Дивногорск. Будущее города.

Возможно, читателей журнала о жизни Красноярска удивит текст про Дивногорск. А помните еще недавно модный термин «агломерация»? Пару лет назад разговоры о присоединение Дивногорска, Сосновоборска и близлежащих территорий к Красноярску велись полным ходом.

Сегодня Красноярск уже и так набрал необходимый для заветного статуса миллион жителей, кризис подъедает бюджеты и об агломерации, кажется, подзабыли. С другой стороны, урбанизация — процесс общемировой, и, в независимости от политических или экономических реалий, Дивногорск находится рядом с Красноярском и объективно является частью агломерации. Это очень хорошо понимают тысячи дивногорцев, которые либо ежедневно ездят на работу в Красноярск, либо давно сделали выбор в пользу Красноярска.

Вот так чудесно Дивногорск выглядел вчера. Разве не хочется жить рядом с такой красотой?

Вот так чудесно Дивногорск выглядел вчера. Разве не хочется жить рядом с такой красотой?

Вчера я модерировал молодежную дискуссию о будущем Дивногорска. Встреча проходила в рамках форума «Территория 2020», организованного молодежным правительством. Участниками в основном стали школьники старших классов и студенты техникумов. На сцену вышли представители одной из школ города и рассказали о своем видении будущего города. Аудитория и приглашенные эксперты должны были отшлифовать этот взгляд в будущее своими острыми вопросами и предложениями.

Школьники представляют свое видение будущего города.

Школьники представляют свое видение будущего города. Фото Лизы Кайсиной

Конечно же, взгляд школьников, их аргументация и понимание проблем города во многом наивны. Но суть их видения можно изложить вполне четко: «Дивногорск они представляют как город, в котором нет крупных производств, территория ориентирована на туризм, спорт, сервисы и комфортное проживание людей работающих в … Красноярске».

Вы сейчас скажете: «Ха!». И вывалите кучу аргументов, почему это утопия. Я сам знаю, что это утопия. В Дивногорске я прожил лет 30 и разговоры о светлом туристическом будущем города слышал на протяжении всех этих лет. Мне сейчас не хочется детально разбирать итоги вчерашних обсуждений – очевидно, что участники в силу своей молодости не могли представить финансово обоснованную и стратегически выверенную перспективу развития города. Но меня терзают смутные сомнения, что и старшее поколение, по крайней мере представляющие власть и бизнес города, не имеют такой стратегии.

Для решения проблем города молодежь предлагает развивать городское самоуправление. А почему бы и нет, можно сказать Швейцарский вариант.

Для решения проблем города молодежь предлагает развивать городское самоуправление. А почему бы и нет, можно сказать Швейцарский вариант. Фото Лизы Кайсиной

К счастью, у нас был рояль в кустах. За несколько дней до дискуссии в своем живом журнале я задал вопрос: «Назовите три плюса и три минуса для развития Дивногорска». Около десятка развернутых ответов и несколько десятков комментариев в Фейсбуке и Одноклассниках позволяют сделать неплохой дайджест плюсов и минусов, от которых уже можно отталкиваться.

Забавно, что одни и те же пункты иногда попадали и в плюсы, и в минусы. В ответах перемещались взгляд дивногорцев на себя изнутри (у нас хорошее образование и квалифицированные кадры) и взгляд красноярцев со стороны. Далее привожу плюсы и минусы, скомпилированные мной в одну ленту. Я не называю авторство около конкретных плюсов или минусов. Иногда я делал сборные предложения из слов нескольких человек об одном и том же пункте. Авторами нижеприведенного обзора являются Даниил Запятой, Василий ДамовВладимир Перекотий, Андрей Олишевский, Наталья Кобец, пользователь твиттера «Глазастый кубик» (мы знаем, что он архитектор), пользователь ЖЖ http://wg-plutonium.livejournal.com/profile и несколько анонимных комментаторов.

Плюсы для развития города Дивногорска

1. «Экология»

2. Географическое положение и транспорт. Город однозначно в «агломерации», связан хорошей автодорогой с Красноярском (по крайней мере удовлетворительной точно), и железной дорогой. Также организовано водное сообщение с Красноярском.

3. Особый «дух» города. Культурный уровень жителей в среднем выше, чем в том же Красноярске.

4. Спортивная инфраструктура или потенциал.

5. Туристическая инфраструктура или потенциал (море, Мана).

6. Развитость города, как промплощадки. Пустая промзона.

7. Городской ландшафт. Не все осознают, что деревянные двухэтажные дома сыграли в этом не малую роль. Был бы город застроен как Сосновоборск — это был бы совсем другой город. В Дивногорске это работает сильно, причем в двух режимах: гуляя по городу, вы буквально своими ногами ощущаете его рельеф, его мощный, изрезанный оврагами, склон к Енисею; а своими глазами, в какой точке города вы бы не находились, постоянно ощущаете присутствие тех самых «дивных гор», благородя определенным раскрытиям улиц. Весь этот комплекс явлений городского ландшафта делает Дивногорск таким привлекательным.

8. История. Это фундамент жизни любого города, но такой молодой город с такой богатой историей — не частое явление. Этот простой, но мощный козырь ни в коем случае нельзя отрицать.

9. Образование. Высокий уровень по отношению к Красноярску среднего и дополнительного образования. Художественная школа одна из лучших в России.

10. Квалифицированные люди пока есть, уровень опять же выше чем в среднем, в Крске

Краткое резюме плюсов: природная живописность и качество окружающей среды. Прекрасный рекреационный и спортивный потенциал. Наличие промплощадок. История и дух города, включая застройку и тип городского пространства. Близость к Красноярску, расположение на трассе М54, наличие транспортных веток.

Удивительно, что никто не сказал про строящийся новый мост в Красноярске. Ведь с его появлением доступность и привлекательность города резко возрастет.

Минусы для развития города

1. Отсутствие стратегии развития города и неясные перспективы. Градообразующие предприятия не требуют столько персонала, сколько проживает в городе. Надеяться на строительство нового крупного предприятия пока не приходится. На сфере услуг и бюджетной сфере не разовьешься.

2. Недостаточный выбор образовательных учреждений. Люмпенизация населения. Дивногорску необходим вуз или добротный филиал. Возможно, и лучше всего технический. А так лучшие кадры будут продолжать уезжать в Красноярск и дальше для обучения, а мощных стимулов для возвращения домой пока нет.

3. Атмосфера города: «Всё плохо и хорошо уже не будет». Многолетнее потребительское отношение бизнеса и власти к активам в городе и репутация умирающего места, привели к повсеместному пессимистическому взгляду на его перспективы. А близость к столице края сильно облегчает переезд наиболее активного населения.

4. Стареющий жил/фонд и коммунальная инфраструктура. Общая запущенность городской среды. «Нет мусорных урн»

5. Экология. Дальнейшее развитие города будет связано со строительством новых объектов. А это влечет за собой вырубку лесов, постройку дорог, загазованность и т.д. И многие, и в первую очередь дивногорцы, будут против строительства скажем какой-нибудь небольшой фабрики или комбината.

6. Неразвитость транспортной инфраструктуры. В первую очередь реконструкции подлежит ж/д и автовокзал. Необходимо переключать трафик с М-54 на Зеледеевскую трассу. Ну и развивать общественный транспорт — электрички идеально конечно.

Краткое резюме минусов: Запущенный город, стареющие коммунальная и транспортная инфраструктуры. Лучшие кадры уезжают в Красноярск. Нет стратегии и перспектив. Атмосфера города «все плохо» и потребительское отношение бизнеса и власти к активам. Желание консервации природной среды.

Вот такая, думаю, типичная для многих малых городов России, картинка. У города есть плюсы в виде природы, ландшафта и яркой истории (а у кого ее нет?), но есть и минусы. Сегодня кажется, что экономические и социальные минусы перевешивают природные плюсы.

Хотя все можно развернуть на 180 градусов, если посмотреть на проблему с другой стороны. Разваливающиеся коммуникации? «Давайте сделаем город пилотной площадкой по внедрению современных подходов в сфере ЖКХ», — предлагает Виктор Коломиец из молодежного правительства. Загибается транспорт? «Давайте раскрасим электричку, сделаем ее молодежной и привлекательной и будем возить красноярских хипстеров любоваться красотами Енисея», — говорит директор турфирмы Татьяна Драко.

Нестандартных и свежих ходов много. Другое дело, как эти красивые фантазии воплотить в жизнь. У меня ответа нет. Но обсуждать их и предлагать решения я готов. Собственно говоря, это и предложила активная дивногорская молодежь — если у них есть желание, мы поможем с организацией дискуссионной площадки и с приглашением экспертов. Вот и проверим, насколько они заряжены на решение проблем города – ждем звонка:)

 PS. Не могу не процитировать пару комментариев из раздела минусы. Один касается стратегического взгляда на планирование, второй текущей экономической ситуации в городе. Прежде. чем раскрашивать электричку и закапывать инновационные трубы, придется решить проблемы вот такого уровня.

«Даже про пять лет вперед НИКТО не думает (кроме вопросов удержания власти, естественно). И никто из что-то всерьез решающих НЕ БУДЕТ планировать и вкладываться. Разве что, побалагурит о намерениях с ребятней на «молодежном правительстве» или Бирюсе.»

  «ЗНВА, долг 125 млн. руб. Особая печаль в том, что имущества на заводе на эту сумму нет, включая здания и оборудование. Завод просто стоит! И это «градообразующее» предприятие. То что есть сейчас — это просто КЛАДБИЩЕ!!! То же самое про ЗЖБИ! Там еще ужасней! Так что, людям в Дивногорске просто негде работать и нечего кушать! В общем, все печально»

Егор Задереев 5 октября 2012 г.

Обсуждение

  1. зануда 06.10.2012 12:41

    пусть вернут электрички — не на чем уехать из поселков в течение дня и по выходным!

    • Зануде. Не будь дураком, электрички чаще не ходят, потому что не рентабельно. Которые ходят в Дивногорск тоже не рентабельны, но на них есть государственный заказ (читай дотации из бюджета этого убыточного дела). У нас не советское время, «Краспригород» коммерческая организация (читай — деятельность направлена на получение прибыли) и то, что они вообще какие-то электрички пускают до Дивногорска, означает лишь выполнение социальной функции в ущерб компании, который должен (и надеюсь так и есть) компенсироваться из бюджета. Нет гос. заказа, нет и электричек. А ради двух-трех, даже семи человек, которым «неудобно», никто тратить бюджетные деньги не будет. Время сейчас другое и точка.

  2. Аноним 12.02.2015 19:34

    В городе нечем дышать,утром .днем,вечером , ночью. Может начать бастовать,может хоть какие то дни не будут газовать.А люди молчат как-будто ничего не происходит.Звонила на завод ,пыталась поговорить , бросают трубку. А что вы думаете люди?


Похожие записи