второе и не третье красноярское мероприятие с добровольной оплатой.

    С апреля 2012 года вечеринки со свободным входом и возможностью добровольных пожертвований проводились творческим объединением «Ярбас». Не забывайтесь :)

  2. Евгений 03.04.2013 15:04

    Ещё и коммент удалили. Всё-таки треснуло в районе низа спины? Ай, ну вас… Обычные унылые красноярские горе баклажаны … Идите к Андрею Сковородникову, он таких любит.

    • Евгений, ваши комментарии не удалили. Они не прошли премодерацию из-за обилия обсценной лексики и отсутствия рационального зерна.

      Мы всегда рады аргументированным мнениям (какую бы точку зрения они не отражали), но соблюдайте приличия. Если вы считаете «Шляпу» шляпой, постарайтесь объяснить почему и не используйте матный язык :)

  3. Евгений 04.04.2013 10:24

    Хмммммммм… Окей.


Похожие записи